Устройство некоторых
образцов водолазных колоколов
Водолазный колокол компании «Тейлор» (США)
Водолазный колокол компании «Тейлор» (США)
рассчитан на спуски водолазов в шланговом снаряжении и разработан в двух
вариантах: с нахождением системы газоснабжения на поверхности и с ее
размещением в самом колоколе.
Рекламируемое компанией преимущество второго варианта спорно, так как
требует выполнения всех манипуляций по контролю и обеспечению
газоснабжения обеспечивающим водолазам, находящимся под давлением и в
стесненной обстановке. Выполнение таких манипуляций оператором,
находящимся на судне в нормальных условиях, несомненно, более просто и
надежно. Кроме того, при первом варианте вместо одного шланга для подачи
в колокол газовой смеси он связан с поверхностью тремя шлангами, что
усложняет спуск колокола.
Размещение системы газоснабжения в самом колоколе ограничивает запас
газовых смесей в баллонах, который может быть недостаточным для
обеспечения дыхания водолазов в аварийных ситуациях.
Колокол по обоим вариантам имеет одинаковый цилиндрический корпус с
нижним расположением выходного люка, рассчитанный на двух водолазов,
один из которых в снаряжении ведет работу под водой по выходе из
колокола, а второй, без снаряжения, находится в колоколе, обеспечивая
работу первого.
Вариант колокола с собственной системой газораспределения (рис. 7.4)
имеет две замкнутые ветви циркуляции газа: первая обеспечивает
внутреннее пространство колокола, а вторая — работающего в воде
водолаза.
Находящаяся во внутреннем пространстве газовая
смесь для очистки засасывается поршневым насосом 6, через глушитель 7
нагнетается в нагнетательный ресивер 19, где очищается от влаги. Из
ресивера смесь поступает в аппарат 17 поглощения углекислого газа, из
которого всасывается насосом 3 и через приемный ресивер 29 и отстойник
31 снова поступает в колокол.
При циркуляции смеси по описанной схеме она обогащается кислородом из
баллона 8. При необходимости увеличения общего количества смеси в
колоколе (например, при увеличении в нем давления) она подается в
систему колокола с поверхности из баллона 14 через редуктор 15 или из
гелиевого 11 и кислородного 12 баллонов через смеситель 13.
Кроме того, колокол имеет запасные баллоны 22 с готовыми газовыми
смесями, которые могут подаваться в систему циркуляции.
Дыхание водолаза, работающего в воде вне колокола, обеспечивается
подачей по шлангу 20 в шлем 23 водолазного снаряжения. Смесь к шлему
подается под давлением, несколько превышающим давление окружающей среды,
и ее поступление на дыхание регулируется самим водолазом. Смесь из
подшлем-ного пространства поступает по шлангу 24 в систему общей
циркуляции колокола.
Наиболее важно в циркуляции газовой смеси поддержание нужного
парциального давления кислорода, которое при больших давлениях лежит в
очень узких пределах. Для контроля содержания кислорода в газовой смеси
служит датчик 10, соединенный с прибором, управляющим подачей кислорода.
Этот прибор управляет электромагнитными клапанами баллона 8.
Кроме рассмотренных систем циркуляции газовых смесей колокол имеет
систему водяного обогрева. Горячая вода подается в колокол из источника
1, установленного на поверхности, по шлангу 34. В колоколе вода с
помощью змеевика 18 обогревает его внутреннее пространство и по шлангу
30 подается к приемнику 25 водолазного снаряжения. Отработанная горячая
вода из снаряжения сливается в окружающую среду. Обогрев водолаза
регулируется по его указаниям изменением открытия крана, через который
вода поступает в приемник.
Для дыхания водолазов в аварийных случаях при отказе системы циркуляции
газовой смеси водолазы используют аварийные маски 21, к которым газовая
смесь поступает с поверхности или из запасных баллонов.
Вариант колокола с нахождением системы газоснабжения на поверхности
имеет внутри только магистрали, вентили и приборы для обеспечения
дыхания работающего в воде водолаза и использования аварийных масок, а
также для регулирования подачи горячей воды. Все остальные устройства и
приспособления, установленные на ранее описанном варианте колокола,
вынесены на поверхность и установлены на обеспечивающем судне.