ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТА

  Главная      Учебники - Туризм     Туризм и спортивное ориентирование (В.И. Ганопольский) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Глава 12.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТА

Эффективность туристской подготовки зависит от ее умелого планирования, которое в целом должно охватывать многолетний период. В целях достижения высоких результатов в туризме, обусловленных требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации, в многолетней подготовке должны быть четко определены конкретные задачи по этапам, периодам и циклам, указаны основные направления и средства для достижения определенного уровня физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической подготовленности занимающихся. Современные тенденции развития туризма требуют углубленного подхода к поэтапному планированию коллективной подготовки туристов, ни в коей мере не исключая возможности индивидуального планирования, что обусловлено повышенными требованиями к организационным и методическим аспектам в этом виде спорта в связи с проведением официальных чемпионатов СССР и чемпионатов республик по видам туризма, а также соревнований по технике и тактике туризма.

Особенностью многолетнего планирования туристской подготовки, организуемой на сравнительно высоком квалификационном уровне, следует считать отсутствие четырехлетних основополагающих циклов, которые приняты в других видах спорта и связаны с подготовкой к участию в спартакиадах народов СССР и олимпийских играх. Когда речь идет о многолетних циклах в туристской подготовке, имеют место годичные или двухгодичные циклы. Основная задача их-подготовить человека психически, теоретически, технически и функционально к спортивному походу. Подготовка к походам V категории сложности требует особо целенаправленных тренировочных занятий и организационных мероприятий. Это прежде всего касается походов, заявляемых на участие в чемпионатах СССР, где техническая сложность маршрутов, как правило, существенно превышает эталонные минимумы, установленные для маршрутов учебно-тренировочных походов той же категории сложности.

При планировании туристской подготовки следует учитывать, что в ее содержание входит раздел тренировки, требующий особого внимания. Выбор основных средств туристской тренировки, которые необходимо отразить в плане, преимущественно охватывает упражнения естественно-прикладного характера, формирующие прежде всего навыки, необходимые в повседневной жизни: ходьбу, бег, плавание, передвижение на лыжах, прыжки, метания, преодоление естественных препятствий, переноску тяжестей. Фундаментом планирования многолетней тренировки туриста является разработка модели построения плана многолетних занятий (табл. 9).

Таблица 8. Модель построения многолетней тренировки в туризме

Этапы тренировки и примерный возраст занимающихся

Основные задачи и средства тренировки

Контрольные заданий по подготовленности

технической

специальной

общей физической

I. Этап создания базы общей физической подготовленности (7-13 лет)

1. Всесторонняя физическая подготовка. Средства: легкоатлетические и гимнастические упражнения, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, подвижные и спортивные игры.

1. Установка палатки и разжигание костра на время.

Выполнение требований на значок "Юный турист", последовательное выполнение требований на II и III юношеские разряды по туризму

Выполнение нормативов комплекса ГТО соответствующей ступени на золотой значок

2. Овладение простейшими туристскими умениями и навыками. Средства: участие в походах.

2. Движение в заданном направлении по азимуту.

3. Воспитание общей выносливости. Средства: кроссовый бег и длительная ходьба по пересеченной местности, ходьба на лыжах.

3. Преодоление естественных препятствий.

4. Овладение основами картографии и краеведения. Средства: упражнения с компасом и картой, устное и письменное описание краеведческих наблюдений, сделанных в походе.

4. Выполнение заданий по краеведческим наблюдениям

II. Этап начала направленных занятий туризмом (14-17 лет)

1. Всесторонняя физическая подготовка. Средства: гимнастические и легкоатлетические упражнения, плавание, гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, спортивные игры.

1. Выполнение технических приемов во время прохождения туристской полосы препятствий.

1. Выполнение требований III разряда по туризму.

Выполнение нормативов комплекса ГТО соответствующей ступени на золотой значок

2. Воспитание специальной выносливости. Средства: упражнения, преимущественно направленные на воспитание выносливости: кроссовый бег, гребля на прогулочной лодке, ходьба на лыжах.

2. Выполнение требований III разряда по спортивному ориентированию.

