УСТРОЙСТВО И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧНЫХ СУДОВ

  Главная       Учебники - Водолазное дело      Водолаз речного флота (Столбов А. А., Ларионов) - 1978 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Глава I УСТРОЙСТВО РЕЧНЫХ СУДОВ. ОСНОВЫ ГИДРОЛОГИИ

 



УСТРОЙСТВО И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧНЫХ СУДОВ


Плавучее инженерное -сооружение, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по водным путям, называется судном. Судно должно обладать определенными навигационными 'качествами.

Корпус судна — водонепроницаемая оболочка удлиненной формы, состоящая из обшивки и набора. Набор — система поперечных и продольных балок, образующая жесткий каркас, к которому прикреплены внутренняя и наружная обшивки.

Суда внутреннего и смешанного «река — море» плавания

з основном корпусе имеют одну палубу, называемую верхней, главной или расчетной. Если палуба внутри судна идет не по всей длине корпуса, то она называется платформой. Кроме верхней палубы, многие суда имеют на небольшом расстоянии от днищевой обшивки второе дно, предохраняющее судно от попадания воды внутрь корпуса при повреждениях. Корпус судна для обеспечения непотопляемости разделен поперечными и продольными переборками на ряд водонепроницаемых отсеков, которые используют для размещения машинного отделения, грузов, жилых и служебных помещений. Отсеки для размещения грузов называют трюмами, крайний носовой отсек — форпиком, кормовой — ахтерпиком.

На самоходных судах топливо хранят в специальных отсеках, танках, или топливных цистернах и делят их по ширине судна одной или двумя переборками, чтобы во время качки топливо не переливалось к одному из бортов и не создавало крена судна.

Цистерны жидкого топлива отделяют от жилых и грузовых трюмов коффердамами — отсеками небольшой длины, которые оборудуют вентиляционными установками.

Существуют три системы набора корпуса судна: поперечная, продольная и смешанная. При поперечной системе набора основные балки (связи набора) располагаются в поперечном направлении, при продольной — в продольном направлении. При смешанной системе набора сочетаются поперечные и продольные связи, эта система наиболее часто применяется в современном судостроении.
Основной частью набора корпуса судна, проходящей в диаметральной плоскости судна, является киль. Кроме того, на речных и озерных судах параллельно основному килю по бортам расположены бортовые кили, служащие для уменьшения амплитуды качки. В носовой части к килю прикреплен стальной кованый брус — форштевень, в кормовой части — ахтерштевень. К килю в поперечном направлении прикреплены шпангоуты. Шпангоут, имеющий наиболее полный обвод и расположенный в самом широком месте судна, называется мидель-шпангоутом.

Днищевые ветви шпангоутов (флоры) образованы из вставных листов. Между шпангоутами параллельно -килю находятся жестко соединенные с ними продольные связи — стрингеры, в зависимости от -расположения оии называются палубными, бортовыми и днищевыми. Правая и левая стороны шпангоутов в верхней своей части соединяются бимсами, прикрепленными к шпангоутам кницами (косынками). Бимсы поддерживают палубу или платформу. Чтобы придать бимсам необходимую прочность, под ними устанавливают вертикальные стойки —пиллерсы. Вдоль бортов судна на бимсах расположен палубный стрингер.

Надстройку, расположенную в носовой части судна, начинающуюся от форштевня, называют баком; если высота ее незначительна, — по л у б а к о м. Надстройку, расположенную в кормовой части судна, называют ютом; если высота ее незначительна, — полуютом.

Вертикальные перегородки, разделяющие помещения внутри судна, называют переборками. Они бывают водонепроницаемыми и водопроницаемыми. Водонепроницаемые вертикальные переборки разделяют коффердамы, поднимающиеся до верхней палубы. Водопроницаемые переборки — легкие перегородки внутри корпуса судна, служащие для разделения отсеков на ряд помещений. Для доступа в отсеки, расположенные ниже палуб, а также для погрузки в них грузов в палубах вьирезают отверстия — люки, огражденные по периметру вертикальными листами (комингсами), которые предохраняют отсеки от попадания в них воды. Люки делятся на входные, световые и грузовые. Последние предназначены для погрузки и выгрузки через них в трюм различных грузов. Грузовые люки закрывают крышками на съемные или фальшивые бимсы, сверху накрывают брезентом для предохранения от поступления воды в трюмы во время шторма.

Наружная обшивка судна состоит из продольно расположенных листов стали, соединенных посредством электросварки. У киля, ватерлинии и верхней палубы наружная обшивка утолщается и называется соответственно днищевым поясом, бархоутом и ширстреком. Эти поясья увеличивают прочность корпуса судна.

 

Судовые силовые установки — совокупность механизмов, установленных на судне и служащих для превращения тепловой энергии, получаемой при сжигании топлива, в механическую для вращения судовых движителей (гребных винтов и колес) . Судовая установка состоит из главных двигателей и вспомогательных механизмов (насосов, компрессоров и т. п.).

Судовые устройства — совокупность специального оборудования и палубных механизмов, обеспечивающих судну необходимые маневренные и эксплуатационные качества. К ним относят рулевое, якорное, швартовное, буксирное и шлюпочное устройства.

Судовые системы — сеть трубопроводов с их арматурой, приборами и механизмами, предназначенная для перемещения жидкости, пара и газа на судне. К ним относят противопожарную (водяную, пенную, углекислотную), трюмную (осушительную, балластную, водоотливную), санитарную, сточно-фановую, холодильную, отопительную, вентиляционную и другие системы.

