Профессиональная субъектность как фактор саморазвития военного психолога

  Главная       Учебники - Военное дело      Прикладная военная психология (Караяни А.Г., Сыромятников И.В.) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Глава 2.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИЕЙ ПСИХОЛОГА


2.1.
Профессиональная субъектность как фактор саморазвития военного психолога



На сегодняшний день одной из наиболее востребованных профессий является профессия психолога. В настоящее время более 150 вузов страны готовят соот­ветствующих специалистов. Имеющийся опыт их подготовки в высшей школе убедительно доказывает, что образ будущей профессии выпускника должен быть таким же объектом формирования, как и профессиональные знания, умения, на­выки и способы мышления. Целенаправленное формирование понимания буду­щими специалистами ценностных приоритетов профессиональной деятельности во многом способствует достижению ими профессиональной самостоятельности, основанной на осмысленном и заинтересованном отношении к результатам свое­го труда.
Это обусловлено, в частности, тем, что процесс вхождения психологов в новую должность, выполнения ими профессиональных обязанностей оказывается на деле достаточно сложным, а порой и малоэффективным. В данной связи показательным является период, совпадающий с началом самостоятельной деятельности после [окончания вуза, когда значительно изменяется тип и характер его взаимодействия с другими субъектами. Относительно структурированная (в плане целенаправлен­ного и контролируемого характера освоения норм профессии) учебная среда вуза сменяется обстановкой, в которой резко возрастает количество актов самостоятель­ного функционального самоопределения психолога, связанных с проблемными ситуациями его деятельности. В условиях дефицита внешней пролонгированной профессиональной ориентации психолога в нормах профессии возрастают требо­вания к его личностно-профессиональному потенциалу, способности на основе уг­лубленного самопознания, соотнесения своих личностных качеств с требованиями обеспечить адекватный выбор способа и меры профессионального вмешательства в жизнь другого человека.
Как показывают исследования профессионального становления психологов, эффективность данного процесса зависит от целого ряда условий и факторов, со-ставляющих социальную ситуацию профессионального развития. При этом, наря­ду с периодами относительно стабильного профессионального функционирования, существуют критические периоды, связанные с разрешением тех противоречий,
30 Раздел \. Организация и ведение психологической работы в мирное время
которые обусловлены «движением» специалиста в социальной среде и особеннос­тями условий профессиональной деятельности. К числу данных противоречий относятся:
противоречия между реальным уровнем профессиональной компетентнос­ти и нормативными требованиями профессии;
между самооценкой результатов собственной деятельности, ее целей и кри­териев эффективности и оценкой их со стороны должностных лиц;
между стремлением психолога к специализации в определенной области пси­хологической науки и практики и необходимостью выполнять многофункцио­нальные обязанности;
между стремлением офицера к профессионально-служебному росту в рам­ках избранной специальности и несовершенством организационно-штатной структуры, недостаточной эффективностью руководства процессом повы­шения профессиональной квалификации;
между высокой интенсивностью социальных контактов, необходимостью по­стоянного эмоционального «выкладывания» и ограниченной способностью психологов сохранять свой эмоционально-психологический потенциал; меж­ду ориентацией на интересы воинской деятельности и ориентацией на лич­ность военнослужащего.
По оценке самих психологов в числе факторов, затрудняющих процесс их ста­новления, наибольшее негативное влияние оказывают:
отсутствие системы и необходимого минимума профессионального общения между психологами различных уровней;
неопределенность и формальность критериев оценки эффективности про­фессиональной деятельности психологов;
большой объем разноплановых функциональных обязанностей, загружен­ность поручениями и обязанностями, не связанными напрямую с задачами профессиональной деятельности;
недостаточная осведомленность командования о специфике деятельности психолога, субъективность в оценке его труда, некорректная постановка задач;
слабая методическая и материальная обеспеченность психологической ра­боты в воинских частях.
Отсутствие ясного представления о специфике профессиональной деятельно­сти психолога у должностных лиц, недостаточное соответствие организационных структур потребностям их профессионального роста затрудняют выработку оп­тимальной модели функционирования психолога в системе профессионального вза­имодействия с Другими субъектами психологической работы. Кроме того, размы­тость, а в ряде случаев отсутствие четких критериев оценки профессионализма психолога и предметного разграничения сферы его деятельности с деятельнос­тью других специалистов затрудняют процессы его профессиональной идентифи­кации и самоопределения, выступающие в качестве необходимой основы профес­сионального развития психолога.

