ЧЕЛОВЕК И НАПИТОК

  Главная       Учебники - Виноделие      Ароматизированные вина Молдавии (Вишневский Е.Ф)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК И НАПИТОК

Алкоголизм — злейший враг человека, а между тем выпуск спиртных напитков и их продажа не прекращаются. Это обстоятельство у некоторых людей вызывает недоумение: «Как же так? В то время, когда в печати многочисленные авторы гневно осуждают пристрастие к «зеленому змию» и энергично призывают дать пьянству бой, выпуск спиртных напитков возрастает. Нет ли здесь противоречия?» А противоречия здесь нет. Во-первых, потому что для многих физически здоровых людей» умеренно употребляющих спиртные напитки, дилеммы лить или не пить не существует, так как употребление напитков в разумных пределах не только не вредит здоровью, но, напротив того, при определенных обстоятельствах способствует его укреплению. Во-вторых, бороться с алкоголизмом вовсе не означает запретить. Многовековой опыт борьбы с алкоголизмом свидетельствует о том, что в системе взаимосвязи человек — напиток воздействие должно быть направлено главным образом на человека, являющегося определяющим звеном в процессе возникновения болезни. Напиток же сам по себе может быть и большим злом, и величайшим благом в зависимости от того, как по отношению к нему поведет себя сам человек. Народная мудрость гласит: «Невинно вино, виновато пьянство».

Для человечества проблема борьбы с алкоголизмом отнюдь не нова. Попытки борьбы с этой болезнью предпринимались и раньше. Около четырех тысяч лет назад царь Вавилона Хаммурапи считал, что строгое регламентирование торговли спиртными напитками должно благотворно влиять на течение государственных дел, и потому законы этой торговли были начертаны на центральной колонне главного вавилонского храма, дабы каждый подданный мог точно знать, что его ожидает в случае их нарушения: виновного в несоблюдении одного из этих законов бросали в воду вниз головой и больше о нем не заботились. За нарушение другого закона наказание полностью исключало возможность рецидива — преступника сжигали на костре. По третьему закону продажа спиртных напитков во время жатвы разрешалась только в исключительных случаях.

По законам Древнего Рима его гражданам независимо от их социального положения разрешалось употреблять спиртные напитки только после достижения тридцатилетнего возраста. Как тут не позавидовать мудрости древних! О своем процветании государство заботилось через заботу о здоровье своих граждан: здоровье человека— общественное благо. Готовить физически и умственно развитых граждан помогал закон, суть которого определялась правилом: «в здоровом теле—здравый ум».

Этот закон был своевременным заслоном на пути распространения алкоголизма. И своевременным он был не только в смысле историческом, но и в том, что борьбу следует начинать не тогда, когда человек уже стал алкоголиком, а когда для него жизнь еще только начинается, когда для него еще все впервые, и только от нас зависит, каким человеком он станет в будущем.

В VI веке нашей эры один из китайских императоров ввел строгий запрет на производство и продажу спиртных напитков — «сухой закон», как его называют теперь. Результатом этого запрета явилось распространение пристрастия к курению опиума. В странах ислама запрет на употребление спиртных напитков породил у правоверных пристрастие к употреблению гашиша, и заблуждение заключается в том, что они считают себя трезвенниками, в то время когда они такие же пьющие, как и все •остальные, ввиду того, что потребляемый ими кумыс является самым настоящим спиртным напитком.

В Норвегии «сухой закон» неразборчивым в средствах ловкачам помогал сколачивать большие состояния. Один предприимчивый врач, воспользовавшись тем, что спирт можно было приобрести только в аптеке, сумел лишь за один год выписать более тридцати тысяч рецептов.

«Сухой закон» в России, введенный в период первой мировой войны, стал причиной употребления суррогатов токсического действия, что в свою очередь стало причиной массовых отравлений, глазных заболеваний и других болезней. Кроме того, «сухой закон» в России явился причиной повсеместного распространения самогоноварения.

В Соединенных Штатах Америки «сухой закон» разорил фермеров-виноградарей, привел страну к безудержной спекуляции и контрабанде в невиданных масштабах. Только за один 1926 год в Соединенных Штатах было взыскано штрафов за контрабандную торговлю спиртными напитками 500 млн. долларов, конфисковано 60 тысяч автомобилей и 20 тысяч судов различного тоннажа.

Однако все запреты, применявшиеся во многих странах в различное время, проблемы борьбы с алкоголизмом не продвинули ни на один шаг. Метод голого запрета нигде себя не оправдал, более того, не справившись с пороком старым, он порождал пороки новые. Следовательно, запрет — это не решение проблемы.

