Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части

  Главная       Учебники - Военное дело      Прикладная военная психология (Караяни А.Г., Сыромятников И.В.) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 



3.2.

Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части

 

 

 


Под профессиональной деятельностью психолога понимается система взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых им для изучения психологических особенностей военнослужащих и гражданского персонала, воинских коллективов, психологических факто­ров военно-профессиональной среды и их совершенствования в целях повышения эффек­тивности воинской деятельности и сохранения психического здоровья военнослужащих и членов их семей [170].

Анализ и учет нормативных документов, войсковой практики организации и про­ведения психологической работы позволяют выделить ряд особенностей профес­сиональной деятельности психолога воинской части, предопределяющих ее спе­цифику [170].
Опора на положения современной психологической науки и практики, пред­ставляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический матери­ал для решения практических проблем.
Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ори­ентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого чело­века.
Достаточно жесткая регламентация деятельности различными нормативны­ми актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы военно­служащего, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психическо­го здоровья, так и на необходимость качественного решения служебных и боевых задач, обеспечения эффективного функционирования психики военнослужащих в процессе их выполнения. В то же время сам характер воинской деятельности во многом является источником психологических затруднений военнослужащих, а также ограничений (вследствие регламентированности воинского уклада, субор­динации действий военнослужащих и т. п.) в возможностях и свободе действий психолога по созданию необходимых условий для личностного роста военнослу­жащих и решения ими психологических проблем.
Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования, обусловленная значительной удаленностью, обособ­ленностью мест расположения воинских частей.
Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной про­фессиональной деятельности) и других служебных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (дежурство по воинской части, контроль выполнения распорядка дня, участие в проведении служебных расследований и т. д.).
Чрезвычайное функциональное разнообразие и сложность задач, решаемых военным психологом части. Это требует от него широкого научного кругозора, ориентации во многих отраслях психологии, применения методов и средств как исследовательско-диагностического, так и управляющего характера.
Коллективный характер организации и проведения психологической рабо­ты, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов, предполагающие обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с воен­нослужащими, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальнос­ти такой информации.
Зависимость окончательного результата от согласованности совместных дей­ствий психолога и других субъектов психологической работы — командиров, шта­бов, офицеров воспитательных структур.
9. Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности пси­
холога, а в ряде случаев — надежных и апробированных методик, позволяющих
эффективно осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их

по отношению к определенным категориям военнослужащих, отсутствие профес-сиограмм многих воинских специальностей.
Психологический анализ деятельности психолога предполагает раскрытие ее предметного содержания, способов и средств осуществления деятельности сис­тему профессиональных задач, условий, в которых эта деятельность протекает и которые влияют на ее эффективность, системы критериев, позволяющих судить о профессиональной компетентности и эффективности деятельности психолога.
Основные цели профессиональной деятельности психолога воинской части — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологи­ческое управление объектом.
Предметом изучения и управления при этом (т. е. предметом профессиональ­ной деятельности психолога) является психическая реальность военнослужащих.
Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога — уровень понимания явления и уровень управления им, — определяется, прежде всего, особым характером предметной сферы его практической деятельно­сти. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В боль­шинстве случаев задачей психолога является не только различение психологиче­ского явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных спо­собов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает соче­тание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур.
При этом эффективность исследовательско-диагностической деятельности обусловлена способностью психолога самостоятельно осуществлять задачу по­иска проблемы и построения ориентиров своей деятельности. Владея определен­ной технологией, ориентируясь на норму, он одновременно обязан видеть и уни­кальность каждого отдельного случая. В процессе психологического управления объектом психолог должен учитывать системность психологических явлений и процессов, имеющих место в воинской части. Работая с отдельным военнослужа­щим, необходимо ориентироваться как на его индивидуально-психологические особенности, так и на те условия микросоциальной среды, в которых осуществля­ется жизнедеятельность военнослужащего.
На каждом из выделенных уровней (понимания и управления объектом) выде­ляются задачи, отличающиеся особенным предметным содержанием и требу­ющие специфических методологических и практико-методических средств, про­фессиональной компетентности и культуры [19,171].
I. Уровень понимания. На этом уровне решаются следующие задачи теорети­ко-исследовательского содержания.
Фиксация существования социально-психологического явления. Содержа­ние деятельности психолога: увидеть явление, заметить его, различить в психоло­гически нерасчлененной для непрофессионала обыденной жизни. Если явление выступило как очевидная проблема, то содержанием деятельности психолога-практика становится принятие данной проблемы в качестве задачи его психоло­гической работы со всеми вытекающими профессиональными, в том числе и эти­ческими, последствиями.
Описание явления. Содержание - дать развернутую характеристику как на языке обыденного общения, понятного непрофессионалу, так и с помощью кате-