Одним из важных целевых ориентиров, обусловливающим процесс професси­ональной идентификации и самоопределения психолога, является модель, пред­ставляющая иерархию профессионально важных качеств данного специалиста. В психологии труда такая эмпирически обоснованная модель личности специа­листа называется психограммой.

Знание качеств, являющихся наиболее предпочтительными для того или иного вида деятельности, позволяет человеку соотносить имеющийся личностный про­филь с «нормативным», своевременно внося коррективы в планы, связанные с профессиональным выбором и дальнейшей траекторией движения в рамках из­бранной профессии.
В табл. 1.2 представлены данные, отражающие мнения военных психологов (n=68 чел.) с различным стажем деятельности относительно приоритетного значе­ния с точки зрения профессиональной успешности тех или иных качеств в общем личностном профиле психолога. Отдельную группу представляли психологи, вошедшие по ряду показателей в группу «успешных» (оценивались профессио­нальная компетентность, эффективность деятельности, профессиональное само­определение, удовлетворенность деятельностью, авторитет в коллективе). Мнение данной группы относительно значимости определенных качеств в общей иерар­хии рассматривалось как эталонное, с которым сравнивались мнения психологов других групп (применялся коэффициент корреляции Спирмена (Rs)). Группа наиболее значимых для психолога качеств, отмеченных испытуемыми, выделена цветом (всего 15 качеств из 25).
Как видно из приведенной таблицы, существует тенденция приближения к нормативному профилю в зависимости от стажа деятельности. Данное прибли­жение выражено повышением степени адекватности ранжирования ПВК «нор­мативному» профилю (соответственно по группам Rs = 0,32; 0,81; 0,89). Этот факт свидетельствует, с одной стороны, об опосредствующей роли деятельности как фактора развития профессионального сознания психолога, с другой стороны,
Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога
о его недостаточной изначальной осведомленности о субъективных предпосыл­ках профессиональной успешности.
Таким образом, успешность профессионального становления психолога во многом определяется необходимостью создания специальной системы его про­фессионального сопровождения, включающей:
оценку профессионально-психологического потенциала кандидатов на обу­чение в вузе по психологической специальности;
мониторинг (отслеживание по ряду существенных параметров) динамики психологической и профессиональной готовности к продолжению службы и
профессиональной успешности;
своевременную профилактику профессиональных кризисов и деформаций личности психолога;
создание организационно-структурных возможностей для реализации задач профессионального роста;
обеспечение адекватной определенному периоду профессионализации в рам­ках военной организации системы мотиваторов для профессионального са­мосовершенствования;
применение организованных форм профессионального самоопределения и сотрудничества.
Эта система должна обеспечивать оптимальную (по интенсивности и широте) степень включенности психолога в такую профессиональную структуру, взаимо­действие с субъектами которой на каждом из этапов становления способствует формированию у него самого способности быть полноценным субъектом различ­ных видов профессиональной деятельности. Данная интегральная способность быть субъектом деятельности, или профессиональная субъектность специалиста, связывается, прежде всего, с его способностью к самостоятельному целеполаганию и регулированию профессиональной активности на основе внутренних критериев эффективности и целесообразности, планированию и осуществлению профес­сионального саморазвития, а также психической интеграции коллективной дея­тельности различных субъектов.
Исходя из приведенного определения, а также из обобщенного понимания раз­личных граней толкования сущности того, что называется «быть субъектом», «об­ладать субъектностью», представленного в различных научных источниках, поз­волим выделить следующие характерные черты данного феномена:
активность — способность быть первопричиной, инициирующим началом взаимодействия с миром на основе внутренней мотивации, способность к мобилизации различных психологических подсистем в интересах поставлен­ной цели, самостоятельное целеполагание, особенно в ситуациях неопреде­ленности профессиональной деятельности, личностном и профессиональ­ном саморазвитии;
социальность — изначальная включенность субъекта в структуру производ­ственных, духовных и др. связей; представленность окружающего мира для человека посредством понятий;
• развитое самосознание, проявляющееся как способность к систематиче­
ской рефлексии собственного психологического потенциала по широкому