Очевидно, причина всех неудач заключается в том, что авторы запретов не учитывали одного обстоятельства, пренебрежение которым заранее обрекало на провал все их затеи. Закон устранил предмет потребления, но оставался потребитель с неудовлетворенным желанием Потребителя лишили предмета потребления, ничего не дав ему взамен. Из поля зрения законодателей выпадала звено, от которого зависел успех дела, ибо неудовлетворенное желание потребителя создавало вакуум, заполнявшийся контрабандистами и спекулянтами, для которых «сухой закон» был роскошным подарком, полученным из рук самого государства.

Не запрет, а кропотливая и постоянная работа по воспитанию масс, по формированию морального и общественного облика человека — путь к достижению цели. Частью этой большой работы является и воспитание у .людей, в частности у молодежи, умного, осмысленного отношения к спиртным напиткам. Научить (научить, а не заставить) человека быть воздержанным к напиткам — вот ключ к решению проблемы. Внедрить в сознание человека (внедрить в сознание, а не довести да сведения!) понимание размера зла, причиняемого невоздержанностью к спиртным напиткам,— в этом, пожалуй, заключается смысл борьбы с алкоголизмом. В борьбе с алкоголизмом, как и в борьбе с любой другой болезнью, должны преобладать меры профилактического характера, т. е. меры, предупреждающие его возникновение, а в случае заболевания, наряду с медицинским вмешательством, лечение должно представлять собой ряд мер. морально-психологического свойства, потому что основной причиной возникновения пьянства и алкоголизма являются современные социально-психологические факторы и нарушения семейно-бытовых отношений. Напитки здесь играют косвенную роль.

Среди социально-психологических факторов большой урожай на ниве алкоголизма собирает также неумение многих разумно распорядиться своим свободным временем. Иногда это низкий уровень организованного отдыха.

В статье «Итальянское вино, 3000 лет истории»

Дж. Панарелла, один из крупных знатоков вин Италии, говорит, что наши предки употребляли напитки в количествах гораздо больших, чем употребляют их нынешние потребители. Пить безалкогольные напитки считалось чем-то странным и неприятным. В те времена только в двух случаях жажду утоляли водой: добровольно, когда отшельники-пустынники укрощали свою плоть, дабы сподобиться господу богу, и принудительно, когда за различного рода провинности преступника сажали «на хлеб и воду». Во всех остальных случаях любой повод, а равно как и отсутствие такового служили достаточным основанием для того, чтобы пропустить один-другой «глоточек» вина.

Однако мы все являемся свидетелями того, что творения антнчной культуры и по сей день поражают и восхищают нас своим совершенством. В средние века человечество также обогатилось открытиями целого созвездия величайших умов и гениальными произведениями искусства и литературы, несмотря на разгул не знающей сострадания инквизиции. Не является ли это еще одним доказательством того, что спиртные напитки — лишь условия для возникновения болезни, но не причина, причина — сам человек.

Перед человеком нового общества встанет неизбежная необходимость дисциплины желаний, мысли и воли. Этот путь воспитания ума и воли так же обязателен для каждого, как и воспитание тела. «Основа культуры — это ощущение меры во всем»,— справедливо утверждает советский писатель И. А. Ефремов. Воспитать в человеке чувство ответственности за свои поступки, ответственность перед обществом, перед семьей, перед самим собой, наконец,—задача трудная. Но только решив ее, можно добиться успеха в борьбе с алкоголизмом. А решать эту проблему нужно в общегосударственном масштабе. В эту работу, в первую очередь, должны включиться социологи, психологи, медики и другие специалисты. Они должны определить широкую, развернутую программу разъяснительной и агитационной работы, при этом памятуя о том, что непродуманная, неумелая агитация, как правило, приводит к противоположным результатам и часто вместо пользы приносит вред.

Методы запрета не только не решают проблему борьбы с алкоголизмом, но создают еще и дополнительные трудности. Так как крепкие спиртные напитки причиняют здоровью человека наибольшее зло, а запреты на выпуск и продажу всех спиртных напитков ни к чему не приводят, то основными, если не единственными, напитками будущего должны стать натуральные виноградные вина и высококачественные вермуты.

Поскольку спиртные напитки существуют в настоящее время и существовать будут, необходима широкая программа воспитания потребителя, программа внедрения в его сознание культуры потребления напитков. Вот почему основу мероприятий по борьбе с алкоголизмом должны составлять меры воспитательного характера, направленные на повышение нравственных основ всех членов общества, на повышение его общей культуры. «Пьянство и культура — вот понятия, взаимно исключающие друг друга, как лед и огонь, свет и тьма». Это высказывание академика Н. А. Семашко подтверждает нашу мысль.

Большой ущерб делу борьбы с алкоголизмом наносят вредные традиции и привычки. Общеизвестно, что традиции очень живучи. Общеизвестно также, что человек не может существовать вне привычек и традиций. Но тогда, возможно, имеет смысл воспользоваться приемом, которым пользуются политики: если врага нельзя победить, его следует сделать своим союзником, т. е. традиции должны стать надежным союзником человека. Традиции, какими бы живучими они ни были, с течением

времени видоизменяются, трансформируются, а то и вовсе исчезают, уступая место традициям новым.