горий психологического языка, выделяющего тонкие детали, особенности и уже известные закономерности.
Исследование — т. е. целенаправленное наблюдение явления, его анализ, экс­пертиза, обобщение полученной достоверной социально-психологической инфор­мации.
Объяснение — интерпретация исследовательских данных, построение концеп­туальных моделей, позволяющих объяснить механизмы явления: его структуру, факторы возникновения и динамики, зависимости между различными парамет­рами-характеристиками, показатели и критерии оптимального или нормативно­го состояния социально-психологических характеристик. Объяснение фактиче­ски представляет собой обоснованное описание.
Прогнозирование — это построение психологом динамических моделей перс­пективного состояния воинского коллектива или военнослужащего, его деятель­ности и взаимоотношений при тех или иных условиях управления.
Практико-методические рекомендации, т. е. система обоснованных предло­жений организационно-управленческого характера для специалистов-профессио­налов, имеющих отношение к военно-организационной системе в связи с решаемой проблемой, для командиров, специалистов воспитательных органов, медиков и др.
П. Уровень управления. Этот уровень психологической работы предполагает практическое воздействие на параметры воинского коллектива и характеристики (свойства, состояния) отдельного военнослужащего. Реализуются следующие за­дачи.
Учет результатов понимания в управляющем воздействии — в процессе об­щения с руководителями и членами воинских коллективов, в построении коррек-ционно-формирующих программ, в процессе психологического консультирова­ния.
Коррекция развития, т. е. система компетентных профессиональных дей­ствий организационно-управленческого, психолого-педагогического, психотера­певтического плана, осуществляемых как самим психологом, так и другими воен­нослужащими по его рекомендациям в отношении к отклонениям в поведении отдельных военнослужащих и воинского коллектива в целом. Корректирующее воздействие предполагает обоснованное знание соответствующей нормы. Этот момент работы предполагает оказание психологической помощи военнослужа­щим со стороны только психологов-профессионалов.
Направленное формирование. Содержание данного аспекта деятельности — ус­транение отклонения от нормы, понимаемого как известный дефицит значимых знаний, умений, навыков, мотивации и личностно-групповых свойств, необходи­мых для успешного выполнения военно-профессиональных задач. Формами рабо­ты могут быть, например, организация мероприятий психологической подготовки к боевой деятельности, социально-психологический тренинг общения и пр.
Содействие саморазвитию. Жизнь воинского коллектива предполагает его саморазвитие, самостоятельное преодоление возникающих проблем. Роль психо­лога состоит, прежде всего, в квалифицированном психологическом консульти­ровании руководителя и отдельных военнослужащих в случаях их обращения за советом, помощью, а также в текущем психологическом просвещении и образова­нии членов воинского коллектива.

