6.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТРЕТЬЕМУ ЭТАПУ
ОБУЧЕНИЯ ГОРНЫХ ТУРИСТОВ
Совершенствование страховки и самостраховки
Практика — 6 часов.
Форма одежды — штормовой костюм, рукавицы, головной убор, высокогорные
ботинки.
Личное снаряжение — страховочный пояс, два-три карабина, репшнур — 5 м,
петля для спуска.
Групповое снаряжение — веревка основная 3X40 м, веревка вспомогательная
1X40 м, пять-шесть скальных крючьев; пять-шесть карабинов, два-три
молотка, рюкзак — один на двоих, аптечка.
Повторение ранее изученных приемов работы с веревкой
Место проведения — площадка в районе скал. Место для работы с чуркой.
Время — 2 часа.
Повторение вязки узлов, приемов организации страховки и самостраховки на
конкретном месте, положение страхующего, направление веревки.
Отработать приемы страховки с чуркой — сначала чистую страховку, затем —
комбинированные виды.
Отработка новых приемов страховки — вязка узла Бахмана и универсальной
петли для самостраховки
Место проведения — площадка в районе скал.
Время — 1 час.
Демонстрацию применения узла лучше проводить на занятиях по
транспортировке подручными средствами (использование на полиспасте).
Объяснить принцип вязки универсальной петли и добиться запоминания ее
последовательности. Сначала из репшнура вяжется замкнутая петля, затем
она складывается вдвое, но так, чтобы концы были разными по длине, и
вяжется узел проводника. Длинный конец, выходящий из узла, будет
примерно 1 м 25 см, а короткий — примерно 45 см. Затем коротким концом
(это, собствен-но, короткая петля, но действовать ею можно как концом, а
не как петлей) вязать схватывающий узел вокруг более длинной петли,
выходящей из узла проводника. В карабин грудной обвязки защелкивается
получившийся узел проводника и коротенькая петля после вязки
страхующегося. Таким образом, и петля пристегнута к поясу, и
подстрахован кончик, оставшийся после вязки схватывающего.
Работа петли: для укорачивания страховочной петли (той части, что
выходит из проводника), ее нужно протянуть через схватывающий узел на
необходимую длину и закрепить схватывающий узел. Самая большая длина
получается 1 м "50 см, короткая практически вплотную подходит к
страховочному крюку с карабином.
Объяснить1 преимущество такой петли по сравнению с петлей постоянной
длины. Рекомендовать участникам иметь такую собственную петлю, но
сделанную из двойного репшнура, что повышает ее надежность.
Самостраховка при спортивных спусках и подъемах
Место проведения занятия — плиты, ступенеобразные скалы высотой 10—15 м
с площадками для страховки.
Время — 1 час 30 мин.
Веревки навесить по возможности на скалах разного рельефа и крутизны (не
превосходящей допустимую для движения спортивным способом).
Подъемы и спуски отрабатывать со схватывающим узлом и узлом Бахмана.
Провести для наглядности «срывы». При подъеме рекомендовать верхней
рукой перегибать веревку в кулаке, как бы ломать ее. Это повышает
надежность захвата веревки. Не требовать, чтобы веревка обязательно была
между ног. Не висеть на руках на веревке и не откидывать корпус назад.
При спуске веревка для полустраховки проходит через плечо — так
называемый «сванский способ». Переводя нижнюю руку на уровень груди и
зажимая веревку в кулак, можно тормозить движение веревки по телу.
Корпус чуть-чуть развернут вниз, чтобы лучше видеть рельеф и
BLioiiyj.71;- место для ног. Схватывающий узел находится 1-епхнсп рукой.
Не допускать его перевода под
нижнюю руку, т. к. в случае потери равновесия может
произойти раскачивание корпуса и удар о скалы.
Петля схватывающего узла или узла Бахмана не должна превышать расстояния
между грудью и веревкой (30—35 см).
Иначе в случае срыва при спуске удар разогнет руку, и произойдет не
судорожное (бессознательное) зажатие узла в кулак, а проскальзывание с
ним вниз по веревке, что является самым опасным в этом случае.
Организация спуска Дюльфером
Место проведения — отвесные скалы до 20 м высотой с удобной для начала
спуска площадкой.
Время — 1 час 30 мин.
Эту часть занятия после необходимых разъяснений и показа инструктором
всех элементов провести совместно с предыдущей — организовать подход по
перилам с отработкой перестежек и приемов спортивного спуска к месту
спуска Дюльфером.
После того, как инструктор все объяснит и покажет, систему для спуска
организуют сами участники. Отметить недопустимость всякой спешки и
небрежности для организации спуска. Привести примеры последствий таких
действий.
При спуске не допускать прыжков, рывков, резкой нагрузки через спусковую
веревку на крючья.
Отработать следующую схему организации и проведения спуска:
— выбрать площадку с подходящим скальным выступом;
— забить на спусковой площадке два крюка для спуска (один из них
ледовый) и два крюка для самостраховки членов группы;
— на спусковые крючья навесить петли из репшнура в 4—5 рядов
(блокировка), связать концы репшнура прямым или ткацким узлом;
— спусковая веревка крепится к петлям карабином;
— спуск разрешать только с верхней страховкой. Последний спускается на
двойной веревке со схватывающим узлом;
— верхнюю страховку осуществлять через карабин,
навешенный на один из спусковых крючьев или выступ;
— самостраховка всех находящихся на площадке производится через
отдельные крючья. Если петлю самостраховки одного участника пропустить
через петлю другого, получится дублирующая самостраховка;
— спускающийся последним делит отдельным карабином веревки, чтобы они не
спутались, причем через карабин идет веревка, за которую нужно будет
тянуть и с которой пойдут вниз узлы, связывающие две веревки;
— до начала спуска последнего нужно вывести узлы вниз за перегиб;
— веревка, пропущенная в карабин, должна быть нижней, в противном случае
верхней веревкой можно легко зажать нижнюю или заклинить ее. Привести
примеры последствий таких случаев;
— нижние концы веревок должны быть связаны узлом. При многократных
спусках или после спуска, за которым предстоит еще один спуск, первый
спустившийся обязан заново наладить полную систему спуска.
Порядок его действий:
— после спуска на площадку забивает крюк для само-страховки и только
после этого отстегивается от верхней страховки;
— забивает крючья, навешивает петли, т. е. делает всю систему. Конец
спусковой веревки крепит карабином к подготовленной петле для очередного
спуска.
Если после спуска Дюльфером предстоит выход на снежные склоны или на
плато, первый спускающийся связывает концы веревок, крепит их на крюке
или выступе и встает на самостраховку.