Когда-то механический способ считали наиболее эффективным методом
подъема затонувших судов: закрепите на корабле достаточное количество
тросов, а затем с их помощью поднимите судно на поверхность. Потом
наступила очередь приливного способа, где главная роль отводилась
могучей силе природы. Частично притопленное во время отлива судно,
использовавшееся для подъема, соединялось тросами с затонувшим кораблем
и с наступлением прилива из него откачивалась вода.
После этого на сцене появились понтоны. Их следовало затопить,
прикрепить по обоим бортам лежащего на дне судна и продуть сжатым
воздухом.
Но этим дело не ограничилось. Эрнест Кокс блестяще осуществил в
Скапа-Флоу идею Янга — загерметизировать каждое отверстие в корпусе
затонувшего корабля и заставить его всплыть, продув сжатым воздухом.
Все описанные выше способы до сих пор находят применение на практике,
причем в некоторых спасательных операциях одновременно используют
водяной балласт, сжатый воздух, понтоны, силу прилива и устройства для
снятия судов с мели.
В настоящее время некоторые специалисты полагают, что различные виды
пенополиуретана произведут такой же переворот в судоподъеме, как сжатый
воздух во времена Кокса.
Впервые твердый пенополиуретан был использован в спасательном деле в
1964 г. для подъема баржи «Ламберджек» со дна калифорнийской бухты
Хамболт Бэй.
Над «Ламберджеком» встало на якорь судно с цистернами, заполненными
двумя основными компонентами полиуретана и вспенивающим веществом с
низкой температурой кипения, создававшим избыточное давление. С судна
под воду уходил 45-метровый шланг, соединенный с устройством для выпуска
полиуретана, установленным на дне.
Когда водолаз приводил в действие шприц, подававший уретан в надстройку
500-тонной баржи, оба компонента поступали из судовых цистерн через
раздельные регуляторы потока в опущенную на дно океана стационарную
смесительную камеру, откуда они с силой выбрасывались сжатым воздухом.
Внезапное падение давления после выброса вызывало мгновенное испарение
вспенивающего вещества и образование миллиона крошечных пузырьков
полиуретана, заполнявших полости, в которые водолаз направлял шприц.
Вспененный полиуретан через несколько минут превращался в твердую
ячеистую массу. Каждые 0,028 м3 затвердевшей пены массой 0,9 кг
вытесняли 60,5 кг морской воды.
Еще одно преимущество полиуретана по сравнению со сжатым воздухом
заключалось в том, что затвердевшая пена автоматически закупоривала
небольшие отверстия и иллюминаторы затонувшего судна, освобождая тем
самым водолазов от необходимости отыскивать их под водой и заделывать.
Всего в операции по подъему «Ламберджека» было использовано около 27 т
пенополиуретана. После месяца почти непрерывных работ в условиях штормов
и плохой погоды баржа, наконец, всплыла.
Через несколько лет после подъема «Ламберджека» компания «Острелиа энд
Мэрфи пасифик», объявила о своем намерении поднять в 1969 г. с помощью
пенополиуретана итальянский лайнер «Андреа Дориа», завоевавший почти
такую же печальную известность, как легендарный «Титаник» и «Лузитания».
25 июля 1956 г. этот пассажирский лайнер водоизмещением 29 тыс. т и
длиной 213 м, застрахованный на 16 млн. дол., был протаранен шведским
грузовым судном «Стокгольм» водоизмещением 11 тыс. т. В момент
катастрофы на лайнере находилось 1134 пассажира и 575 человек команды.
Усиленный подкреплениями нос «Стокгольма» смялся как бумажный, от удара
на протяжении 9 м, однако успел проделать 14-метровую пробоину в 7 из 11
палуб «Андреа Дориа» по его правому борту. Пять человек, членов экипажа,
были убиты на месте. Вскоре после того как с лайнера были сняты все
люди, в 2 ч 25 мин ночи он лег на дно правым бортом на глубине 100 м.
Страховым компаниям потребовалось три года и 6 млн. дол., чтобы
удовлетворить 3322 иска, предъявленных им на общую сумму 116 млн. дол.
Однако задолго до этого как любители, так и профессионалы начали
вынашивать идею если не подъема затонувшего гиганта, то хотя бы спасения
находившихся на нем ценностей и дорогостоящего оборудования.
Одни гребные винты из листовой бронзы стоили по меньшей мере 30 тыс.
дол., а подъем перевозившейся на лайнере почты принес бы спасателям не
менее 52 тыс. дол., поскольку правительство США уплачивает по 26 центов
за каждое утраченное, но возвращенное письмо. Не следовало забывать и о
предметах искусства, например о массивной серебряной плите размером
2,4х1,2 м, стоившей 250 тыс. дол. Не меньший соблазн представляла
американская и итальянская валюта на сумму 1 млн. 116 тыс. дол.
К несчастью, лайнер лежал на Нантакетских отмелях, в 45 милях к югу от
острова Нантакет, в одном из самых худших по погодным условиям районов
мира. Внезапные яростные штормы, частые туманы позволяют вести
спасательные работы в лучшем случае в течение нескольких недель за
летний период. Судовой сейф находился по правому борту судна, и, чтобы
достичь его, водолазам пришлось бы пробиваться через 27 м корабельных
помещений — почти невыполнимая задача в условиях нулевой видимости и
предельной глубины погружения при использовании сжатого воздуха для
дыхания.
Несмотря на всю сложность подобного предприятия, проектов подъема судна
было выдвинуто множество, причем подчас самых невероятных: заполнить его
мячиками для пинг-понга (которые лопнули бы уже на глубине 4,5 м);
уложить в судовых помещениях пластмассовые баллоны диаметром 7,6 м и
затем надуть их: загерметизировать все отверстия и продуть отсеки
лайнера сжатым воздухом (на такой глубине было бы проще возвести новую
египетскую пирамиду).
Из числа энтузиастов-спасателей, объявивших о своих намерениях поднять
лайнер или действительно попытавшихся осуществить эту идею, только
нескольким аквалангистам в 1964 г. удалось поднять весившую 317,5 кг
статую генуэзского адмирала Андреа Дориа.
И вот в 1968 г. Мэрфи без лишней скромности объявил, что не только
добудет погибшие вместе с лайнером ценности и произведения искусства, но
и поднимет в 1969 г. все судно с помощью самовспенивающегося
полиуретана. Эта операция, заявил он, обойдется от 4 до 7 млн. дол.
Использование пенополиуретана представляет собой, пожалуй, самый новый
на сегодняшний день метод судоподъема (хотя на глубинах от 30 до 76 м он
был испытан только в лабораторных, а не реальных условиях). Однако
стоимость подобного предприятия намного превысила бы расчеты Мэрфи. Один
лишь подъем «Нормандии» в 1942 г., когда она лежала на боку на глубине
всего 21 м, обошелся почти в такую же сумму (3,75 млн. дол.), да еще по
тогдашним ценам. По окончании операции «Нормандия» была продана на слом
всего за 116 тыс. дол. Таким образом, если бы «Андреа Дориа» и удалось
поднять, он, вероятно, стал бы самым дорогим металлоломом в истории
спасательных работ. Мэрфи, надо полагать, знал об этом еще в 1968 г. К
тому же автор проекта деликатно умолчал о способе, с помощью которого он
намеревался удалить затвердевший пенопласт из судна после того, как оно
окажется на плаву. Так или иначе, об этой грандиозной затее никто более
не слышал ни слова.