Суда внутреннего плавания делят по назначению (роду выполняемой работы) на транспортные (для перевозки пассажиров и груза), технические и вспомогательные. К транспортным относят пассажирские, грузопассажирские суда, толкачи, буксиры, самоходные и несамоходные грузовые суда.

Сухогрузными принято называть суда, предназначенные для перевозки грузов в таре, навалом или насыпью. Самоходные сухогрузные суда называют грузовыми теплоходами, несамоходные — сухогрузными баржами. В настоящее время строят суда для перевозки определенных видов грузов: рудовозы, цементовозы, суда-паромы, лесовозы и др.

Грузовыми наливными называют суда, предназначенные для перевозки жидких грузов наливом. Самоходные наливные суда для перевозки нефтепродуктов принято называть танкерами, а несамоходные — наливными баржами.

Технические суда, или суда (снаряды) технического флота, предназначены для углубления, расширения и очистки внутренних водных путей: землечерпательные снаряды, землесосы, килекторы, карчекраны. К ним относят также суда, обслуживающие эти снаряды: шаланды, брандвахты, водолазные боты, мотозавозни, — и суда, необходимые для обслуживания судоходной обстановки.

Вспомогательные суда не принимают непосредственного участия в транспортных операциях, они обслуживают транспортные и пассажирские суда. Это ледоколы, пожарные, спасательные санитарные суда, плавучие краны и магазины, перегружатели, заправщики, дебаркадеры и т. п. Те из них, которые большую часть навигации находятся на одном месте, называют стоечными.
 

Суда подразделяют также по району плавания в соответствии с условиями плавания в различных районах внутренних водных путей и конструктивными особенностями на -классы.

-Суда класса «М-СП», смешанного «река—море» плавания, их корпуса рассчитаны на волну высотой не более 3,5 м п длиной 50 м, они могут удаляться от мест-убежищ не более чем на 50 морских миль.

Суда класса «М» имеют корпус, рассчитанный на волну высотой не более 3 м и длиной 40 м, а также оборудование и снабжение, приближающиеся к морским.

Суда класса «О» предназначены для плавания на водохранилищах и озерах, их корпуса рассчитаны на высоту волны не более 2 м и длину 20 м.

Суда класса «Р» по прочности корпуса рассчитаны для плавания при волне высотой не более 1,2 м и длиной 12 м, район их плавания — магистральные реки.

Суда класса «Л» предназначены для плавания по малым рекам, их корпуса рассчитывают на высоту волны не более 0,6 м.

По материалу корпуса суда подразделяют на металлические, пластмассовые, деревянные, железобетонные и композитные (из различных материалов).

По способу движения речные суда делят на самоходные, имеющие механический двигатель (силовую установку), используемый для приведения судна в движение, и несамоходные, передвигающиеся с помощью других судов (толкачей, буксиров).

Самоходные оуда по типу двигателя делят на паpo-, тепло-, газо- и электроходы. По типу движителя, преобразующего механическую энергию главного двигателя в энергию движения, самоходные суда делят на колесные, винтовые, водометные, с крыльчатыми движителями.

Колесными называют суда, приводимые в движение гребными колесами; винтовыми — суда, приводимые в движение посредством гребных винтов. Они надежнее колесных в эксплуатации, дешевле в изготовлении. Гребные винты наиболее широко применяют в современном судостроении. Их подразделяют на винты, погруженные в воду, и воздушные винты (пропеллеры) .

Водометные суда приводятся в движение посредством специальных движителей (водометов), представляющих собой водоводы, в которых создается направленный выброс струи воды. Эта отбрасываемая струя воды и создает упорное давление, под действием которого судно движется вперед.

Суда с крыльчатыми движителями имеют специальные тарельчатые рабочие колеса с вертикальной осью вращения, расположенные в кормовой или носовой частях судна.
 

В зависимости от принципа передвижения по воде прайс-портные суда делят на водоизмещающие (плавающие), глиссирующие (скользящие по поверхности воды), суда на подводных крыльях и на воздушной подушке.

Водоизмещающие суда держатся на плаву за счет гидростатических сил, при движении возникают гидродинамические силы, возрастающие по мере увеличения скорости хода.

Глиссирующие суда поддерживаются на поверхности воды за счет увеличения при движении гидродинамических сил, выталкивающих корпус. Для увеличения подъемной силы у этих судов по днищу (ближе к корме) делают уступы, обычно не более двух. Недостаток их — малая мореходность.

У судов на подводных крыльях масса их при движении уравновешивается подъемной силой крыльев, представляющих собой наклонные пластины, установленные в носовой и кормовой частях корпуса судна. При достижении определенной скорости корпус судна приподнимается над поверхностью воды; в воде остаются только крылья, часть обтекаемых стоек, посредством которых крылья прикреплены к корпусу, а также рули и движитель с валотроводом.

У судов на воздушной подушке при движении между днищем и поверхностью воды образуется воздушная прослойка («подушка»), которую создает компрессор, нагнетающий воздух под корпус судна, огражденный со всех сторон гиб'кой «юбкой» из специальной прорезиненной ткани. В качестве движителей на этих судах применяют воздушные или гребные винты, корпуса делают из двух понтонов, соединенных сверху плоской палубой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..