ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

  Главная       Учебники - Военное дело      Прикладная военная психология (Караяни А.Г., Сыромятников И.В.) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Раздел I

ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МИРНОЕ ВРЕМЯ


Глава 1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ


1.1.

Определение психологической работы и основные этапы ее развития

 


Психологическая работа — это деятельность, проводимая в мирное и военное время ко­мандирами, офицерами органов воспитательных структур, психологами и специально соз­даваемыми структурами (подразделениями). Она направлена на изучение, формирование и развитие у военнослужащих психологических качеств, поддержание психических состоя­ний, необходимых для успешного ведения боевых действий, выполнения служебных и учеб­но-боевых задач, а также на сохранение их психического здоровья.
Научно-теоретической основой организации и проведения психологической ра­боты в условиях ВС и других силовых ведомств является военная психология, обобщающая и конкретизирующая содержание других отраслей психологии при­менительно к условиям воинской деятельности.
Психологическая работа является важнейшим элементом системы морально-психологического обеспечения различных аспектов жизнедеятельности военно­служащих и осуществляется на стратегическом, оперативном и тактическом орга­низационных уровнях.
Необходимость психологической работы возникает с формированием социаль­ного заказа на обоснованное, опирающееся на научные психологические знания, воздействие наличный состав, особенно в условиях боя. Организационное ее оформ­ление происходило постепенно, с ориентацией на достигнутый уровень развития психологической науки и изменения в практике военного дела. Логика развития отечественной системы психологического обеспечения воинской деятельности от­ражает движение науки и практики от первых попыток (с конца XIX в.) исследо­вать боевую деятельность и определить психологические факторы ее эффективно­сти, выявить и сформировать требования к боевым качествам воинов различных видов и родов войск, к организационному оформлению психологической службы, имеющей штатные подразделения и структуры.
Выделяются следующие этапы развития психологической работы в российских Вооруженных силах.
Первый этап (вторая половина Х1Хв. — 1917 г.) отражает процесс накоп­ления фактического и исследовательского материала в интересах применения психологической науки в практике военного дела. В этот период предпринима­ются попытки исследовать боевую деятельность и определить факторы (в том
Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах 1j>
числе социальные и социально-психологические) ее эффективности, формиру­ются требования к боевым качествам воинов различных родов войск (А. Агапе-ев, Н. А, Корф, А. П. Нечаев, Н. Н. Головин, Ф. Гершельман, П. И. Изместьев, М. И. Драгомиров, В. Н. Полянский, А. С. Зыков, А. С. Резанов и др.). На этом этапе создаются специальные психологические научно-исследовательские уч­реждения: экспериментальная лаборатория в Военно-медицинской академии, экспериментальная психологическая лаборатория на педагогических курсах Уп­равления военно-учебных заведений, лаборатории в кадетских корпусах. Данные научных и экспериментальных исследований находят отражение в военных изда­ниях («Военно-медицинский журнал», «Военный сборник», газеты «Русский ин­валид», «Разведчик», «Психиатрическая газета»), в содержании преподаваемой в академиях и училищах военной психологии. Получает развитие система оказа­ния психиатрической помощи воинам, пострадавшим во время войны. С этой це­лью вводятся должности военных врачей-психиатров, организуются психиатри­ческие отделения в военных госпиталях. Неоценимый вклад в теорию и практику оказания психологической помощи пострадавшим военнослужащим внесли из­вестные российские психологи и врачи-психиатры: В. М. Бехтерев, М. И. Аства-цатуров, Г. Е. Шумков, С. Д. Владычко и др.
Второй этап (20-30-е гг.) — этап организационного оформления психо­логической работы и психологического обеспечения учебно-боевой деятельно­сти войск. В это время совершенствуется процесс психофизиологических ис­следований, делаются попытки обоснования и проведения профессионального отбора, ведется активная пропаганда психологических знаний. В 20-х гг. разво­рачивается система психологических лабораторий: они создаются во всех окру­гах, на флоте, в ряде академий и училищ, в ВВС, ВМФ, в бронетанковых войс­ках (центральные), а также по некоторым профилям (специализированные). Их работа профилируется по линии ГлавПУРа, Управления военно-учебных заве­дений, управлений боевой подготовки видов Вооруженных сил и родов войск, Центрального военно-медицинского управления. Среди психологов и военных ученых, внесших значительный вклад в разработку проблем научной организа­ции и проведения психологической работы в войсках того периода, выделяются П. И. Изместьев, А. Е. Снесарев, Г. Ф. Гире, С. Е. Минц, А. А. Таланкин, Г. Д. Ха-ханьян и др.
Третий этап (1941 -1945 гг.) — этап практического применения достиже­ний психологической науки в организации боевой деятельности советских войск. В организационном отношении психологическая работа не выделялась в само­стоятельный вид деятельности, а проводилась в рамках партийно-политической работы. Особое развитие получили вопросы совершенствования психологиче­ских качеств, необходимых для достижения победы над врагом, подготовки пси­хики военнослужащих к ведению боя. Характерной особенностью психологи­ческой работы, реализуемой в ходе боевой подготовки военнослужащих, была ее исключительно практическая направленность, учитывающая боевой опыт войск, а также опора и учет моральных качеств воинов, способствующих формированию высокой психологической устойчивости в бою. Военными и гражданскими психо­логами (Н. А. Коновалов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, М. П. Феофанов, Г. А. Фортунатов и др.) в этот период изучались:

