Структура психологической работы в вооружённых силах и основные принципы ее организации и проведения

  Главная       Учебники - Военное дело      Прикладная военная психология (Караяни А.Г., Сыромятников И.В.) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

1.2.
Структура психологической работы в вооружённых силах и основные принципы ее организации и проведения



В структурном отношении психологическая работа как система объединяет в сво­ем составе такие элементы, как цели и задачи, субъекты, объекты, методы и сред­ства психологической работы.
Общая направленность и задачи и психологической работы определяются не­обходимостью всестороннего обеспечения боевой готовности Вооруженных сил, а также характером конкретных проблем, оказывающих негативное психологи­ческое влияние на боевые возможности личного состава, его психическое само­чувствие и эффективность воинской деятельности. Укажем основные психологи­ческие проблемы, на разрешение которых направлена психологическая работа.
1. Личностные проблемы — это проблемы, ухудшающие личностное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и по­тенциальные боевые возможности. В структурно-психологическом плане данные проблемы можно разделить на следующие группы:
мотивационные проблемы — отсутствие соответствующих современным за­дачам силовых структур — побудителей к образцовому выполнению обязан­ностей по службе, стремлению к военно-профессиональному совершенство­ванию;
профессионально-квалификационные — непригодность либо неподготовлен­ность определенной части военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей;
функционально-психологические — негативные психофизиологические состо­яния военнослужащих, возникающие непосредственно в процессе деятель­ности.
Проявление личностных проблем находит свое выражение в трудностях соци­ально-психологической адаптации военнослужащего к условиям военной служ­бы, в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения, а в содержательном отношении все отрицательные моменты пережи­ваются военнослужащими как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т. п.


 


2. Коллективно-групповые проблемы ~ проблемы, ухудшающие морально-
психологический климат воинского коллектива. К их числу относятся различные
виды нарушений и деформаций внутриколлективных связей (моральных, деловых,
личных), распад позитивных ценностей коллектива, разобщенность военнослужа­
щих, выражающаяся в бытовых конфликтах, различные формы психологической
несовместимости, существование микрогрупп, характеризующихся негативным
устойчивым стремлением к выбору ложных, асоциальных и антиармейских це­
лей и ориентиров.
3. Деятельностные проблемы — проблемы, присущие служебной и учебно-бое­
вой деятельности военнослужащих из-за несоответствия психологических ка­
честв воинов объективным требованиям военной службы и воинской специаль­
ности. Данные проблемы проявляются в снижении эффективности деятельности,
ошибках и авариях, проступках и преступлениях при выполнении служебных и
учебно-боевых задач [19].
Исходя из существования перечисленных проблем и необходимости их перво­очередного решения, содержание психологической работы сводится к двум основ­ным направлениям:
совершенствованию психологических условий, влияющих на психику воен­нослужащих;
формированию и развитию индивидуальных и групповых психических об­разований, являющихся важнейшим фактором повышения эффективности функционирования человека в различных видах воинской деятельности.
Особенностью психологической работы в условиях военной системы является учет того факта, что функционирование человека в конечном итоге рассматрива­ется как деятельность, направленная на выполнение боевой задачи- Интересы са­мого человека здесь зачастую не совпадают, а иногда и противоречат целям и ха­рактеру осуществляемой деятельности. Поэтому в отличие от условий работы гражданских психологов, где психика клиента рассматривается как самодостаточ­ная в профессионально-этическом плане ценность, в условиях армии и флота пси­хологическая работа должна быть ориентирована и на интересы деятельности, и на интересы человека [171].
В пределах выделенных направлений основными задачами психологической работы являются:
изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития;
психологическая экспертиза профессиональной пригодности военнослужа­щих и поступающего пополнения в целях их рационального размещения по
военным специальностям и должностям;
психологическое обеспечение требуемого уровня боевой и мобилизацион­ной готовности, выполнения боевых и учебно-боевых задач, боевого дежур­ства (боевой службы), караульной и внутренней служб;
психологический анализ процесса боевой подготовки, учебно-воспитатель­ного процесса, выработка предложений и осуществление мер по повышению их эффективности;



