Психологическое знание и психологическая практика в контексте профессиональной деятельности военного психолога

  Главная       Учебники - Военное дело      Прикладная военная психология (Караяни А.Г., Сыромятников И.В.) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

2.3.

Психологическое знание и психологическая практика в контексте профессиональной деятельности военного психолога

 

Наука и практическая деятельность — две тесно взаимосвязанные и в то же время существенно отличающиеся друг от друга сферы общественной практики. Поэто­му использование результатов научного познания в практической деятельности любого специалиста далеко не простой процесс, обусловленный взаимодействием практиков, которые осуществляют определенную деятельность (будь то управле­ние, обучение или воспитание) и теоретиков, которые занимаются изучением этой деятельности.

Слово «психология», образованное от греческих слов psyche (душа) и logos (уче­ние, наука), впервые появилось в XVIII в. в работах немецкого философа Христиа­на Вольфа (1679-1754) — учителя М. В. Ломоносова — «Рациональная психоло­гия» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732-1734 гг.

Психология как область интереса людей к детерминантам собственного по­ведения существует очень давно, но как самостоятельная наука она ведет отсчет с 1879 г., когда немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920) создал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. На базе этой лаборатории впоследствии был создан Институт экс­периментальной психологии, в котором работали многие выдающиеся психоло­ги всего мира.

 

За прошедшее с тех пор время было сформировано немало научных школ и направлений. Несмотря на это, и сегодня психология остается одной из немногих наук, которая «ищет» свое лицо, т. е. свой объект и предмет. Современное пони­мание психологии связано с ее определением как науки о закономерностях, осо­бенностях порождения, функционирования и развития психики.

Слово «психология» кроме своего основного значения (наука о психике) име­ет ряд других, близких значений. Часто «психология» в обыденном разговоре оз­начает то же, что и «психика» (например, психология индивида, психология груп­пы). В выражениях «психология памяти», «психология личности», «психология мышления» слово «психология» обозначает раздел психологии, рассматрива­ющий отдельные аспекты психики; изучаемые в то же время и другими науками. Подобные выражения допустимы потому, что существуют и непсихологические теории памяти, личности, мышления: физиологические, биохимические, социо­логические, философские. Другими словами, «психология» — это наука обо всей совокупности психических явлений и о каждом из этих явлений в отдельности. Такой способ использования понятий аналогичен общенаучной практике. Напри­мер, говорят о физике вообще и о «физике твердого тела».

Психология, как и всякая другая наука, имеет свой объект — фрагмент реально­сти, на которую направлена активность субъекта, и свой предмет — часть, аспект объекта, выраженный в научных терминах соответствующей науки. Предмет уста­навливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект.

Объектом психологии являются люди, обладающие психикой, рассматрива­емые в отдельности (взаимодействующие только с экспериментатором) или вза­имодействующие друг с другом, т. е. составляющие группы разной величины1.

Неотъемлемой стороной человека как объекта психологии является деятель­ность или иная форма жизненной активности. Многообразие проявлений чело­веческого начала нашло отражение в закреплении в психологии таких понятий, как «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект»:

  • индивид характеризует человека как представителя определенного вида — homo sapiens, носителя общечеловеческих черт в индивидуальном выраже­нии;

  • личность ориентирует на понимание человека как субъекта социальных от­ношений, детерминацию его качеств вследствие включенности в обществен­ные отношения, совместную деятельность и общение. При определении при­надлежности тех или иных черт к личностным или индивидным принято обращать внимание на степень их биологической или социальной детерми­нации;

  • индивидуальность — это психологическая неповторимость отдельного чело­века, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях;

  • субъект — это человек как носитель, источник предметно-практической дея­тельности и познания.

Предметом психологии служат закономерности порождения, функционирова­ния и развития психики, ее механизмы.

Кратко, в самом общем виде, предмет психологии обозначается словом «пси­хика», которое заимствовано из древнегреческого языка и обозначало в древнос­ти не только «душу», но и «личность».

Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающее­ся в активном отражении индивидом объективного мира, построении образа это­го мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Расширяя приведенную трактовку термина «психика», следует отметить, что в нем находят отражение следующие аспекты:

  • процессы формирования внутреннего мира (модели мира внешнего);

  • содержание внутреннего мира и процессы его преобразования;

процессы организации, осуществления действий и управления ими.
Динамическая структура психики включает:

1) психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые); психиче­
ские состояния;

2) психические свойства (темперамент, характер, направленность, способности);
' 3) психические образования (знания, навыки, умения, опыт).

Сложную психическую реальность, выступающую предметом психологии, на­ука стремится отразить в ее существенных свойствах и в обобщенной форме, т. е. в понятиях. Понятия в конечном итоге составляют каркас любой науки. В своей совокупности они образуют категориальный строй. Категория — это предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.

Изменение научного взгляда на психологию человека сопряжено со сменой категорий, с наполнением их новым содержанием. В этом смысле изменение пси­хологии как науки тесно связано с двумя направлениями, характеризующими в ко­нечном счете ее структуру:

  • дифференциацией отраслей психологии;

  • оформлением и развитием научных направлений и школ.

Первое направление тесно связано с онтологическими характеристиками объекта психологического исследования.

Второе —с гносеологическими предпосылками формирования самого психо­логического знания.

В первом случае речь идет о различных сферах человеческой деятельности, во втором — о возможных методологических подходах к изучению психического.

При этом дифференциация отраслей психологии и теоретических направле­ний имеет принципиально иные механизмы. Так, специфика функционирова­ния психики людей в различных сферах человеческой деятельности, особенно­сти возникающих при этом проблем, требующих привлечения для их решения научного знания, служат объективным основанием для выделения различных отраслей психологии. Эти отрасли можно классифицировать по различным ос­нованиям. Современная психология является чрезвычайно дифференцирован­ной наукой. Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно само-

 

стоятельных ее отраслей, претендующих на статус «полноценных» научных дис­циплин.

Отрасли психологии выделяются по множеству оснований:

а) по цели деятельности (получение или применение нового знания): фунда­
ментальные и прикладные науки;

б) по предмету исследования: психология развития, творчества, личности, воли
и т. д.;

в) по виду связей психологии с другими науками: психофизиология, нейропси­
хология, математическая психология;

г) по связям с различными сферами практики: организационная психология,
инженерная психология, психология спорта, педагогическая психология,
политическая психология, юридическая психология, социальная психоло­
гия, военная психология и ряд других;

д) по объекту и специфике его развития — психология животных (зоопсихо­
логия), психология человека (антропологическая психология), в том чис­
ле детская и возрастная психология, патопсихология.

Таким образом, дифференциация психологии на отдельные отрасли отвечает практическим задачам, стоящим перед наукой и имеющим свою специфику. Фун­даментальная часть психологии представлена общей психологией — дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед пси­хологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать важнейшие закономернос­ти существования и развития психической реальности. Основные вопросы, под­нимаемые общей психологией, стоят в центре более частных отраслей психологи­ческой науки, являющихся относительно самостоятельными областями знания. Например, военная психология, являющаяся научно-теоретической основой пси­хологической работы, исследует особенности функционирования психики чело­века в условиях воинской деятельности, выявляет стресс-факторы боя, их влия­ние на человека и т. п.

Отличительной чертой психологического знания является наличие в нем боль­шого количества научных направлений, школ и концепций. Механизм их оформ­ления иной, чем выделение отраслей психологии. Научные течения различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснитель­ным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под опреде­ленным углом зрения. Какие-то отдельные стороны его психической жизни выс­тупают на первый план, другие — либо не замечаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

В основе разработки того или иного подхода в психологии всегда лежит процесс использования одной или нескольких базовых категорий, посредством которых объясняются основные проявления психики. Как правило, со временем та или иная категория абсолютизируется, превращается в объяснительный принцип, подчиня­ет себе остальные категории, оформляя тем самым особое научное направление.

Представители определенных теоретических направлений, разделяющие об­щий подход к пониманию психического и методы его изучения, имеющие, как правило, известного научного лидера, могут образовывать научную школу.

 

Научная школа - способ и форма организации кооперированной научной дея­тельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знании.