 


• причины страха, паники, пути их преодоления и предупреждения;
природа самоотверженности, смелости, мужества;
условия ускоренного обучения военных специалистов — радистов, телегра­фистов, летчиков, танкистов и т. д.;
разрабатывались пути повышения зрительной и слуховой чувствительнос­ти воинов, ускоренной адаптации глаза к темноте, улучшения ночного зре­ния;
решались задачи маскировки, восстановления функций речи и движений, утраченных после ранения.
Четвертый (послевоенный) этап (1946-1992 гг.) — этап обобщения бое­вого опыта и дальнейшего развития системы психологического обеспечения учеб­но-боевой деятельности. В этот период в центре внимания находятся вопросы организации и проведения психологической работы, повышения качества подго­товки военных специалистов с учетом коренных изменений в военно-техниче­ском оснащении войск, изменения стратегии и тактики ведения боя. В системе психологического обеспечения Вооруженных сил страны происходят определен­ные изменения:
создаются центры научной разработки проблем, связанных с психологиче­ским обеспечением учебно-боевой деятельности (Военно-политическая ака­демия, Центр военно-социологических, психологических и правовых иссле­дований ВС);
разворачиваются центральные исследовательские учреждения (лаборатории) в видах Вооруженных сил;
вводится психологический отбор в военных училищах;
в центральном аппарате, видах Вооруженных сил, округах и военкоматах функционируют должностные лица и лаборатории по военно-профессио­нальному отбору;
идет процесс становления и развития системы психологической подготовки военных специалистов, разрабатываются методические приемы психологи­ческих тренировок;
совершенствуется система психологического образования военных кадров. Во всех военных заведениях вводится учебная дисциплина «Военная психо­логия и педагогика».
Пятый этап (с 1992 г. по настоящее время) — этап формирования норма­тивно-правовой базы психологической работы, создания психологической служ­бы и развития ее концепции.
Психологическая служба — один из существенных компонентов системы морально-пси­хологического обеспечения жизнедеятельности войск, представляющий собой сеть спе­циализированных органов, подразделений и должностных лиц, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа».
Выделение психологической работы в самостоятельный вид деятельности и ее организационное оформление в виде психологической службы тесно связаны с процессом реформирования воспитательных структур Вооруженных сил РФ, де-
идеологизацией теоретических основ воспитания и обучения военнослужащих, потребностью квалифицированного психологического воздействия на личный состав.

 

 

 

Рис. 1.1. Соотношение психологического обеспечения и психологической помощи в рамках проводимой в Вооруженных силах психологической работы

 

 

Современный этап становления психологической службы характеризуется вве­дением штатных должностей психологов (в Вооруженных силах — от батальона и выше), а также открытие центров и пунктов психологической помощи и реаби­литации (штатных и нештатных), подразделений профессионального психологи­ческого отбора, научно-исследовательских подразделений и центров, разрабаты­вающих проблемы наиболее эффективного применения потенциала психологии в условиях воинской деятельности.

Сегодня понятия «психологическое обеспечение» и «психологическая работа» включены в нормативные документы. Вместе с тем, одновременное введение в оборот в начале 90-х гг. XX в. близких по содержанию терминов требует уточне­ния их соотношения между собой.

Термин «психологическая работа», как более широкий, применяется к деятель­ности соответствующих специалистов, как в мирное, так и в военное время, фик­сируя направленность на деятельность, задачу (психологическое обеспечение) и на. человека, его психическое здоровье (психологическая помощь). На рис. 1.1 пред­ставлено соотношение психологического обеспечения и психологической помо­щи по ряду параметров, характеризующих отдельные аспекты психологической работы. Данное разграничение имеет относительный характер, выражая, так ска­зать, идеологию указанных видов деятельности (психологическое обеспечение, психологическая помощь), акцентируя их функциональную специфику по наи­более значимым параметрам.

 

 

Значительный вклад в разработку теоретических основ проведения психоло­гической работы в войсках на протяжении последних десятилетий внесли такие специалисты в области военной психологии, как А. Я. Анцупов, Б. Ц. Бадмаев, А. В. Барабанщиков, Д. В. Гандер, М. И. Дьяченко, О. И. Жданов, Л. Ф. Желез­няк, А. Г. Караяни, М. П. Коробейников, П. А. Корчемный, Г. Д. Луков, В. Ф. Пере­валов, К. К. Платонов, В. Н. Селезнев, А. М. Столяренко, В. В: Сысоев, С. И. Съе-дин, Н. Ф. Феденко, В. Т. Юсов, Э. П. Утлик и многие др. С середины 90-х гг. XX в. проведен ряд военно-психологических исследований, непосредственно направ­ленных на изучение профессиональной деятельности военных психологов по раз­личным направлениям и обоснованию психологических условий повышения ее эффективности (В. С. Николин, И. В. Сыромятников, А. Ю. Федотов, А. Н. Хари­тонов и др.)

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..