• психологическая профилактика девиантного поведения военнослужащих,
содействие формированию здорового морально-психологического климата
В в воинских коллективах;
оказание психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу, повышение психологической компетентности военных руководителей и военнослужащих;
противодействие негативному информационно-психологическому воздей­ствию на военнослужащих [148].
Решение данных задач предполагает тесное взаимодействие различных долж­ностных лиц, реализующих в своей деятельности широкий арсенал методов и средств психологической работы на двух методических уровнях ее организации и проведения:
на уровне применения специализированных методов и процедур психологи­ческого изучения и воздействия, осуществляемых квалифицированными спе­циалистами, имеющими соответствующее психологическое образование и опыт деятельности;
на уровне мероприятий, реализуемых должностными лицами в рамках тради­ционной организаторской деятельности, воспитательной работы и обучения личного состава и на основе учета информации, полученной от психолога.
Кроме методических уровней, отражающих специфику применения тех или иных средств и приемов психологического изучения и воздействия на военно­служащих, выделяются также организационные уровни. Организационные уров­ни психологической работы (стратегический, оперативный, тактический) выде­ляются в зависимости от масштаба и специфики задач, решаемых при помощи данного вида деятельности.

 

Как видно из рис. 1.2, удельный вес исследовательско-аналитической и непо­средственной практической работы с конкретными военнослужащими на каждом

 

из указанных организационных уровней значительно различается. Характеру де­ятельности, проводимой на стратегическом и оперативном уровнях, в большей степени присуща направленность на решение масштабных проблем в их аналити-ко-оценочном ключе, обработка значительных объемов психологической и социо­логической информации. Мероприятия, осуществляемые на этих уровнях, связа­ны с решением следующих вопросов:

  • планирование и координация проводимых научных исследований по акту­альным проблемам психологии войны и боя, всестороннего морально-пси­хологического обеспечения жизнедеятельности войск;

  • подготовка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъ­ектов психологической работы;

  • руководство подразделениями и должностными лицами психологической работы, координация, а также всестороннее (материально-техническое, на­учно-методическое, кадровое, финансовое) обеспечение их деятельности;

  • организация централизованной системы подготовки, переподготовки, повы­шения квалификации психологов;

  • ежегодный сбор и анализ информации о состоянии и проблемах психологи­ческой работы;

  • разработка предложений и рекомендаций военному руководству по поддер­жанию здорового и управляемого морально-психологического состояния лич­ного состава войск (сил), обеспечению психологической устойчивости войск (сил), оптимизации психологических аспектов военно-профессиональной сре­ды, совершенствованию практики обучения и воспитания личного состава;

  • обобщение и распространение положительного опыта (отечественного и за­рубежного) в организации психологической работы;

  • разработка и адаптация специальных технологий, методик, аппаратуры, не­обходимых для решения задач психологической работы, обеспечения высо­кого качества ее проведения;

  • издание специальных журналов, бюллетеней, проведение всеармейских на­учных конференций по актуальным проблемам психологического обеспече­ния воинской деятельности;

  • изучение и анализ морально-психологической обстановки в районах дисло­кации войск, взаимодействие с целью проведения мероприятий по ее опти­мизации с федеральными органами исполнительной власти, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации;

  • защита войск от негативного информационно-психологического воздействия, планирование и проведение информационных операций и мероприятий ин­формационного противоборства в мирное и военное время.

Деятельность субъектов психологической работы на тактическом (низовом, или базовом) уровне носит, скорее, характер точечных действий. Базовый харак­тер данного уровня проявляется в том, что именно здесь находят индивидуализи­рованное выражение и решаются психологические проблемы конкретных военно­служащих. Здесь в большей степени востребованы практические навыки, умения, способности психологов к профессиональному взаимодействию с другими субъек­тами (прежде всего, в рамках консультативной и психокоррекционной работы).

 

К субъектам психологической работы, т. е. лицам, осуществляющим прямое или опосредованное психологическое воздействие на объект, а также его психо­логическое изучение, относятся:

а) органы военного управления и должностные лица: командиры и начальники
всех степеней, штабы, службы, органы воспитательной работы, психологи;

б) специализированные (штатные и нештатные) подразделения психологиче­
ской работы: подразделения профессионального психологического отбора и
углубленного изучения военнослужащих, подразделения информационно­
го противоборства; центры (пункты) психологической помощи и реабили­
тации;

в) научные подразделения: научно-исследовательские институты, центры, от­
делы, лаборатории и другие подразделения, которые создаются для исследо­
вания актуальных проблем, связанных с развитием военной психологии и
практики психологической работы;

г) психологический актив, общественные организации в воинских частях; се­
мьи и близкие родственники военнослужащих.

Обязанности субъектов психологической работы (см. подробнее пункт 3.1) раз­рабатываются исходя из масштаба и специфики психологических проблем и обус­ловленных ими задач, требуемых для их решения сил и средств, содержательной специфики взаимодействия должностных лиц, участвующих в решении данных задач, их профессиональной компетенции и профессиональной квалификации.