2. Руководство двумя походами выходного дня в качестве заместителя руководителя

3. Овладение основами техники передвижения в условиях пешего, лыжного, водного и горного походов. Средства: участие в многодневных походах, специальные подготовительные упражнения,,

3. Демонстрация техники преодоления искусственных и естественных препятствий с помощью подручных средств.

4. Совершенствование знаний по картографии и краеведению. Средства: упражнения с картой и компасом, регистрация наблюдений, письменное описание маршрута.

4. Участие в соревнованиях по технике туризма

5. Совершенствование тактической подготовленности. Средства: разработка плана-графика прохождения маршрута и анализ его выполнения.

6. Совершенствование специальных организаторских способностей. Средства: организация и проведение походов выходного дня

III. Этап совершенствования физической, технической, тактической и теоретической подготовленности (18-35 лет)

1. Всесторонняя физическая подготовка. Средства: гимнастические и легкоатлетические упражнения, упражнения силового характера, плавание, гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, спортивные игры.

1. Демонстрация техники скалолазания.

 

 

1. Последовательное выполнение требований II и I разрядов по туризму

2. Руководство походами выходного дня

Выполнение нормативов комплекса ГТО соответствующей ступени на золотой значок.

2. Воспитание специальной выносливости.
Средства: категорийные походы в разных видах туризма, туристский марафон.

2. Выполнение требований II разряда по спортивному ориентированию

3. Совершенствование техники передвижения в условиях пешего, лыжного, водного, горного походов. Средства: участие в категорийных походах в различных видах туризма, специальные подготовительные упражнения.

3. Самостоятельное изготовление туристского снаряжения для сложных походов и его демонстрация.

4. Совершенствование тактической подготовленности. Средства: руководство категорийными походами.

4. Участие в соревнованиях по туристско-прикладному многоборью

5. Совершенствование специальных организаторских способностей. Средства: организация и проведение туристских мероприятий (слетов, соревнований по технике и тактике туризма, категорийных походов в различных видах туризма). Участие в судействе туристских соревнований.

6. Совершенствование знаний по топографии и картографии.
Средства: изготовление крупномасштабных туристских карт, разработка маршрута сложного похода, анализ прохождения маршрута

IV. Этап относительной стабилизации достигнутого уровня в физической и специальной подготовленности (36 лет и старше)

1. Поддержание достигнутого уровня специальной выносливости. Средства: гимнастические и легкоатлетические упражнения, плавание, гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде.

1. Участие в соревнованиях по туристско-прикладному многоборью.

Подтверждение разрядных требований по туризму

Выполнение нормативов комплекса ГТО соответствующей ступени на золотой значок

2. Поддержание сравнительно высокого уровне технического исполнения приемов в туризме. Средства: участие в походах, специальные подготовительные упражнения.

2. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию

3. Совершенствование тактической подготовленности. Средства: руководство походами.

4. Совершенствование специальных организаторских способностей. Средства: организация и проведение занятий в школе по подготовке общественных туристских кадров, участие в судействе соревнований по технике и тактике туризма в качестве главного судьи, руководство работой туристской секции в коллективе физкультуры, участие в работе городского туристского клуба, выполнение обязанностей члена федерации (комиссии) по туризму в системе ДСО

На основе модели многолетней тренировки в туризме последовательно разрабатываются планы двухлетних или трехлетних циклов, годовые планы, месячные, недельные, а также конспекты на отдельные занятия.

Таким образом, планирование учебно-тренировочного процесса в туризме представляет собой долговременную научно обоснованную программу целенаправленной деятельности тренера и самого спортсмена в овладении специальными умениями и навыками, дальнейшего их совершенствования и затем сравнительно длительного поддержания достигнутого уровня физической и специальной подготовленности. Многолетний учебно-тренировочный процесс в туризме предполагает также приобретение и дальнейшее совершенствование специальных организаторских способностей, необходимых для руководства походами.