Каждый из представленных в науке гносеологических подходов к пониманию психического, а значит, и к пониманию предмета и содержания психологической | науки имеет свою историю возникновения, существования и развития. Вместе с тем каждый новый подход не отменял всего предыдущего, а лишь вносил свое понимание в общую копилку психологической науки. Поэтому в психологии, как, впрочем, и в любой другой науке, нельзя ставить вопрос, какой подход наиболее верный. Все подходы имеют свои достоинства и недостатки. Более существен­ным является вопрос о том, какие познавательные задачи позволяет решить тот или иной подход. Именно этим и определяется его место в структуре науки и его роль в истории психологии.

В психологии на различных этапах ее развития в качестве основного предмета исследования рассматривались такие понятия, как душа, сознание, поведение, бессознательное, психика и др. Соответственно, можно говорить о существова­нии в разное время таких научных направлений, как ассоцианизм, структурная психология, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, ког­нитивная психология, гуманистическая психология, деятелъностный подход в оте­чественной психологии и др.

Следует выделить три вида деятельности, в рамках которых решаются основ­ные задачи психологии:

1) научно-исследовательская (получение, анализ и обобщение научных данных
психологических исследований, рефлексия динамики научного психологи-

ческого знания);

  1. педагогическая (преподавание и пропаганда психологии);

  2. практическая, состоящая в консультировании, психологической эксперти­зе, психотерапии (психологическая практика).

Кратко остановимся на каждом из них.

Первый вид деятельности, в котором психология рассматривается как на­учно-исследовательская деятельность, заключается в изучении специфических духовных механизмов, особых форм внутренней активности человека, которые обеспечивают:

а) восприятие того, что происходит вокруг человека и частично внутри него;

б) эмоциональную оценку полученной информации;

в) обработку информации в целях получения более сжатой и более адекватной
модели ситуации и установления общих закономерностей;

г) использование созданной модели ситуации для преобразования этой ситуа­
ции и удовлетворения жизненных потребностей.

Важной перспективной задачей психологии является объединение всех наук о духе, выполнение по отношению к ним методологических функций.

В т о р о й вид деятельности в области психологии - педагогическая, представ­лен не только преподаванием психологии, но и реализацией возможностей пси­хологии (как практически ориентированного знания) в образовательной сфере.

 

Важность психологических знаний в образовательной сфере объясняется наце­ленностью его использования в конечном счете на выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, на создание психологических условий, обеспечи­вающих полноценное психическое и личностное развитие обучаемых. При этом общим полем деятельности педагога и психолога является личность учащегося, классный коллектив (курсантский, студенческий) и учебная деятельность. Дей­ствуя в этом пространстве, предоставляя психодиагностическую информацию, психолог должен помочь своим коллегам-педагогам решить следующие задачи:

  1. построение учебной деятельности, психологически адекватной познаватель­ной деятельности обучаемого и особенностям учебного предмета;

  2. моделирование педагогом личности и внутренних ресурсов ученика;

  3. адаптация содержания и методики представления учебного материала к пси­хологическим особенностям учащихся;

  4. коррекция репрезентации в сознании обучаемого образа педагога как важ­нейшего фактора его жизнедеятельности, психического развития и личност­ного роста;

  5. согласование действий всех участников педагогического процесса: педаго­гов, обучаемых, родителей.

Третий вид деятельности — психологическая практика, связан с реализаци­ей следующих социальных функций:

а) повышением психологической культуры людей и общества в целом;

6) гуманизацией социальных институтов (социального строя), экономики, по­
литики, межличностных отношений, всех видов деятельности;

в) совершенствованием условий жизни и деятельности людей, в том числе тех­
ники, инструментов;

г) оказанием непосредственной практической помощи людям, испытывающим
психологические затруднения и проблемы в личной жизни и профессиональ­
ной деятельности.

К настоящему времени в понимании сущности психологической практики, ее теоретико-методических особенностей сложилось два основных подхода:

  • первый подход трактует психологическую практику как психологиче­ское обеспечение функционирования индивидов в различных сферах (сфе­ре спорта, промышленности, образования и т. д.);

  • второй подход рассматривает психологическую практику как отдельную сферу деятельности практических психологов.

