ВЫПРАВИТЕЛЬНЫЕ И ПОРТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ

  Главная       Учебники - Водолазное дело      Водолаз речного флота (Столбов А. А., Ларионов) - 1978 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

 

ВЫПРАВИТЕЛЬНЫЕ И ПОРТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Выправигельные сооружения применяют для нейтрализации вредного действия речного потока, проявляющегося в размыве берегов, разрушения гидросооружений, отложении наносов, уменьшении глубины судового хода, образовании отмелей. Кроме Того, выправительные сооружения используют для спрямления извилин русла и придания ему устойчивости.
Для решения этих задач создают продольные и поперечные дамбы, запруды, полузапруды, заборы из свай и т. п. Дамбы могут быть постоянными, .предназначенными для использования в течение длительного срока, и временными, срок действия которых 1—2 года.

При строительстве дамб широко применяют местные материалы. В зависимости от используемого' материала дамбы классифицируют следующим образом:

земляные и каменно-земляные, конструкция которых аналогична конструкции плотин из этих же материалов;

габионные, состоящие из отдельных металлических проволочных ящиков (габионов), доставляемых к месту работ в разобранном виде, где их собирают, заполняют камнями, затем опускают на дно и укладывают рядами;

фашинные, состоящие из фашинного тюфяка, укладываемого на дно, и каменно-земляной наброски;

хворостяно-каменные, состоящие из нескольких хворостяных тюфяков и слоев камня между ними.

В речных портах производятся загрузка и разгрузка судов, перегрузка грузов с судов на железнодорожный и автомобильный транспорт и обратно, снабжение судов топливом, продовольствием, водой, посадка и высадка пассажиров, текущий ремонт судов, формирование и расформирование плотов ,и т. п. Для производства этих работ порты оборудованы специальными механизмами и гидротехническими сооружениями.

К гидротехническим сооружениям речных портов относят: внешние оградительные сооружения (отдельные ледоза-щитные сваи, кусты свай, ледорезы, ледозащитные дамбы, молы, волноломы);

причальные сооружения (набережные в виде стенок и эстакад, пирсы, плавучие причалы в виде дебаркадеров, понтонов, барж-площадок);

берегоукрепительные сооружения.

Для зимнего отстоя и ремонта судов используются затоны, которые также оборудуются причальными стенками и судоподъемными устройствами.

Конструкция ледозащит,ных устройств обусловлена глубиной водоема в месте, где они должны быть установлены, и ледовой обстановкой. Наиболее часто в качестве ледозащит-ных устройств применяют отдельные сваи, кусты свай и ряжевые ледорезы.

Ледозащитные сваи и кусты свай применяют на малой глубине и при слабом ледоходе. Забивают сваи на расстоянии 1—3 м, кусты свай — на расстоянии 3—5 м друг от друга. Они преграждают доступ крупным ледяным полям в затоны, к надводным и подводным частям гидросооружений.
 

 

Ледорезы — наиболее распространенный тип ледозащитных устройств. Льдина, плывущая по течению, наползая на ледорез, разламывается на части под действием собственной массы,- Ширина таких ледорезов достигает 8 м. Устанавливают их на расстоянии 10—15 м друг от друга. Опорой ледореза может служить куст свай. Такие ледорезы называют свайными в отличие от ряжевых, у которых в качестве опоры используют ряжи (ящики из бревен без дна, которые состоят из клеток, заполненных камнем или глинистым грунтом).

Ряжевые ледорезы применяют в том случае, когда забивка свай невозможна, а глубина не более 12 м. Если для акватории характерны тяжелые ледовые условия, то ледорезы устанавливают в два )ряда в шахматном порядке. Первый ряд, аванпостный, делают более прочным, так как он воспринимает удары льдин, имеющих большую массу.

Попользуют ледорезы деревянные, каменные, бетонные и железобетонные с металлической оболочкой. Как правило, ледорезы устанавливают перед мостовыми опорами.

Дамба — гидротехническое сооружение, служащее для защиты речных или морских прибрежных низменностей от затопления.

Молом называется оградительное гидротехническое сооружение, упирающееся одним концом в берег, предназначенное для защиты акватории порта от волнения, а в некоторых случаях от льда и наносов. Конструкция мола диктуется гидрологическими условиями района, где расположен порт.

Волнолом — гидротехническое сооружение для защиты от волнения акваторий рейдовых причалов, подходов к каналам и шлюзам по1ртов. Различают волноломы оградительные, окруженные водным пространством, и берегозащитные, располагающиеся у береговой черты.

Причальные сооружения обеспечивают спокойную стоянку судов и плавучих технических средств в порту и производство погрузочно-разгрузочных работ. Наиболее распространенный тип причальных сооружений в порту — набережные.

Массивные набережные-стенки являются долговечными сооружениями, удобными для причаливания судов. Часто вместо набережной оборудуют эстакаду, .состоящую из ряда вертикальных опор (свай), установленных на береговом откосе, и пролетного строения, уложенного на эти опоры. При ограниченной территории порта и рациональном использовании конструкции эстакады на них размещают склады.

Пирсом называется гидротехническое сооружение, располагающееся перпендикулярно или под углом к берегу и служащее для швартовки судов. Преимуществом пирсов по сравнению с набережными является то, что суда могут швартоваться с обеих его сторон. Иногда к пирсам подводят железнодорожные пути. При достаточной ширине лирса яа нем могут быть расположены склады.

Плавучие причалы применяют во временных и постоянно действующих портах при значительных колебаниях уровней воды и больших глубинах у береговой черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..