Подводный комплекс «Ла Чалупа» построен вместе с
энергетическим буем фирмой «Перри оушенгрэфикс» с учетом мирового опыта.
Рассчитан он на обеспечение жизнедеятельности и работы 4 водолазов на
глубинах до 33 м.
Комплекс (рис. 8.4) представляет собой несамоходную баржу водоизмещением
136 т с размерениями: длина 14,6 м, ширина 6,1 м, высота 3,25 м и осадка
1,9 м. Для установки на дне к корпусу прикреплены 4 пневматические
опоры, которые позволяют регулировать его положение относительно дна.
Рис. 8.4. Подводный комплекс «Ла Чалупа»:
1 — корпус баржи; 2 — кассета баллонов с кислородом; 3 — кассета
баллонов с азотом; 4 —кассета баллонов со сжатым воздухом; 5 и 13 — люки
для присоединения водолазного колокола; 6 — лабораторный отсек; 7 и 11 —
опоры; 8 и 12 — иллюминаторы; 9 — водолазный отсек; 10 — жилой отсек; 14
— аварийный запас воды.
В корпусе баржи размещены два прочных и один
рабочий (водолазный) отсеки. Прочные отсеки имеют форму цилиндра длиной
6,1 м и диаметром 2,4 м и рассчитаны на внутреннее рабочее давление 0,34
МПа (3,5 кгс/см2), что позволяет проводить в них декомпрессию водолазов.
Сверху на этих отсеках сделаны люки с комингс-площадками для
присоединения водолазного колокола, а с торцевых частей врезаны большие
плоские иллюминаторы (диаметром 1 м).
Носовой прочный отсек жилой, оборудован четырьмя койками, столами,
системами жизнеобеспечения, электропитания и связи. Кормовой прочный
отсек является отсеком управления, для чего в нем размещены аппаратура
контроля и управления системы жизнеобеспечения (состав газовой смеси,
температура и влажность), электроаппаратура и различные приборы.
Между жилым отсеком и отсеком управления находится рабочий отсек
прямоугольной формы длиной 6,1 м и шириной 2,7 м. Он соединен люками с
прочными отсеками и имеет для водолазов выход в воду. В нем помещены
водолазное снаряжение и пульт подачи газовых смесей работающим
водолазам.
В корпусе баржи, кроме того, размещены цистерны главного балласта,
твердый постоянный балласт и цистерны прижатия комплекса ко дну в
рабочем положении.
На верхней палубе баржи установлены кассеты баллонов с рабочим давлением
13,72 МПа (140 кгс/см2) с бортовым запасом газов. Запасы, приведенные к
нормальному давлению, составляют: кислорода 85 м3, азота 85 м3 и воздуха
141 м3. На палубе находятся также цистерна с аварийным запасом пресной
воды и аварийная аккумуляторная батарея, обеспечивающая автономное
питание комплекса в течение 48 ч.
Обеспечение комплекса электроэнергией, пресной водой и сжатым воздухом
осуществляется с надводного буя, который представляет собой корпус
катера из стеклопластика длиной 11 м. В отсеках этого корпуса размещены
два дизель-генератора мощностью по 20 кВт (основной и резервный),
дизель-компрессор высокого давления, дизель-компрессор низкого давления
и холодильный агрегат, подающий в установку кондиционирования газовой
смеси холодную воду, УКВ-радиостан-ция, соединенная кабелем с
переговорным устройством подводного комплекса.
Комплекс снабжен средствами берегового обеспечения, смонтированными на
трех автотрейлерах. В первом трейлере размещена водолазная станция,
имеющая два компрессора высокого давления для зарядки дыхательных
аппаратов и комплекты водолазного снаряжения со средствами их ремонта.
Во втором трейлере находится пост управления работами, оснащенный
УКВ-радиостанцией и телевизионной аппаратурой с видеозаписью, а также
лаборатория наладки электронного
оборудования. Третий трейлер жилой. Он имеет
небольшой медпункт.
Комплекс в ходе продолжительной эксплуатации показал свою полную
пригодность для ведения различных медико-биологических, океанологических
и технических исследований, в ходе которых водолазы проводили спуски на
глубины до
52,5 м с пребыванием на них до 6 ч. Расходы на эксплуатацию комплекса
оказались значительно ниже, чем на эксплуатацию
рассмотренных ранее комплексов прежде всего за счет
значительного снижения расходов на доставку комплекса к месту работ, его
погружение и всплытие (без обеспечивающих судов).