Выправигельные сооружения применяют для нейтрализации вредного действия
речного потока, проявляющегося в размыве берегов, разрушения
гидросооружений, отложении наносов, уменьшении глубины судового хода,
образовании отмелей. Кроме Того, выправительные сооружения используют
для спрямления извилин русла и придания ему устойчивости.
Для решения этих задач создают продольные и поперечные дамбы, запруды,
полузапруды, заборы из свай и т. п. Дамбы могут быть постоянными,
.предназначенными для использования в течение длительного срока, и
временными, срок действия которых 1—2 года.
При строительстве дамб широко применяют местные материалы. В зависимости
от используемого' материала дамбы классифицируют следующим образом:
земляные и каменно-земляные, конструкция которых аналогична конструкции
плотин из этих же материалов;
габионные, состоящие из отдельных металлических проволочных ящиков
(габионов), доставляемых к месту работ в разобранном виде, где их
собирают, заполняют камнями, затем опускают на дно и укладывают рядами;
фашинные, состоящие из фашинного тюфяка, укладываемого на дно, и
каменно-земляной наброски;
хворостяно-каменные, состоящие из нескольких хворостяных тюфяков и слоев
камня между ними.
В речных портах производятся загрузка и разгрузка судов, перегрузка
грузов с судов на железнодорожный и автомобильный транспорт и обратно,
снабжение судов топливом, продовольствием, водой, посадка и высадка
пассажиров, текущий ремонт судов, формирование и расформирование плотов
,и т. п. Для производства этих работ порты оборудованы специальными
механизмами и гидротехническими сооружениями.
К гидротехническим сооружениям речных портов относят: внешние
оградительные сооружения (отдельные ледоза-щитные сваи, кусты свай,
ледорезы, ледозащитные дамбы, молы, волноломы);
причальные сооружения (набережные в виде стенок и эстакад, пирсы,
плавучие причалы в виде дебаркадеров, понтонов, барж-площадок);
берегоукрепительные сооружения.
Для зимнего отстоя и ремонта судов используются затоны, которые также
оборудуются причальными стенками и судоподъемными устройствами.
Конструкция ледозащит,ных устройств обусловлена глубиной водоема в
месте, где они должны быть установлены, и ледовой обстановкой. Наиболее
часто в качестве ледозащит-ных устройств применяют отдельные сваи, кусты
свай и ряжевые ледорезы.
Ледозащитные сваи и кусты свай применяют на малой глубине и при слабом
ледоходе. Забивают сваи на расстоянии 1—3 м, кусты свай — на расстоянии
3—5 м друг от друга. Они преграждают доступ крупным ледяным полям в
затоны, к надводным и подводным частям гидросооружений.
Ледорезы — наиболее распространенный тип
ледозащитных устройств. Льдина, плывущая по течению, наползая на
ледорез, разламывается на части под действием собственной массы,- Ширина
таких ледорезов достигает 8 м. Устанавливают их на расстоянии 10—15 м
друг от друга. Опорой ледореза может служить куст свай. Такие ледорезы
называют свайными в отличие от ряжевых, у которых в качестве опоры
используют ряжи (ящики из бревен без дна, которые состоят из клеток,
заполненных камнем или глинистым грунтом).
Ряжевые ледорезы применяют в том случае, когда забивка свай невозможна,
а глубина не более 12 м. Если для акватории характерны тяжелые ледовые
условия, то ледорезы устанавливают в два )ряда в шахматном порядке.
Первый ряд, аванпостный, делают более прочным, так как он воспринимает
удары льдин, имеющих большую массу.
Попользуют ледорезы деревянные, каменные, бетонные и железобетонные с
металлической оболочкой. Как правило, ледорезы устанавливают перед
мостовыми опорами.
Дамба — гидротехническое сооружение, служащее для защиты речных или
морских прибрежных низменностей от затопления.
Молом называется оградительное гидротехническое сооружение, упирающееся
одним концом в берег, предназначенное для защиты акватории порта от
волнения, а в некоторых случаях от льда и наносов. Конструкция мола
диктуется гидрологическими условиями района, где расположен порт.
Волнолом — гидротехническое сооружение для защиты от волнения акваторий
рейдовых причалов, подходов к каналам и шлюзам по1ртов. Различают
волноломы оградительные, окруженные водным пространством, и
берегозащитные, располагающиеся у береговой черты.
Причальные сооружения обеспечивают спокойную стоянку судов и плавучих
технических средств в порту и производство погрузочно-разгрузочных
работ. Наиболее распространенный тип причальных сооружений в порту —
набережные.
Массивные набережные-стенки являются долговечными сооружениями, удобными
для причаливания судов. Часто вместо набережной оборудуют эстакаду,
.состоящую из ряда вертикальных опор (свай), установленных на береговом
откосе, и пролетного строения, уложенного на эти опоры. При ограниченной
территории порта и рациональном использовании конструкции эстакады на
них размещают склады.
Пирсом называется гидротехническое сооружение, располагающееся
перпендикулярно или под углом к берегу и служащее для швартовки судов.
Преимуществом пирсов по сравнению с набережными является то, что суда
могут швартоваться с обеих его сторон. Иногда к пирсам подводят
железнодорожные пути. При достаточной ширине лирса яа нем могут быть
расположены склады.
Плавучие причалы применяют во временных и постоянно действующих портах
при значительных колебаниях уровней воды и больших глубинах у береговой
черты.