КОМПАНИЯ ОСИ. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОДОЛАЗНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Компания ОСИ, не ограничившись разработкой описанных выше методов,
решительно вторглась в область современных спасательных работ. В
настоящее время совершенно очевидно, что лишь новые методы обнаружения и
подъема, достаточно радикальные и технически обоснованные, могут
обеспечить подъем крупных объектов с больших глубин. Компания ОСИ,
возглавляемая Уиллардом Бэскомом, спроектировала и в настоящее время
создает совершенно новую систему подъема с больших глубин (от 1830 до
5490 м).
В течение первых восьми лет своей деятельности компания ОСИ принимала
участие в выполнении самых разнообразных проектов, связанных с изучением
и освоением океана: океанографические, геофизические и гидрографические
исследования, разведка и освоение морских нефтяных залежей, судоремонт и
переоборудование судов, конструирование океанографического оборудования,
промысел съедобных моллюсков, подводная добыча песка для восстановления
пляжей и подводная разведка месторождений цинка, золота, алмазов,
платины и титана. По сути дела, политика компании, а Бэском называет ОСИ
«группой философов-инженеров», сводится к тому, чтобы «работать в любой
точке океана и над любой проблемой».
Создаваемая ОСИ система глубоководного поиска и подъема была изобретена
Бэскомом в 1962 г., когда он обдумывал возможности использования способа
глубоководного бурения, который его группа впервые внедрила на первой
стадии выполнения проекта «Могол». Разработав систему динамического
позиционирования для удержания судна в заданной точке на участках с
большими глубинами, решив проблему отыскания устья глубоководной
скважины и введения в нее бурильного инструмента, Бэском подумал, что те
же методы могут найти применение для подробного обследования океанского
дна и выполнения там полезных работ.
В апреле 1968 г. крупнейшая американская корпорация «Алкоа»,
занимающаяся производством алюминия, предложила установить разработанную
ОСИ систему на алюминиевом судне совершенно новой конструкции. В
результате к 1971 г. ОСИ и «Алкоа» будут располагать судном «Алкоа
Сипроуб» длиной 74,3 м, водоизмещением 2 тыс т. Это судно с алюминиевым
корпусом и дизель-электрическим двигателем будет отличаться большой
автономностью плавания, превосходной маневренностью и самой совершенной
аппаратурой.
«Алкоа Сипроуб» будет напоминать морскую буровую установку и
действительно сможет использоваться для глубоководного бурения: на нем
установлена буровая вышка, способная удерживать груз массой 450 т над
буровым колодцем размером 3,6 х 11 м. Это означает, что вместо троса с
судна может быть спущена длинная плеть труб, обладающая не только
большей прочностью, но и жесткостью. С помощью такой плети можно
создавать на дне вращающий момент, подавая с поверхности воду под
большим давлением для вращения турбин, освобождать от ила и песка
корпуса затонувших судов, приводить в действие различные механизмы и
выполнять другие работы, требующие больших мощностей. «Алкоа» получает в
свое распоряжение нечто еще более важное: исключительные права на
разработанные ОСИ методы глубоководного поиска и подъема и
соответствующее оборудование. Это означает, что «Алкоа Сипроуб» сможет
выполнять то, что неспособно делать ни одно другое судно в мире:
отыскивать и поднимать с глубины в 1830 м объекты массой до 200 т. В
конечном итоге максимальная глубина проведения таких работ будет
увеличена до 5490 м.
Подобное решение проблемы глубоководного поиска и подъема отличается
логичностью замысла, простотой технического воплощения и основано на
принципе, значительно отличающемся от идей, использованных другими
компаниями.