К числу объектов психологической работы принадлежат:

  • проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы;

  • проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старши­ны), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских зва­ний;

  • суворовцы, нахимовцы, воспитанники воинских частей и военных оркест­ров;

  • гражданский персонал ВС РФ;

  • кандидаты на военную службу из числа граждан;

  • семьи и близкие родственники военнослужащих;

  • группы и воинские коллективы.

Методы психологической работы (см. подробнее пункт 3.2) представляют со­бой совокупность процедур, приемов и способов выявления, описания, прогнози­рования динамики психологических характеристик военнослужащих и видов во­инской деятельности, а также психологически обоснованного воздействия на них с целью оптимизации исходного (выявленного) состояния. Они делятся на спе­циализированные и общие.

Средства психологической работы включают современные аппаратные сред­ства, оборудование, диагностические и коррекционно-развивающие методики, соответствующий им стимульный материал и инструментарий, схемы и нагляд­ные пособия, научную, учебную и учебно-методическую литературу, тренаже­ры, помещения, сооружения, учебное вооружение и технику, средства имитации внешних признаков боя:

 
  • для измерения и оценки психологических характеристик военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ;

  • для формирования и развития у военнослужащих психологических качеств и состояний, определяющих их профессиональную эффективность;

  • для снятия психической напряженности, поддержания и восстановления пси­хического здоровья;

  • для психологического просвещения;

• для информационно-психологического противодействия.

Основополагающим условием эффективности психологической работы явля­ются исходные базовые установки — принципы, система которых включает до­вольно широкий набор требований к ее организации и проведению.

Кратко остановимся на содержании основных принципов психологической ра­боты.

  1. Принцип профессиональной компетентности, правовой и этической право­мочности ориентирует всех должностных лиц психологической работы на четкое представление и учет возможностей психологии как науки и формы практической деятельности, на постоянное повышение собственного уровня психолого-педаго­гической компетентности. Осуществление специальных мер психологического воз­действия предполагает наличие у лиц, осуществляющих данное воздействие, спе­циального психологического образования и опыта деятельности.

  2. Принцип комплексного подхода и профессиональной кооперации предполагает необходимость координации усилий различных должностных лиц. Это обуслов­лено тем, что эффективное функционирование психики военнослужащих и воин­ских коллективов в значительной степени зависит от целого комплекса условий материально-технического, организационного, бытового, медицинского характе­ра. Их реализация может быть обеспечена лишь совместными усилиями команди­ров и специалистов различных областей. Кроме этого, задачи, решаемые организа­цией и проведением психологической работы, должны обеспечиваться единством применения всех ее методов и форм.

  3. Принцип деятельностного подхода ориентирует на учет роли воинской дея­тельности, в рамках которой возникают многие психологические явления, ею обусловленные. При этом следует учитывать, что воздействие факторов воинской деятельности на психику военнослужащих может быть как положительным, раз­вивающим, так и негативным (последнее ведет к возникновению различного рода психологических затруднений и проблем). Задачи психологической работы опре­деляются и решаются в контексте общих задач воинской деятельности и обуслов­лены в этой связи необходимостью формирования и развития психических качеств у субъектов данной деятельности, определяющих возможность ее эффективного выполнения.

4. Принцип субъектно-ориентированного взаимодействия учитывает наличие
активного начала, потенциальных возможностей психологического влияния на
сослуживцев и самого себя (в целях саморазвития, профессионального совер­
шенствования, самовоспитания) у каждого субъекта воинской деятельности, при­
знание определяющей, позитивной, активно-преобразующей роли психологиче­
ского ресурса личности военнослужащего в ситуациях преодоления им сложных
служебных, профессиональных и личностных проблем.

 
  1. Принцип своевременности и постоянства означает, что психологическая ра­бота должна проводиться на всех этапах социализации военнослужащего в усло­виях военной системы — от призыва либо поступления на военную службу до увольнения. С учетом конкретного этапа социализации, аспекта жизнедеятель­ности военнослужащего применяются соответствующие методы и формы психо­логической работы. Кадровые изменения и перемещения должностных лиц пси­хологической работы должны сопровождаться преемственностью общей линии и возможностей по оказанию конкретной психологической помощи военнослужа­щим, являющимся объектом психологического сопровождения.

  2. Принцип материально-технической обеспеченности психологической рабо­ты заключается в необходимости комплектования соответствующей аппарату­рой, тренажерами, производственными площадями и материально-технически­ми средствами реализации процессов получения психологической информации, ее математико-статистической обработки психологической подготовки, органи­зации индивидуальной и групповой психокоррекционной, развивающей и кон­сультационной работы с военнослужащими.

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..