Речные гидротехнические сооружения предназначены для создания наиболее
благоприятных условий использования водных ресурсов, борьбы с
разрушительным действием водной стихии, обеспечения эффективной
эксплуатации и ремонта судов речного флота, создания благоприятных
условий для проведения погрузочно-разгрузочных -работ.
В зависимости от назначения речные гидротехнические сооружения
подразделяют на воднотранспортные, выправитель-ные, портовые,
водноэнергетические, мелиоративные, рыбохозяйственные, лесосплавные,
канализационные, спортивные и др.
Здесь рассматриваются воднотранспортные, выправительные и портовые
сооружения.
К воднотранспортным сооружениям относят плотины, судоходные, шлюзы,
судоподъемники, маяки, устройства по обстановке судового хода,
плотоходы, бревноспуски; к выправительным — сооружения, предназначенные
для изменения и улучшения естественных условий протекания рек и защиты
их берегов от размывов, отложений, наносов и воздействия льда. Портовые
сооружения — это молы, волноломы, пирсы, причалы, ледорезы.
На подводную часть гидротехнического сооружения воздействует водный
поток, лед, взвешенные в воде частицы грунта и другие, различные по
своей природе и (размерам силы. Под действием этих сил возникают
статические и динамические нагрузки, происходит истирание поверхности,
выщелачивание бетона, гниение деревянных конструкций, коррозия
металлических конструкций и т. п. К строительству и ремонту подводной
части этих сооружений широко привлекаются водолазы.