Появление психологической практики привело к качественному изменению и самой психологической теории. В ее составе начинает формироваться психотех­ническая теория, основными отличительными признаками которой являются:

  1. практичность как выражение направленности теории не на внешний по от­ношению к исследователю объект, а на «работу-с-объектом»;

  2. ценностную ориентацию на критерии истины, добра, красоты, святости, поль­зы в отличие от критериев объективности, характерных для академической психологии;

 

3) адресность, направленность на психолога-практика как на своего «внутрен­него персонажа» и релевантность его внутреннему опыту; 4)су6ъектностъ познания, обусловленная заинтересованностью всех участни- ков психотехнической практики (и психолога, и клиентов) в качестве про­цесса и результатах своей деятельности;

  1. гибкость и многообразие используемых методических средств, обеспечива­ющих создание оптимальных условий для самопознания и самораскрытия как клиента, так и психолога;

  2. личностный характер получаемого в результате взаимодействия знания как знания не о чем-то внешнем по отношению к исследователю, а знания о том, что «присутствует во мне или в чем присутствую Я» [30].

Теоретические аспекты различных психологических наук, связанные с возмож­ностью привлечения их содержания для оказания помощи конкретным людям, а также положения психотехнической теории составляют контур развивающейся практической психологии.

Практическая психология — отрасль психологии, предметом которой является психологическая помощь, т. е. практическая деятельность психологов, направлен­ная на конкретного человека с его проблемами, запросами, потребностями и т. п.

Основные черты практической психологии показывают главное отличие пси­хотехнической теории от традиционного психологического знания. Оно состоит в том, что в качестве предмета практической психологии выступает «метод, огра­няющий и созидающий пространство психотехнической "работы-с-объектом"». Именно метод выступает центральным звеном в системе взаимодействия психоло­га-практика с клиентом. И в зависимости от того, что и как он делает, формируется понимание того, что и почему происходит в этот момент в психике клиента и его самого. В итоге психотехническая теория обогащается обобщениями особого рода, которые уже по своему происхождению представляют собой универсальные спосо­бы совместной деятельности по преодолению психологических затруднений.

Предметом деятельности практических психологов является психическая ре­альность людей, а также факторы, воздействующие на нее.

Психическая реальность — действительно существующее психическое, субъек­тивное отражение; явления психики, сознания.

Причем, если в академической психологии психическая реальность оказывает­ся как бы поделена на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, то особеннос­тью психологической практики является то, что человек в ней предстает целост­но, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог-практик вынужден использовать совокупность различных методов, сло­жившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.

Для понимания психической реальности принципиально важным является следующее положение: все явления внутреннего мира (субъективного) челове­ка связаны с внешним миром (объективным). Всякое психическое явление по­лучает свое определение и содержание через связи и отношения человека с ок­ружающей действительностью. О психике мы говорим тогда, когда объективный мир предстает перед нами как мир, воспринятый нами. Психическое одновре-

 

менно и сторона бытия (т. е. имеет органическую природу), и отражение бытия [157]. Развитие человека в этом плане может быть понято как продвижение от позна­ния, отражения окружающего мира к способности восприятия, осознания и по­знания себя. Субъективность не разделяет, не противопоставляет, а связывает человека и мир, способствует формированию его субъектности — способности соотносить чрезвычайно сложные и многообразные связи между собой и миром и выбирать на этой основе наиболее продуктивные с точки зрения сосуществова­ния двух систем способы своей активности по разрешению различного рода про­тиворечий.

Особенностью деятельности практического психолога является то, что он воз­действует на внутренний мир человека исходя из этических соображений и при­знания ценности его личности. Однако это воздействие имеет опосредованный характер (в отличие, например, от хирургического вмешательства врача). Психо­лог, используя обобщенные знания о людях вообще, помогает, с одной стороны, осознать человеку свою уникальность, с другой стороны — типичность основных проявлений своей психической активности и тех проблем, с которыми он сталки­вается. Тем самым задействуется основной мобилизующий фактор предстоящих изменений — сама психическая реальность данного человека.