Реализация исследовательско-диагностических и управляющих процедур, тех ник и технологий направлена на решение тех задач, которые, собственно, и состав ляют содержание профессиональной деятельности психолога. В процессе выпол нения данных задач по отношению к объекту деятельности военный психолог реализует определенные функции. В данном случае функции понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач, од нородные по содержанию, осуществление которых характеризуется устойчивы­ми способами и средствами использования психологического знания для дости­жения определенной цели.
Анализ психологической литературы, а также реальной деятельности психоло­гов позволяет выделить следующие функции войскового психолога как субъекта психологической работы:
диагностическая — психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельно­сти, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влия­ющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей;
исследовательская — изучение новейших достижений в области психологи­ческой науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регу­лярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показате­лей применительно к конкретной выборке и т. д.;
прогностическая — прогноз тенденций развития и перспективного состоя­ния психологических характеристик объекта изучения при тех или иных ва­риантах управления им;
информационная — сообщение клиентам и военным руководителям систе­мы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологи­ческой компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития;
конструктивно-проектировочная — отбор и структурирование материала, участие в комплектовании воинских коллективов, групп, проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий воинской деятель­ности, средств и режимов труда и т. п.;
учебно-методическая — обучение использованию в практике знаний психо­логии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов;
экспертная — оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) ва­риантов решения проблем, квалифицированное заключение о психологиче­ских параметрах состояния объекта оценивания;
консультативная - оказание помощи военнослужащим, членам их семей и дача им рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;
коррекционно-развивающая - оказание помощи в изменении и/или рекон­струкции психологических образований, компенсация дефектов образова-
I ния и воспитания, изменение режимов и условий воинской деятельности

в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способ­ствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному ре­шению профессиональных задач;
• коммуникативная — установление контакта с партнером, прием и передача
сообщения, эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невер­
бальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли парт­
нера по общению.
Профессиональная деятельность психолога разнопланова и полифункциональ­на по своему характеру и содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединен­ные по их характеру в отдельные виды деятельности.
К числу основных видов и методов деятельности военного психолога относят­ся следующие.
Организационно-методическая работа. В рамках данного вида деятельнос­ти решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формали­зованных документов (справки, обзоры, донесения и т. п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психоло­гической работы (командиры, актив) практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий пси­хологической работы.
Совершенствование профессиональной компетентности. Данный вид дея­тельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологи­ческой науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста зна­ний, навыков и умений.
Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологиче­ских особенностей личности военнослужащего, социально-психологических ха­рактеристик деятельности воинских коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служеб-но-боевой деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:


прогноза дальнейшего развития объекта обследования;
поиска наиболее эффективных способов работы с ним;
разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для долж­ностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств боевой и психологической подготовки, режима жизнедеятельности военнослужащих.
В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и группо­вую психодиагностику, которые могут рассматриваться и как относительно само­стоятельный вид деятельности психолога, и как один из этапов деятельности пси-

холога в решении определенной задачи. В этой связи основными типами психоди­агностических ситуаций, как правило, выступают ситуации, связанные с:
мероприятиями профессионально-психологического отбора и расстановкой военнослужащих по воинским специальностям, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на военную службу;
добровольным обращением военнослужащего (членов семей, служащих) к психологу, когда необходимо выявить причины психологических проблем (зат­руднений) человека и определить пути их преодоления;
аттестацией должностных лиц и специалистов, когда выявляются и оцени­ваются их психологические качества на предмет соответствия определенной долж­ности или возможности обучения в военном вузе;
принудительным обследованием (например, обследование поступающего молодого пополнения либо выявление психологических факторов и причин, спо­собствующих совершению проступков, происшествий, аварий и т. п.), проводи­мым по решению командования для получения необходимой информации;
необходимостью изучения существующих форм, средств и методов боевой и морально-психологической подготовки военнослужащих в целях их оптимизации в интересах повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья личного состава.
Полученные данные могут использоваться следующими лицами: а) психологом воинской части для осуществления дальнейшей коррекционной работы;
б) другими специалистами, например медиками, социальными работниками,
психологами;
в) должностными лицами для формирования управленческого решения, учета
информации в воспитательной работе, при обучении военнослужащих;
г) другими людьми (родственниками, представителями воинского коллекти­
ва) для воздействия на жизнь обследуемого;
д) самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения.
В рамках перечисленных ситуаций используются различные организационные подходы и эмпирические методы, обеспечивающие получение достоверной ин­формации.
4. Психологическая помощь. Под психологической помощью понимается сис­тема мероприятий, проводимых психологом воинской части средствами практи­ческой психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодо­ление различного рода психологических затруднений у военнослужащих и членов их семей, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного че­ловека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздей­ствия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: инди­видуальная, семейная и групповая.
Основными видами и методами психологической помощи являются психопро­филактика и психогигиена, психологическое консультирование, психологическое обу­чение и просвещение, психотерапия, психокоррекция и психореабилитация. Кратко охарактеризуем их.