Нашим современникам трудно себе представить, что когда-то не существовало таких праздников, как праздник Великой Октябрьской социалистической революции, праздник 1 Мая, День Советской Армии и другие. Сегодня получают все большее распространение новые обряды: новый свадебный обряд, обряд регистрации ребенка, обряд посвящения в рабочие, проводы в ряды Советской Армии и т. д.

Нет никакого сомнения в том, что традиции всякого рода застолий можно (и должно!) изменить в желаемом направлении. А. В. Луначарский утверждал: «Настоящий праздник должен быть организован, как и все на свете, что имеет тенденцию произвести высокоэстетическое впечатление». Следовательно, традиции, как и все на свете, должны быть организованы. Они должны быть интересными и внешне привлекательными. В новом ритуале употребления напитков не должны найти себе место обильные возлияния, наносящие ущерб человеческому здоровью, и надо суметь сделать так, чтобы такой ритуал стал достоянием и тех, кто в нем особенно нуждается.

Возникновению новых традиций не грозит опасность появления на голом месте — у многих народов существуют обычаи, которые могли бы послужить хорошей основой для этих целей. В Армении, например, существует народный обычай, по которому для мужчины самый большой позор — быть в невменяемом состоянии. Мудрый обычай, по которому тамада в конце пространного тоста провозглашает пожелание: «И самым лучшим украшением стола пусть будет трезвость!» На армянском языке этот тост вмещается в одном кратком слове — ануш! Ануш — это пожелание, чтобы рюмка была сладкой, т. е. пожелание трезвости. Кстати, в Армении нет представляется, что лучшей традиции даже придумать трудно.

Проблема борьбы с алкоголизмом, как мы уже сказали, не решается запретом на потребление спиртных напитков, но, если запрет не может запретить, то следовательно, в запрете нет никакого смысла и прибегать к нему не надо. А что же надо? Надо научить потребителя разумно распоряжаться напитками. Надо объяснить ему, что употреблять и как употреблять. «Можете лй вы представить себе праздничный стол без вина? Не аскетизму надо учить здорового человека-труженика, а искусству разумно пользоваться радостями. И главное в этом — чувство меры. А мера вина у каждого своя. Поэтому каждый, изучив себя, должен знать черту, за которой исчезают все драгоценные дары напитка — вдохновение и радость, прилив энергии, сил. И уметь остановиться на грани, за которой вино, «оскорбленное» нашей невоздержанностью, перестает быть добрым другом» (Поэма о солнце.— Комсомольская правда, январь, 1965).

В одиннадцатой пятилетке намечено увеличение объема производства виноградных вин. Это обстоятельство еще раз подтверждает необходимость широкой пропаганды культуры потребления напитков. В этой работе большая роль принадлежит лекционной пропаганде, кино, радио, телевидению, периодической печати, литературе, а также социологам, психологам, медикам. В некоторых странах уже делаются попытки именно в таком плане вести борьбу с алкоголизмом. Во Франции, например, создана специальная группа, которой поручена выработка программы борьбы с алкоголизмом, рассчитанной на десять лет. Возглавляет комиссию профессор Жан Бернар.

Сегодня во многих странах мира существуют различные общества трезвости, однако ощутимой пользы они не приносят, потому что вся их деятельность скорее напоминает суету при тушении пожара, в то время когда необходимо заботиться о недопущении его возникновения.

Исследователям, изучающим вопросы борьбы с алкоголизмом, очевидно, потребуется выяснить причину, почему, например, за двенадцать лет (1960—1972 гг.) производство крепких напитков во всем мире увеличилось более чем в полтора раза, пива — почти вдвое, а виноградного вина — только на 20%. Права ли Всемирная организация здравоохранения, считающая, что одной из причин распространения алкоголизма является относительно низкая стоимость напитков и их широкая доступность? Эти и множество других вопросов должны поставить перед собой исследователи и чем раньше, тем лучше, потому что после того, как все причины будут выявлены и изучены, потребуется еще много времени на их устранение. И когда, наконец, придет время решать вопрос, что же предложить потребителю взамен крепких: напитков, исследователи неизбежно должны будут обратиться и к таким напиткам, как высококачественные ароматизированные вина.

Натуральные вина, особенно высококачественные вер-Л1уты, несомненно, являются именно той частью арсенала средств воздействия на человека, которая должна быть использована в плане эстетического воспитания потребителя.

Ни с чем не сравнимое наслаждение, вызываемое гаммой вкусовых ощущений, высокие тонизирующие и лекарственные достоинства ставят ароматизированные вина в ряд со значительными завоеваниями человечества, вот почему эти напитки должны всегда украшать стол советских людей и приносить нм радость.