ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

  Главная       Учебники - Военное дело      Прикладная военная психология (Караяни А.Г., Сыромятников И.В.) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 


Глава 3.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

 


3.1.

Общие обязанности должностных лиц воинской части по организации и проведению психологической работы



Психологическая работа в воинских частях и подразделениях выступает прежде всего как система регулирования процессов особого типа - психологических и социально-психологических.
Основным содержанием психологической работы являются психологическое изучение и психологическое управление объектом.
В качестве объекта психологической работы выступают военнослужащие и гражданский персонал воинской части, члены их семей, а также основные виды воинской деятельности.
В зависимости от объекта выделяются следующие организационные уровни психологической работы в воинской части:
уровень отдельного военнослужащего;
уровень воинского коллектива (подразделения);
уровень воинской части.
Психологическое изучение объекта предполагает научное исследование, опи­сание, объяснение и прогнозирование психологических процессов, явлений и состояний отдельных военнослужащих и воинских коллективов на основе дос­товерной информации, полученной с помощью надежных методов. Результатом этой деятельности является психологический диагноз, предполагающий описа­ние актуального и перспективного состояний объекта изучения, а также предла­гаемые меры управляющего воздействия.
Психологическое управление объектом имеет целью оптимизировать имеющи­еся условия жизнедеятельности военнослужащих с учетом ее психологических аспектов, на основе внедрения практических рекомендаций и оказания непо­средственной помощи руководителям, воинским коллективам, отдельным во­еннослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу. Следует отметить, что психологическое управление может быть прямым, включающим специаль­ные психологические методы воздействия на личность, коллектив, и косвенным, осуществляемым совместными усилиями всех субъектов психологической рабо­ты через изменение условий жизнедеятельности, подбор военнослужащих, через изменение технологии и режима деятельности.
Реализация конкретных задач, относящихся к данным направлениям, осущест­вляется субъектами психологической работы. В воинской части к ним относится

довольно широкий круг лиц и органов руководства, в той или иной мере оказыва­ющих психологическое воздействие на военнослужащих. Таковыми, в частности, являются командиры, штабы, органы воспитательной работы, медицинская служ­ба, военнослужащие, воинские коллективы, общественные организации. От согла­сованности их действий во многом зависит эффективность психологической ра­боты в целом [148].
Кратко охарактеризуем основные функции некоторых из указанных категорий.
1. Командиры всех уровней отвечают за организацию и руководство психологи­ческой работой во вверенных им подразделениях и частях. Осуществляя комп­лексный, системный подход к решению различных проблем, они ставят задачи подчиненным должностным лицам по организации и проведению психологической работы, поддержанию здорового и управляемого морально-психологического со­стояния личного состава, сплочению воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины и правопорядка, сами непосредственно принимают участие в реализа­ции основных мероприятий, контролируют качество их выполнения.
Командиры (военные руководители) обязаны:
систематически повышать личный уровень психолого-иедагогических зна­ний, требовать этого от подчиненных;
всесторонне изучать личный состав путем личного общения с ним, знать де­ловые и морально-психологические качества подчиненных, повседневно за­ниматься их воспитанием;
формировать и поддерживать у подчиненных высокое морально-психологи­ческое состояние, моральную и психологическую готовность к защите Оте­чества, а также качества, необходимые для выполнения воинского долга;
при организации боевой учебы добиваться от подчиненных должностных лиц использования разработанных форм и методов психологической подго­товки;
заботиться о сплочении воинских коллективов, совершенствовать культуру межнационального общения военнослужащих;
проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать во взаи­моотношениях бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства;
в работе с кадрами опираться на результаты профессионального психологи­ческого отбора военнослужащих, учитывать психолого-педагогические зна­ния, профессиональные навыки и умения, способности и опыт подчиненных должностных лиц при кадровых перемещениях;
сохранять конфиденциальность полученной психологической информации;
принимать меры по сохранению и укреплению психического и физического здоровья военнослужащих, направлять военнослужащих с отклонениями в психическом развитии на психиатрическое освидетельствование, а при не­обходимости, по заключению врача-психиатра, и на лечение;
руководить деятельностью психолога (специализированных психологиче­ских подразделений), систематически заслушивать его о состоянии психо­логической работы, проблемах в проведении ее мероприятий, и принимать меры к их своевременному решению;

- осуществлять контроль действенности мероприятий психологической работы;
- принимать своевременные меры для всестороннего обеспечения психологи­ческой работы (кадрового, научно-методического, материально-техническо­го, финансового).
Штабы, совместно с органами воспитательной работы, обеспечивают един­ство планирования, согласованность проведения мероприятий психологической работы и взаимодействие ответственных исполнителей. На основе анализа мо­рально-психологического состояния личного состава вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации.
Органы воспитательной работы несут ответственность за планирование, ме­тодическое обеспечение, организацию, непосредственное проведение и действен­ность мероприятий психологической работы с военнослужащими, членами их се­мей и гражданским персоналом.
Медицинская служба во взаимодействии с психологами, командирами и долж­ностными лицами воспитательной работы осуществляет мероприятия по психоги-
гиене и психопрофилактике в целях создания оптимальных условий для сохра­нения психического и физического здоровья военнослужащих, предупреждения психических расстройств и раннего выявления военнослужащих с нервно-психи­ческой неустойчивостью и психическими заболеваниями.
В то же время существует специальный институт должностных лиц и органов психологической работы. На уровне воинской части им является психолог. Об­ладая необходимым уровнем профессиональной квалификации, он несет персо­нальную ответственность за содержание и научное обеспечение мероприятий психологической работы, а также за обоснованность и качество применения ме­тодов и процедур психологического изучения и управления, достоверность пси­хологических заключений и рекомендаций. В его обязанности входит осуществ­ление мероприятий, предполагающих применение специальных психологических процедур и методов, а также оказание методической помощи психологам баталь­онов и другим должностным лицам (см. приложение 3).
Кроме этого в воинской части на нештатной основе функционирует центр (пункт) психологической помощи и реабилитации, который подчиняется замести­телю командира полка по воспитательной работе. Он объединяет в своем составе психолога части и психологов батальонов, офицеров, имеющих высокий уровень психолого-педагогической компетентности, а также психологический актив из числа сержантов и рядового состава (желательно с психологическим, медицин­ским или педагогическим образованием).


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..