Психопрофилактика и психогигиена — это система психолого-педагогических и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообраз­ных психологических проблем и направленных на сохранение психического здо­ровья военнослужащих, на создание нормальных условий для их жизнедеятель­ности.
Психопрофилактические мероприятия проводятся психологом в тесной взаи­мосвязи с другими должностными лицами. В рамках данного вида деятельности осуществляются:
выявление и постановка на учет военнослужащих, склонных к отклоняюще­муся (девиантному) поведению, а также лиц с низким уровнем нервно-пси­хической устойчивости;
организация работы комнаты психологической разгрузки, в которой прово­дятся циклы бесед на психогигиенические темы по сохранению нервно-пси­хического здоровья;
обучение приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний, специа­лизированным формам мобилизации на действия в экстремальных ситуаци­ях или процедурам восстановления психофизиологических ресурсов;
определение психогигиенического минимума для военнослужащих в различ­ных условиях служебно-боевой деятельности;
психогигиеническая оценка комфортности среды, анализ режима труда и от­дыха;
прием психологом военнослужащих во время медицинской диспансеризации, а также другие мероприятия.
Психологическое консультирование — это вид психологической помощи, зак­лючающейся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его социально-психологической ком­петентности и оказании содействия в решении сложных личностных проблем, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадап­тивных способов поведения.
Консультирование осуществляется, как правило, в форме специально орга­низованной беседы психолога с клиентом. Оно может проводиться также путем организации почты или телефонов доверия в рамках воинской части. Консульти­рование может быть индивидуальным или групповым.
Психологическое обучение и просвещение — это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человече­ской психологии, механизмах возникновения негативных психических состояний, формированию и совершенствованию навыков психолого-педагогической и управ­ленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построе­ния оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми.
Основными задачами психологического просвещения являются:
ознакомление военнослужащих с основными закономерностями и условия-ми благоприятного психического развития человека;
популяризация и разъяснение результатов новейших психологических ис­следований;

формирование потребности в психологических знаниях, желания использо­вать их в работе с людьми или в интересах развития собственной личности;
достижение понимания необходимости практической психологии и работы психолога, специфики его деятельности, возможностей и ограничений в его работе и др.
От консультирования просвещение отличается, прежде всего, наличием более широкого контекста и предметной области излагаемых психологических сведе­ний, не соотносимым напрямую с актуальными психологическими проблемами конкретных военнослужащих.
Психологическое просвещение и обучение реализуются в системе обществен­но-государственной, командирской и боевой подготовки, а также в процессе по­вседневной жизнедеятельности: в ходе бесед, лекций, проведения демонстраци­онных психологических практикумов, тренингов, группового психологического консультирования лиц, обратившихся по поводу тех или иных проблем.
Формами психологического просвещения могут быть также выставки, подбор­ка литературы, показ учебных и художественных кино- и видеофильмов, оформ­ление сменных тематических стендов по актуальным проблемам социальной, воз­растной и педагогической психологии. Эффективной формой психологического обучения являются различного рода тренинги (психофизические, социально-пси­хологические).
Психотерапия и психокоррекция —деятельность, направленная на ослабление действия психотравмирующих факторов, воссоздание гармоничных отношений человека с окружа­ющей средой, его личностный рост, формирование у него качеств, необходимых для про­фессиональной деятельности, а также на оптимизацию социально-психологического кли­мата в коллективе.
В психотерапии как форме психологической помощи различают ее медицин­ское направление, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицин­ское, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии.
При этом психокоррекционные мероприятия проводятся тогда, когда психо­логом выявлены негативные отклонения от нормы в развитии и функционирова­нии психики конкретного человека.
Психореабилитация, используя в основном методы и процедуры психотерапии, характери­зуется как деятельность, направленная на восстановление психических функций и личност­ного статуса человека, нарушенных вследствие действия психотравмирующих факторов.
Психореабилитационные мероприятия проводятся, как правило, в системе ком­плексной реадаптационной программы, предполагающей не только специализиро­ванную медицинскую и психологическую помощь, но и создание необходимых со­циальных условий (табл. 1.3).
Перечисленные виды деятельности военного психолога образуют целостную систему, обеспечивающую вследствие комплексного применения процедур ис­следовательского и управляющего характера решение задач оптимизации усло­вии жизнедеятельности военнослужащих в интересах эффективного выполнения ими социальных функций, военно-профессиональных обязанностей и сохране-

