Подводный комплекс «Гельголанд», построенный фирмой
«Дрегер» (ФРГ), рассчитан для работ на глубинах до 30 м [2]. Поскольку
он предназначен для работ в открытых частях Северного моря, при его
создании была принята система обеспечения не с судов, а со специального
энергобуя, именуемого «Фюстхен».
Первоначально комплекс имел один корпус, но впоследствии к нему был
присоединен дополнительный отсек, и он стал двухкорпусным (рис. 8.2).
Основной корпус имеет форму горизонтального цилиндра длиной 9 м при
диаметре 2,5 м. Его устанавливают на дне на двух продольных опорах, к
которым впоследствии присоединили платформу дополнительного отсека.
В основном корпусе сделано два отсека: жилой и водолазный, разделенные
прочной переборкой с переходным люком.
Жилой отсек сделан небольшим: он занимает менее
трети длины корпуса. Прочность его такова, что он способен выдерживать
наружное давление 0,98 МПа (10 кгс/см2). Эта особенность конструкции
отсека позволяет водолазам проходить декомпрессию прямо на дне, а по ее
завершении всплывать на поверхность в водолазном снаряжении. Другая
особенность отсека — наличие одноместной всплывающей камеры, в которой
при необходимости, например в случае заболевания или плохого
самочувствия, водолаз может быть эвакуирован на поверхность с
сохранением давления.
Водолазный отсек имеет выходную шахту для выхода водолазов в воду,
верхний люк — для входа при нахождении на поверхности и с помощью
переходного тоннеля соединен с дополнительным отсеком. В нем размещены
пульт электропитания,
щит (выгородка) подачи и контроля газовых смесей,
обогреватели, камбуз, душ и туалет. Насыщенность отсека оборудованием
создала неудобство одевания и раздевания водолазов и хранения
водолазного имущества, что и явилось причиной постройки и присоединения
дополнительного отсека, предназначенного прежде всего для просушки и
хранения водолазного снаряжения.
Аварийные запасы комплекса размещены снаружи основного корпуса и
включают батареи баллонов с кислородом, азотом и сжатым воздухом.
Как указывалось ранее, электроэнергию, сжатый воздух и пресную воду
подают в комплекс с заякоренного над ней необитаемого буя. Буй «Фюстхен»
имеет форму вертикального цилиндра диаметром 3 м, его водоизмещение 16
т. В корпусе буя установлены дизель-генератор мощностью 15 кВт, два
дизель-компрессора, 14 баллонов с запасом газов, танки с пресной водой и
топливные цистерны. Использование энергобуя резко сократило
обслуживающий персонал: осталось всего
18 человек.
Кроме перечисленного комплекс снабжен береговым оборудованием,
используемым в аварийных ситуациях для размещения водолазов и включающим
декомпрессионную камеру, два электрокомпрессора высокого давления и
батарею баллонов.