Модель многолетнего учебно-тренировочного процесса позволяет более правильно планировать годичные циклы тренировки туриста. Наиболее сложно в любом годичном цикле планирование подготовительного периода, ибо здесь следует учитывать наряду с планированием тренировки и многие другие виды работы. Все они вместе взятые выступают как комплекс подготовительных мероприятий к походу. В данном случае, как показал опыт, наиболее приемлемым вариантом будет программно-целевое планирование, которое может быть представлено в виде сетевого графика. Учитывая, что подготовительный период имеет целью подготовку группы к спортивному походу, в сетевом графике (рис. 18.) следует выделить три основных направления работы: подготовку группы (собственно учебно-тренировочный процесс) - комплексную поэтапную подготовку (Г); маршрутную работу группы (М); организационные мероприятия по подготовке похода (П).

 


Рис. 18. Сетевой график последовательности этапов организации и подготовки туристского похода

Сетевой график планирования подготовительного периода на рис. 18 включает:
1 - определение цели и задач похода; включение похода в календарный план спортивных мероприятий проводящей организации;
Г-2 - комплектование группы (команды);
Г-3 - первый этап подготовки участников предстоящего похода, подразделяющийся на два раздела: а) обучение с акцентом на общей теоретической подготовленности, б) тренировку с акцентом на общей физической подготовленности;
Г-4 - второй этап подготовки группы, также состоящий из двух разделов: а) обучение с акцентом на углублении естественно-географических знаний на материалах выбранного района похода и совершенствовании топографических умений и навыков, б) тренировку с акцентом на совершенствовании специальной физической подготовленности;
Г-5 - третий этап подготовки группы, где выделены разделы: а) обучение с акцентом на овладении тактической подготовленностью и специальной по формированию навыков в организации наблюдений в походе, б) тренировку с акцентом на совершенствовании технической подготовленности;
Г-6 - четвертый этап подготовки группы, где требуется решение следующих задач: а) обучение с акцентом на совершенствовании организационно-методической подготовленности участников похода, б) тренировка с акцентом на получении и анализе данных педагогического и медицинского контроля, а также совершенствование двигательных качеств, умений и навыков, необходимых для участия в соревнованиях по туристской технике;
М-2 - выбор района похода; М-3 - разработка картографического материала, сбор и обработка информации о районе похода; М-4 - составление подробного графика маршрута и тактического плана похода; М-5 - составление календарного плана похода и выбор контрольных сроков начала и завершения похода; М-6-оформление заявочно-маршрутной документации;
П-2 - подготовка сметы и составление приказа о проведении похода; П-3 - выбор и подготовка снаряжения; П-4 - подготовка продуктов питания и медикаментов; П-5 - подготовка вспомогательного снаряжения (для обеспечения исследований в походе); П-6 - оформление проездных документов;
7 - выезд группы в район похода.
 

Таким образом, сетевой график в планировании подготовительного периода позволяет правильно решить оптимальное число задач, от которых зависит успех основного (походного) периода. Разноплановый характер работ в подготовительном периоде позволяет судить о. целесообразности использования в качестве основного понятия в методике туризма термина "туристская подготовка", включающего в себя кроме тренировки обучение специальным умениям и навыкам жизнеобеспечения в соответствии с требованиями района похода независимо от квалификации туриста, большой объем маршрутной работы, а также многие мероприятия по организации похода и его материально-техническому обеспечению.

Планирование переходного периода учитывает его значимость как организационного этапа в годичном цикле подготовки туриста. А потому предусматривает комплектование группы, выбор района похода и подготовку основных документов: сметы расходов, постановления (приказа) о походе. Другими словами, в переходном периоде необходимо так спланировать работу, чтобы завершить комплектование группы до начала подготовительного периода, что, в свою очередь, позволит обеспечить более качественную подготовку участников похода в подготовительном периоде.

Планирование основного (походного) периода предусматривает разработку календарного плана похода, графика движения и плана организации питания на маршруте.

Итак, планирование в подготовке туриста способствует правильному построению учебно-тренировочного процесса в сочетании со многими видами других работ организационно-методического и хозяйственного характера, что в целом позволяет успешно решать воспитательные, образовательные, оздоровительные и спортивные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..