Место проведения — снежные склоны крутизной до 35—40°, не более 50 м с
ровным выкатом.
Время — 1 час 30 мин.
Обратить внимание на четкие и уверенные действия как основу успешного
выполнения сложных технических приемов во время работы в связках.
Спуск глиссированием проводить как индивидуально, так и в связках,
акцентируя внимание участников на готовность к самостраховке и страховке
напарника по связке. Четкими действиями во время «срыва» уменьшить
скорость глиссирования и повысить надежность страховки при
самостоятельных попытках «сорвавшегося» задержаться с помощью ледоруба.
Преодоление различных форм снежного рельефа при движении в связках
Место проведения — снежные склоны крутизной до 50°, гребневой участок,
бергшрунд на склоне.
Время — 3 часа 30 мин.
По мере возможности выбирать для занятий
перевальный склон, участок гребня, безопасные от схода камней, ледовых
глыб, снежных лавин.
Перед выходом на маршрут дать вводные задания:
— по определению общего направления пути в зависимости от рельефа;
— по определению способов прохождения отдельных сложных участков и
способов страховки;
— по организации движения связок и их взаимодействию.
При переходе через бергшрунд отработать несколько способов — каждая
связка отрабатывает свой. Например, рубя ступени по стене бергшрунда;
или используя древки ледоруба как лестницу; или поднимаясь при помощи
схватывающего узла или узла Бахмана.
При переходе или перепрыгивании трещин отработать страховку идущего
первым. Возможны несколько вариантов:
— первого страхует товарищ по связке, а его подстраховывает кто-то из
следующей связки, используя веревку от первой связки;
— страхующий из первой связки встает плечом к плечу с кем-то из второй
связки, и они страхуют идущего первым веревкой первой связки «в четыре
руки».
Страхующие должны находиться от края трещины или бергшрунда не ближе,
чем на 5—10 м.
При движении по леднику с закрытыми трещинами, или в случае, когда есть
подозрения на возможность падения в трещину любого из участников связки,
отработать следующий подготовительный прием, который в случае падения
позволит быстро обезопасить положение провалившегося в трещину.
В случае падения в трещину и зависания на грудной обвязке не всегда
можно оказать провалившемуся быструю и действенную помощь. Да и сам он,
находясь в крайне неудобном и болезненном состоянии, практически не
может предпринять никаких самостоятельных действий.
Для того, чтобы исключить сдавливание грудной клетки поясом и
возможность удушья, а это происходит через 1,5—2 часа после зависания и
грозит необратимыми последствиями, перед выходом на закрытый ледник
необходимо сделать следующее вспомогательное приспособ-ление: из
репшнура связать длинную петлю для стре-мячка, привязать ее на основную
веревку схватывающим узлом, пропустить под страховочным поясом и
свободную часть убрать в карман брюк.
Эта простая операция необходима для того, чтобы в момент зависания в
трещине на веревке упавший смог вытянуть петлю из кармана, связать
стремячко, согнуть ногу (любую) в колене и надеть стремячко на ботинок
(можно просто вставить ногу в петлю). Затем нужно выжаться на этой ноге
и полностью снять нагрузку с грудной обвязки. А в таком положении сам
упавший может предпринимать любые необходимые действия.
Нужно ввести в закон применение такого приема даже при кратковременном
движении по закрытому леднику и в любой ситуации, когда может возникнуть
опасность падения в трещины.
Прохождение снежных гребней с карнизами, надувами, снежными досками
Эту часть занятия можно проводить во время учебного радиального похода,
для чего в тактическом плане отвести два часа.
Обратить серьезное внимание на меры предосторожности. Научить определять
линию предполагаемого отрыва карниза, надува или снежной доски от
гребня, обратить внимание на способы страховки, меры безопасности при
движении по таким участкам в непогоду, туман.
Каждой связке во время движения организовать страховку через ледоруб с
применением лавинной лопаты. Перед древком ледоруба вбивается в снег как
можно глубже лавинная лопата — так, чтобы древко ледоруба вплотную
подходило к лопате и опиралось на ее широкую часть. Все остальные
действия при страховке такие же, как и обычно. Но в этом случае
надежность страховки на рыхлом, сыпучем или влажном снегу повышается в
2—2,5 раза. Ведь при обычной страховке древко ледоруба свободно
прорезает даже хорошо утоп-га иную площадку.