Вскоре, приехав в Копенгаген для переговоров с датской фирмой «Петерсон
энд Альбек» относительно продажи партии цветных металлов, Кокс завел в
владельцами фирмы разговор о нехватке железного лома. В ответ Петерсон
полушутливо посоветовал ему воспользоваться тем самым плавучим доком,
чтобы попытаться поднять часть затопленных в Скапа-Флоу кораблей.
— Я не предполагаю, что вы сможете поднять линкоры, но, насколько мне
известно, на дне бухты лежат тридцать или сорок миноносцев, причем
водоизмещение самого большого из них не превышает тысячи тонн. А ваш док
вполне поднимает и три тысячи тонн.
В самом деле? Ну, а почему он, Кокс, не сможет поднять линкоры?
Например, «Гинденбург». Двадцать восемь тысяч тонн металла ржавеют на
дне, ожидая, пока их кто-нибудь не поднимет. И никто еще до сих пор не
отважился на подобное.
Тут у Кокса и родилась идея, захватившая его на долгие годы. А уже если
Кокс брался за что-либо, то он не терял времени даром. Он провел один
день в технической библиотеке, изучая соответствующую литературу и
обдумывая план дальнейших действий. Затем он отправился в Адмиралтейство
и попросил продать ему «как есть» несколько миноносцев, лежащих на дне
бухты Скапа-Флоу. Чиновники Адмиралтейства отнеслись к просьбе Кокса с
предельной честностью. Они предложили ему предварительно лично осмотреть
местонахождение кораблей и, что было еще более важным, дали ознакомиться
с докладом о результатах обследования Скапа-Флоу официальной комиссией
Адмиралтейства, посетившей его пятью годами ранее.
«Вопрос о подъеме судов полностью отпадает», — говорилось в докладе, — а
поскольку они не мешают судоходству, нет смысла даже взрывать их. Пусть
лежат и ржавеют там, где они затонули».
Миноносцы лежали на дне вокруг своих швартовных бочек такими
беспорядочными грудами, что, согласно заключению экспертов, их подъем
был сопряжен с непомерными затратами. Что же касается больших кораблей,
то для их подъема не годился ни один из существующих методов. Кокс,
однако, был не специалистом, а практиком. Смысл своей жизни он видел в
решении инженерных задач, и подъем германского флота представлялся ему
просто более сложной по масштабам операцией. К тому же, мнение экспертов
Адмиралтейства никак не могло повлиять на его решение хотя бы потому,
что он так и не удосужился прочитать их доклад.