ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ АРМИИ

  Главная      Учебники - Военное дело     Основы военной топографии 2-изд. (Тюпов А.В.) - 2002 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

V.

ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ АРМИИ

Топогеодезическое обеспечение

Топогеодезтеское обеспечение - это комплекс мероприятий по подготовке и доведению до командиров и штабов частей и подразделений то-погеодезических данных, необходимых для выполнения боевой задачи. Основными задачами топогеодезического обеспечения зенитных ракетных подразделений (частей) является: снабжение топографическими и специальными картами и каталогами координат пунктов геодезической сети, топографическая подготовка управления и стрельбы, а также прогнозирование и учет возможных изменений местности в ходе боевых действий.

5.1. Сущность топогеодезической привязки.

Под топогеодезической привязкой понимают определение плановых координат и высот точек местности (позиций, пунктов управления и т. д.), дирекционных углов и азимутов ориентирных направлений.

Исходными способами определения координат точек являются полярный способ и прямая засечка. Все другие применяемые на практике более сложные способы привязки (обратная засечка по двум или трем точкам, ходы, триангуляция, ходы-засечки) представляют собой комбинацию этих элементарных способов.

Для определения координат точки полярным способом необходимо знание координат исходной (начальной) точки и дирекционного угла ориентирного направления. Суть способа сводится к измерению на местности горизонтального угла между ориентирным направлением и направлением на определяемую точку, а также расстояния между исходной и определяемой точками. После измерений задача определения координат точки решается графически или аналитически.

Прямая засечка является способом определения координат третьей вершины треугольника по известным координатам двух его других вершин и двум измеренным углам в этом треугольнике (см. учебное пособие «Основы построения систем вооружения» - метод триангуляции).

В общем случае топогеодезическая привязка может проводиться на топогеодезической основе или по топографической карте.

Геодезические пункты представляют собой надежно закрепленные и обозначенные на местности специальными сооружениями точки, координаты которых определены заблаговременно на основе высокоточных геодезических измерений. Совокупность таких пунктов различного класса точности составляет государственную опорную геодезическую сеть. (табл.№ 8.)

Таблица 8.

Данные, характеризующие государственную опорную

геодезическую сеть



Класс сети



Расстояние между пунктами сети - длины сторон, км


Среднеквадратичная погрешность измерения


длины сторон


углов между сторонами сети


1


20-25


1 : 300 000


+/-0.4"


2


7-20


1 : 250 000


+/-1 "


3


5-8


1 : 200 000


+/-1.5 "


4


2-5


1 : 150 000


+/-2"



При топогеодезической привязке по карте координаты определяют с помощью контурных точек карты. Для топогеодезического обеспечения маневра зенитных ракетных подразделений при ведении боевых действий широко используют специальные машины с размещенной на них аппаратурой наземной навигации (топопривязки).

Работа навигационной аппаратуры сводится к непрерывному измерению проходимого пути и дирекционного угла (истинного азимута) направления движения и вычислению на этой основе текущих координат движущегося автомобиля. Текущие координаты (рис. 47) равны алгебраической сумме координат начальной точки (Х00) и приращений АХ0 и AY0, вычисленных аппаратурой в процессе движения автомобиля. Исходными данными (Х00) для ориентирования с помощью координатора служат полные прямоугольные координаты исходного пункта Хисх Уисх, пункта назначения Хпн и Упн, разности координат между пунктом назначения и исходным пунктом ΔX и ΔY, геодезическая широта местоположения машины т.В, значение корректуры пути - К*, дирекционный угол направления продольной оси машины на исходной точке αвсх. Основными приборами навигационной аппаратуры являются: путевое устройство, курсовая система, вычислительное устройство, планшет, приборы электрооборудования и источники питания. В состав топопривязчика также входят средства ориентирования (буссоль, гирокомпас), дальномер и вспомогательные приборы. Информация о текущих координатах (X,Y) и дирекционном угле курса (а) выдается как в числовом, так и в графическом виде (прочерчивается на карте путь, проходимый машиной).

*Примечание. Если расстояния, проходимые машиной, требуется определять возможно точнее, то в показания спидометра вносят поправку, которая называется корректурой пути.

Для определения коэффициента корректуры пути выбирают участок пути, сходный по характеру местности с трассой предстоящего движения. Длину этого участка определяют по карте крупного масштаба, учитывая поправку на рельеф, или измеряют непосредственно на местности. Выбранный участок с маршевой скоростью проезжают в прямом и обратном направлениях, снимая каждый раз показания спидометра. Коэффициент корректуры пути ^выражается в процентах и подсчитывается по формуле:

где Sпр - среднее арифметическое из показаний спидометра, снятых со шкалы прибора при прямом и обратном движении;

S - длина пути, измеренная по крупномасштабной карте или на местности.

При пользовании коэффициентом корректуры пути учитывается его знак.




Пример. Длина участка пути, определенная по спидометру при проезде его в прямом направлении, равна 16,7 км, в обратном направлении - 16,9 км. Длина этого участка, измеренная по карте, составляет 15,7 км. Определить коэффициент корректуры пути.

Решение:

Коэффициент корректуры пути получился с положительным знаком. Следовательно, для того чтобы получить действительное расстояние на местности, отсчет, снятый со спидометра, нужно уменьшить на 7%.

Перед началом движения готовят исходные данные, которые включают: выбор исходной точки и определение ее координат; определение исходного дирекционного угла продольной оси машины и коэффициента корректуры пути; изучение маршрута движения и определение координат ориентиров, находящихся на пути движения.

Точность определения координат топопривязчиком относительно исходных точек характеризуется средними квадратичными погрешностями порядка 0,8 -1,0 % пройденного пути.

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..