ния их психического здоровья. При этом каждый из выделенных видов деятель­ности (если за критерий их сравнения брать отношение к норме, рассматривае­мой как оптимальное состояние объекта) выполняет свою специфическую функ­цию:
Таблица 1.3
Примерные нормы продолжительности различных видов профессиональной
деятельности психолога (Приложение 5 к директиве № Д-3 НГУВР ВС РФ от 01.10.98 г.)

 

п/п

Вид профессиональной деятельности

Среднее

время часах)

Примечания

1

Индивидуальная психологическая диагностика, обра­ботка результатов, оформление заключения и реко­мендаций

4.0

из расчета на одного военно­служащего

2

Групповая психодиагностика, обработка результатов, оформление психологического заключения1

до 8.0

группа 20-25 чел.

3

Индивидуальное консультирование:

- первичное

- последующее

2.0 1.0

на одну беседу

4

Групповое консультирование:

- первичное

- последующее

2.0 1.0

на одну беседу

5

Индивидуальная коррекционная работа с военнослужащим

30.0

включая работу с командирами

6

Групповая коррекционная работа1

20-25

включая работу с командирами

7

Подготовка к проведению мероприятия по психологи­ческой работе с военнослужащими

до 3.0

на одно мероприятие

8

Ежедневный анализ оперативной психологической информации

0.5


9

Ежедневное итоговое оформление документации

0.5


10

Получение профессиональных консультаций в научных и учебных учреждениях

до 3.0

раз в две недели

11

Обобщение результатов работы, написание отчета

до 5.0

раз в полугодие

  • психодиагностика — как деятельность по определению актуального состоя­ния объекта изучения с точки зрения нормы и прогнозирование его будуще­го состояния;

  • психологическое консультирование и просвещение — как деятельность, направ­ленная на осознание военнослужащими (членами их семей) феноменологи­ческих проявлений нормы в жизнедеятельности людей и собственном пове­дении;


 

 

  • психотерапия, психокоррекция и психореабилитация — как психологиче­ское воздействие на объект, находящийся в состоянии отклонения от нор­мы, в целях возвращения его в нормальное состояние;

  • психопрофилактика и психогигиена — как воздействие на объект, находящий­ся в нормальном состоянии, с целью предупредить возможные последующие отклонения.

Внешним выражением способности психолога оптимально планировать дея­тельность и обеспечивать полноту выполнения функциональных обязанностей являются трудозатраты на выполнение различных видов деятельности. По сути дела структура распределения служебного времени в значительной мере отражает уровень реальной сформированности профессиональных знаний, навыков, умений в определенной области психологии, его служебно-профессиональные приорите­ты, а также профессионально-ролевые позиции психолога в структуре взаимо­действия с другими должностными лицами (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Изменение соотношения трудозатрат служебного времени на различные виды Деятельности у психологов, достигших высокого уровня становления и остальных (по выборке)

В ходе анализа войсковой практики выявлены значимые отличия в распреде­лении служебного времени, отводимого на различные виды деятельности, между «успешными» психологами и остальными [170]. Показано, что оптимальность структуры трудозатрат обеспечивается увеличением времени (у «успешных» пси­хологов), отводимого на проведение мероприятий по оказанию психологической Помощи, и сокращением временных затрат на другие виды деятельности (не свя­занные напрямую с функциональными обязанностями).

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..