спектру параметров соответствия нормам и ценностям общества, профес­сии;
социокультурная самодостаточность — способность генерировать личност­ные смыслы для поддержания жизненной, социальной активности, в том числе и для других людей;
обращенность к внутренним стандартам и нормам оценки эффективности в деятельности (в том числе оценка психологической «цены» результата де­ятельности);
целостность — единство, интегральность всех видов активности человека-
ответственность — добровольное взятие на себя гарантий по обеспечению условий деятельности, уровня качества, результата, готовность отвечать за ее последствия;
способность к саморегуляции - структурирование субъектом своей деятель­ности, определение ее задач, их последовательности, согласование внешних событий деятельности со своими усилиями, организация ее пространства;
способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
творческий характер взаимодействия с действительностью, тенденция к при­внесению нового;
• способность к рефлексии собственной активности, ее источников, процесса,
результатов и способов коррекции;
• взаимообязанность с объектом, означающая то, что специфика объекта в зна­чительной степени детерминирует выбор способов и средств деятельности субъекта, целостную и вариативную интеграцию имеющихся у него психи­ческих возможностей и ресурсов, относимых к различным подструктурам личности [2,3,24,56,146].
Важным фактором развития профессиональной субъектности психолога явля­ется рефлексия - механизм осознания им своего места в профессии, системе про­фессиональных взаимосвязей с другими субъектами, собственных индивидуаль­ных особенностей и профессиональных возможностей. Рефлексия и имеющийся У специалиста профессиональный опыт обусловливают возможность построения т. н. «внутренней системы отсчета», помогающей ему ориентироваться в сложных ситуациях деятельности. В качестве особого феномена - субъектности - такая способность связывает возможности психолога по преобразованию объекта дея­тельности с пониманием и ориентацией его (психолога) на социальную востребо­ванность данных преобразований - т. е. конечного продукта деятельности. В этом, собственно, проявляется связующая функция субъектности (между социально обусловленными личностными структурами и собственно психическими возмож­ностями человека, с одной стороны, а также между общественными и личными по­требностями и ценностями - с другой). В этом смысле профессиональная субъек-тность, выражая осознание специалистом своего места в системе общественного разделения труда и построение своей активности в соответствии с общественной потребностью, может быть рассмотрена как психологический механизм согласова­ния потребностей и активности отдельно взятого субъекта с общей структурой и содержанием коллективной деятельности.

Эта способность может быть также рассмотрена через анализ механизмов «само­провозглашения» профессиональной инициативы психолога в условиях норматив­ной неопределенности (личностной и профессиональной), как его действенное самосознание, реализующее позитивные (с точки зрения специалиста) потенции профессиональной «Я-концепции»; это ответственная автономия в профессио­нальных действиях. Здесь она является способом утверждения специалистом на практике его жизненной позиции, выражением понимания им своего места и роли в структуре деятельностных взаимосвязей (профессиональная «Я-концепция»), а также общего уровня его психической активности, сформированного как резуль­тат сочетания предыдущих социальных взаимодействий и индивидуальных осо­бенностей личности.
Субъектность — это интегральное свойство человека, обеспечивающее умень­шение неопределенности его действий в конкретной ситуации за счет структури­рования элементов целостного деятельностного контекста путем своеобразной постановки себя в психологический центр данной ситуации.
Считается, что профессиональная субъектность актуализируется в ситуациях профессионального самоопределения. В ходе самоопределения оценке и сопо­ставлению подлежат ценностные и операциональные параметры профессиональ­ных задач и собственный опыт их реализации в сходных условиях. При этом, если профессиональная «Я-концепция» психолога служит источником системы кри­териев для оценки им ситуации взаимодействия с клиентом, то рефлексия явля­ется психологическим механизмом, инструментальной основой обеспечения со­поставления альтернатив и принятия конкретного решения.
Результатом самоопределения являются профессиональные диспозиции, отра­жающие векторную направленность потенциальной профессиональной активно­сти человека на объект, подлежащий преобразованию. Основными типами век­торной направленности субъектной активности являются:
направленность на себя;
направленность на других людей;
направленность на условия предметной и социальной среды.
Профессиональные диспозиции, являющиеся важными стилеобразующими предпосылками субъектной активности, отражают уяснение (наряду с общей пред­метно-содержательной информацией) и ориентацию специалиста на следующие психологические модусы ситуации:
характер, величина (либо вероятность) отклонения параметров объекта дей­ствия от нормы (психической);
возможность либо необходимость проявления нормативной (ненормирован­ной) инициативы;
адекватность/достаточность собственного профессионально-психологиче­ского потенциала предполагаемому способу действий и прогнозируемой сложности взаимодействия с объектом на психофизиологическом, психо­логическом и социально-психологическом уровнях и пр.
Применительно к профессиональной деятельности психолога правомерно вы-делить следующие типы прогностических ожиданий, лежащих в основе его про-

