Водолазные механизмы и установки для подачи воздуха

  Главная       Учебники - Водолазное дело      Водолаз речного флота (Столбов А. А., Ларионов В.Г.) - 1978 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

 

ВОДОЛАЗНЫЕ УСТРОЙСТВА И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

 

 

 

Водолазные механизмы и установки для подачи воздуха

 

 

 К ним относят:

водолазные помпы, предназначенные для сжатия воздуха и подачи его водолазу;

водолазные компрессорные установки, предназначенные для сжатия и очистки воздуха или газовой смеси и подачи их водолазу.

Ручная помпа и помпа с электрическим приводом обеспечивают подачу сжатого воздуха водолазу на глубину до 12 м. У водолазной помпы с электроприводом (рис. 23) на маховиках имеются самооткидывающиеся ручки, необходимые в случае прекращения подачи электроэнергии. Каждая водолазная станция снабжена трехцилиндровыми помпами, ручными или с электрическим приводом.

Водолазная компрессорная установка состоит из: компрессора с двигателем; баллонов для хранения сжатого воздуха; воздушных фильтров, предназначенных для очистки воздуха или газовых смесей от вредных примесей;

воздухораспределительного щитка, служащего для подачи воздуха двум-трем водолазам, производящим подводные работы одновременно на одной или разных глубинах. Такие установки с компрессорами среднего давления используют при всех видах водолазных работ, выполняемых в вентилируемом снаряжении. На речном транспорте используют двухступенчатые водолазные компрессоры ВК-25Б1 и ВК-25Д1 (табл. 3), работающие от двигателей внутреннего сгорания или электродвигателей.

Применяются также электрокомпрессоры ВК-25Э1 и ВК-25ЭМ.

Водолазные компрессоры высокого давления применяют для сжатия и нагнетания воздуха или газовых смесей под давлением 150—200 кгс/см2 в транспортные или малолитражные баллоны.

 

 

 

 

Рис. 23. Трехцилиндровая водолазная помпа с электроприводом:
1 — чугунный маховик; 2 — коленчатый вал; 3 — манометр; 4 — нажимная шайба; 5 — шток; 6 — всасывающий клапан; 7 — поршень с кожаной манжетой; 8 — рама; 9 —пробка; 10 — фундамент; 11 — цилиндр; 12 — холодильник; 13 — воздухоприемник; 14 — деревянный футляр; 15 — соединительная планка; 16 — шатун

 

 

 

 

Таблица 3

Технические характеристики водолазных трехцилиндровых помп и компрессоров

 

 

Помпы

Компрессоры

Показатели

с ручным приводом

с электро­приводом

ВК-25Д1

i

ЭК-15

Подача, л/мин:

120

120

 

15

при конечном давлении ....

40

приведенная к нормальным атмосферным

 

140

60

180

условиям

Рабочее давление, кгс/см2    

4

4

25

200

Масса, .кг             

250

270

1310

1800

Мощность двигателя, кВт      

              

0,8

14,7

44,2-

-55,9

 

 

Компрессоры высокого давления обычно бывают трех- и четырехступенчатыми, работают от двигателей внутреннего сгорания или от электрических двигателей. Их подача равна 8—16 м3/ч. Подача переносного малогабаритного компрессора высокого давления типа «Старт» —ОД7 л/мин при давлении 200 кгс^м2; он компактен, прост и надежен в эксплуатации.

Кислородные дожимающие водолазные компрессоры предназначены для перекачки кислорода из транспортных баллонов в малолитражные с давлением 150—200 кгс/см2.

Водолазные компрессоры подают сжатый воздух в специальные баллоны, соединенные в секции (2—4 баллона).При глубоководных спусках устанавливают несколько секций. Баллоны предназначены для хранения запасов воздуха и однокомпонентных газов, для приготовления и хранения газовых смесей.

Транспортные баллоны вместимостью 40 л используют для транспортировки и хранения запасов воздуха или кислорода. Малолитражные баллоны вместимостью 1—7 л используют в воздушно-баллонном и кислородном водолазных снаряжениях.

Баллоны средней вместимости (12—55 л) применяют для хранения газовых смесей и однокомпонентных газов (кислорода, гелия, азота). Баллоны большой вместимости (свыше 55 л) служат для хранения воздуха, их устанавливают на водолазных судах. Расположение запорных вентилей допускает возможность выключать из общей системы как отдельные баллоны, так и целую секцию. Они рассчитаны на давление до 400 кгс/см2.

Ежегодно баллоны очищают от ржавчины, тщательно промывают сначала горячим щелочным раствором, затем чистой пресной водой и продувают сжатым воздухом. В нижней части баллона есть кран для выпуска скопившейся влаги и конденсата и продувания сжатым воздухом.

Воздух, подаваемый компрессорами, содержит примеси (окись углерода, двуокись углерода, окислы азота и др.), которые в определенных концентрациях являются вредными для здоровья человека, а в некоторых случаях могут привести к взрыву в системе воздухоснабжения.

Источниками вредных примесей в воздухе, подаваемом компрессорами, являются загрязненность атмосферного воздуха, разложение смазочного масла (конденсата).

Для очистки воздуха от примесей применяют различные фильтры.

Фильтр-воздухоочиститель среднего давления (рис. 24, а) устанавливают перед воздухораспределительным щитом ком

прессора ВК-25. Внутренняя часть корпуса фильтра покрыта антикоррозионным слоем. В нижей части корпуса имеется кран для удаления скопившейся влаги. Внутри корпуса помешены фильтрующие вещества. Фильтр состоит из четырех компонентов (слоев): гигроскопической ваты (10 см), активированного угля (5 см), силикагеля (10 см), алюминиевых колец (8 ом). Компоненты фильтра меняют через 300—350 ч работы.

Для зарядки сжатым воздухом аппаратов АВМ и ШАП применяют фильтры высокого давления (рис. 24, б). Внутри корпуса такого фильтра имеются две сменные кассеты, заряженные различными адсорбирующими веществами. Нижняя кассета заполнена слоем алюминиевых колец, растительного волокна, силикагеля, а верхняя — слоем силикагеля, активированного угля, химического поглотите-теля и растительного волокна.

Кассеты фильтра меняют через 300 ч работы.

Воздухорacпределительные щиты с ручной регулировкой воздуха бывают двух-и трехрожковыми (рис. 25). Они оборудованы манометрами: одним контрольным и двумя-тремя рабочими.

 

 

 

 

 

 

Рис. 24. Фильтры:
а — среднего давления (ФВС-55): 1 — нанометр; 2 — тройник; 3— предохранительный клапан; 4 — противогазовая коробка; 5—решетка; 6 — металлическая стружка; 7 — вентиль; 8— рожок; 9 — спускной кран;

б — высокого давления (ФВД 150—200): 1—спускное устройство; 2 — вентиль впуска; 3—нижняя кассета; 4 — верхняя кассета; 5 — вентиль выпуска; 6 - крышка фильтра; 7 — растительное волокно; 8 — химический поглотитель; 9 — активированный уголь; 10 — силикагель; 11 —алюминиевые кольца; 12 — трубка для масла; —контрольный кран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..