Разделка под водой затонувших судов, металлических и железобетонных конструкций, мешающих судоходству

  Главная       Учебники - Водолазное дело      Водолаз речного флота (Столбов А. А., Ларионов В.Г.) - 1978 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ВЗРЫВНЫХ РАБОТ ПОД ВОДОЙ

 

 

Разделка под водой затонувших судов, металлических и железобетонных конструкций, мешающих судоходству

 

 

 Разделку судов можно вести комплексно, с использованием элект-рокислородной резки и взрывов. Прежде чем приступить к разделке судна под водой, проводят тщательное водолазное обследование, в ходе которого устанавливают класс судна, его основные размерения, положение на грунте, глубину погружения в грунт, степень присоса, характер грунта, степень разрушения корпуса, наличие и местонахождение в нем груза и топлива. На основании этих данных корабельный инженер, водолазный специалист и инженер-взрывник составляют план
проведения работ. Кроме того, вычерчивают схематичеокйй план, на котором обозначают линии разделки судна на части к размечают, какие из них подлежат разделке посредством подводной резки и взрывов. Размер частей, на которые разделывают судно, зависит от грузоподъемности плавучих кранов.

При взрывном способе разделки судна обращают особое внимание на подготовку мест, куда будут укладывать заряды взрывчатых веществ. Следует помнить, что наличие на отдельных частях судна грунта, слоя ракушек и т. п. может привести к частичной перебивке деталей или их деформации, что только усложнит выполнение работы. Поэтому в местах перебивки отдельных элементов судна надо тщательно размыть грунт и только после этого укладывать заряды, размещая их как можно ближе к перебиваемому объекту.

Форма зарядов зависит от профиля перебиваемого элемента набора судна. Необходимо, чтобы длина зарядов была не более 3—4 м, а масса не слишком большой, так как укладывать и закреплять заряд большой массы водолазу сложно. Если требуется применение зарядов большей длины, соединяют несколько удлиненных зарядов, плотно связывая их «внакрой» так, чтобы концы их на 5—10 см перекрывали друг друга. Перебивка днища — очень сложный процесс. Используют различные способы перебивки.

Сосредоточенные заряды серии взрывают поочередно, от скулы судна к килю. Чтобы заряд был плотно прижат к днищу, ему придают положительную плавучесть: прикрепляют

два деревянных бруска. Может быть использован другой способ. Посредством удлиненных зарядов перебивают вначале внутреннее (.второе) дно, а затем серией сосредоточенных зарядов разбивают продольный или поперечный набор. Заряды в этих случаях закладывают по направлению шпангоута или стрингера, отступив от них на 2—3 см.

Днище железобетонного судна целесообразно взрывать одним удлиненным зарядом, а арматуру разделывать посредством электрокислородной резки.

Стрингеры, кили, шпангоуты и другие элементы набора судна чаще всего перебивают зарядами фигурной формы. Для разделки бортовой обшивки целесообразно использовать заряды, помещенные в пожарные шланги (списанные). Для этой цели берут тротиловые шашки или патронированный аммонит 6ЖВ с детонирующими шнурами. Разделка деревянных судов, не представляющих особой ценности и не пригодных для дальнейшей эксплуатации, может быть осуществлена в очень короткие сроки методом подводных накладных зарядов.

Часто при дноочистительных работах возникает необходимость разбить металлические конструкции, для этого используют заряды удлиненной формы. Стальные сваи и тросы разбивают зарядами взрывчатых веществ, носящими название

«ножницы»: заряды плотно

крепят с обеих сторон свай (троса) таким образом, чтобы их концы были на одной линии. Разделка под водой железобетонных конструкций имеет некоторые особенности по сравнению с разделкой металлических конструкций.
Железобетонные конструкции 'разрушают в два приема: сначала 'выбивают бетон, затем разрезают арматуру, применяя электродуговую или электрокислородную резку. Иногда железобетонные конструкции взрывают, используя метод накладных зарядов. Разделку ведут сверху вниз,
что дает возможность не загромождать арматуру обломками бетона после взрыва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..