фессиональных диспозиций и характеризуемых как проявления различного уров­ня развития субъектных свойств:
представления психолога о принципиальной достижимости некоторой цели которые связаны с ощущением себя субъектом, способным достигать желае­мого результата {фактор достижимости цели, отражающий локус контроля и уровень притязаний специалиста);
представления о доступности и границах приемлемости для достижения цели способов и средств, которыми свободно владеет психолог (фактор доступности и приемлемости, отражающий ценностные установки психо­лога на личность клиента и операциональное владение методами деятель­ности);
представления об обусловленности достижения цели, т. е. обобщенное виде­ние связей между некоторыми факторами (собственные усилия, усилия кли­ента, действия других должностных лиц, способы организации психологи­ческой работы, условия социальной и предметной среды) и прогнозируемым результатом деятельности {фактор обусловленности достижения цели, от­ражающий общую интернальность, системность профессионального созна­ния психолога, его антиципирующие способности и пр.).
Субъектность как психологическое образование возникает на определенном этапе профессионального развития психолога. Традиционно начальные проявле­ния данного феномена связывают с процессом выделения человеком себя в каче­стве, специалиста, способного к самостоятельным профессиональным действиям (в онтогенезе — это классическая фраза ребенка «Я сам!»). Дальнейшая динами­ка развития субъектности характеризуется:
возрастанием значимости личностных свойств, сформировавшихся как ре­акции индивида на свои собственные качества и формы поведения;
усилением обращенности к собственному психологическому потенциалу в сложных ситуациях взаимодействия и личностного роста, в ситуациях, ха­рактеризующихся нормативной неопределенностью;
усилением сензитивности к рефлексивному распознаванию оснований для проявления субъектной активности и пр. [3,15,24].
Обобщенным выражением профессиональной субъектности психолога явля­ется опыт деятельности, представленный самому психологу через осмысление ее ориентировочной основы с позиций соответствия общественному запросу на определенное качество и результат, а также потребностям собственного самораз­вития.
Таким образом, формирование профессиональной субъектности психолога рассматривается как один из важнейших факторов его профессионального раз­вития. Данный процесс опирается на социальные и внутренне детерминирован­ные источники развития и характеризуется все большей обращенностью психо­лога к внутреннему потенциалу и возрастанием удельного веса ответственной автономии в решении профессиональных задач, а также творческого привнесе­ния в профессию собственного опыта их решения.



 

Таблица 1.2 Ранжирование качеств, выделенных как наиболее значимые для своей профессии, психологами с различным стажем деятельности


 

Ранг

Группы военных психологов

Успешные

Стаж до 1 года

Стаж от 2 до 3 лет

Стаж свыше 3 лет

1

Компетентность

Компетентность

Компетентность

Аналитико-конструктивный склад мышления

2

Аналитико-конструктивный склад мышления

Порядочность

Эмпатия

Компетентность

3

Эмпатия

Аналитико-конструктивный склад мышления

Аналитико-конструктивный склад мышления

Развитая рефлексия

4

Развитая рефлек­сия

Общительность

Доброжелатель­ность

Эмпатия

5

Доброжелатель­ность

Доброжелательность

Проницательность

Доброжелательность

6

Эмоционально-волевая стабиль­ность

Эмпатия

Корректность

Наблюдательность

7

Проницательность

Отзывчивость

Развитая рефлек­сия

Корректность

8

Корректность

Работоспособность

Свободное владе­ние речью

Эмоционально-волевая стабильность

9

Наблюдательность

Целеустремленность

Эмоционально-волевая стабиль­ность

Проницательность

10

Общая культура и кругозор

Проницательность

Отзывчивость

Свободное владение речью

11

Свободное владе­ние речью

Наблюдательность

Наблюдательность

Общая культура и кругозор

12

Общительность

Корректность

Общительность

Общительность

13

Терпимость

Юмор

Работоспособность

Отзывчивость

14

Психофизическая активность

Дисциплинирован­ность

Общая культура и кругозор

Самоконтроль

15

Организованность

Эмоционально-волевая стабильность

Самоконтроль

Порядочность

16

Порядочность

Искренность

Порядочность

Терпимость

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..