Специфика предметной сферы и деятельности практических психологов более отчетливо видна при сопоставлении их с деятельностью ученых-исследователей. Логика деятельности ученого — это логика постоянного поиска в мире идей и понятий. Сначала он ищет еще не замеченные другими проблемы, а затем — неиз­вестные другим ответы на них. В качестве исходного материала для ученого выс­тупают факты — явления действительности, представленные в свете имеющихся научных взглядов. Тогда то, что для деятеля выступает основой для оценки — явление и его свойства, — для ученого выступает объектом понимания. Уже на этапе отбора явлений для последующего исследования ученый-психолог попада­ет в ситуацию выбора. Поэтому все дальнейшее имеет значение только в рамках избранного им теоретического подхода. Именно в этом «понятийном простран­стве» разворачивается вся последующая работа исследователя, который на осно­ве определенной концепции изучения реальных явлений в достаточно большом объеме формирует (уточняет) представления о норме того или иного выявленно­го им качества.

Логика деятельности психолога практика — это логика действия, направлен­ного на использование результатов научного исследования в интересах тех, кто обратился к нему за помощью. Это означает, что практик работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным видом услуг. Психолог работает с «клиента­ми» -- лицами, нуждающимися в психологической помощи. Другая отличитель­ная черта практика заключается в том, что он всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму (исходное начало для сравнения). Именно нор­ма служит отправной точкой для всех дальнейших действий психолога-практика. Она позволяет оценить значимость проявлений тех или иных факторов в реаль­ной жизни клиента. Процедура соотнесения нормы с реальным объектом основа­на, как правило, на комплексном применении психодиагностических методик. Если отклонения значительны и превышают величину допустимых колебаний

нормы (а она также указывается исследователем), то практик фиксирует наличие такого рассогласования и предлагает клиенту свои услуги по коррекционному воздействию. Воздействие психолога - это определенные процедуры регуляции психических состояний. Итогом работы практика становится изменение каче­ственных и количественных показателей той трудности, с которой клиент к нему обратился.

Таким образом, логика работы практика - это логика возврата системы к вы­явленной в науке норме. При этом практик своим применением нормы как бы постоянно «испытывает ее на прочность». В итоге, накопленный им банк данных может послужить основой для уточнения нормы. Тем самым практик реализует некоторые функции исследователя, но настоящим исследователем он не может себя считать до тех пор, пока не поставит под сомнение исходные теоретические положения, которые описывают норму и все, что с ней связано. Тогда практик становится теоретиком и начинает совмещать практическую работу с научно-ис­следовательской.

Различие между психологами-исследователями и психологами-практиками состоит в том, что целью деятельности психологов-исследователей является но­вое теоретическое объяснение сущности объекта и наблюдаемых явлений, а це­лью деятельности психолога-практика — выявление и регистрация состояния объекта по наиболее существенным параметрам, а также непосредственное кор-рекционно-развивающее воздействие на объект на основе учета выявленных за­кономерностей и известных норм.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие элементы составляют основу специальной системы профессиональ­ного сопровождения психолога?

  2. Какие черты характеризуют профессиональную субъектность психолога?

  3. Назовите основные целевые ориентиры в подготовке психолога в вузе.

  4. Владение какими типами профессионального мышления обеспечивает пси­хологу комплексное воздействие на объект?

  5. Какие условия обеспечивают решение задачи формирования и развития в ходе обучения в вузе необходимых профессиональных качеств психолога?

  6. В рамках каких видов деятельности решаются основные задачи психологии?

  7. В чем отличие логики деятельности психолога-исследователя от логики де­ятельности психолога-практика?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

  1. Абульханова К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.

  2. Абульханова К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные ме­тодологические значения. В кн.: Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - М., 2002.

  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб., 2001.

  4. Анциферова Л. И. Психологическое содержание феномена «субъект» и гра­ницы субъектно-деятельностного подхода. В кн.: Проблема субъекта в пси­хологической науке. — М., 2000.

 
  1. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.; Воронеж 1996.

  2. Журавлев А. Л. Психологические особенности коллективного субъекта. В кн.: Проблема субъекта в психологической науке. — М., 2000.

  3. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М 1999.

  4. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Бруш-линского, М. И. Воловиковой. — М., 2002.

  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

10. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. — М. 1997.

11. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — М., 1997.

  1. Сергиенко Е. А. Природа субъекта: онтогенетический аспект. В кн.: Пробле­ма субъекта в психологической науке. — М., 2000.

  2. Слободчиков В. А., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.

  3. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, мето­ды. - М., 1987.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..