При планировании похода необходимо учитывать равномерность распределения
на маршруте так называемых ключевых участков. К ним можно отнести:
крутые перевальные взлеты, ледопады, переправы через горные реки,
прижимы, крутые участки рельефа, сильно разорванные ледники. При их
распределении надо исходить из времени нахождения на маршруте, степени
общей и технической подготовки группы, учитывать высоту, вес рюкзака и
прочие факторы. Прохождение ключевых участков надо планировать на то
время, когда уровень физической подготовки достигает максимума. Это
бывает во второй трети похода, когда пройден акклиматизационный период,
а усталость заключительной части еще не наступила.
Маршрут надо планировать таким образом, чтобы физическая нагрузка и
техническая сложность маршрута повышались плавно и достигали максимума
на второй трети маршрута. Это, в зависимости от категории маршрута,
выпадает на 7—15-й день в пути. Последние 2—4 дня должны быть более
легкими, без тяжелых естественных препятствий.
При планировании маршрута ни в коем случае нельзя забывать и о путях
подхода, а также о долинных участках маршрута. При невнимательной
подготовке, например, река может стать непреодолимым препятствием, если
группа не выбирала для движения правильный берег заранее.
Вместе с основным вариантом маршрута, необходимо продумать запасной
вариант (варианты) и пути срочной эвакуации при аварийных ситуациях
(тяжелое заболевание, утрата снаряжения, травма). Запасные пути
предусматриваются также на случаи, когда движение по основному маршруту
невозможно или же небезопасно — например, резкое ухудшение погоды,
наводнение, повышенная лавиноопасность, непроходимый новый перевал и т.
п.
Запасные варианты должны быть подготовлены с такой же подробностью, как
и основной вариант путешествия, но они не должны подменять основной.
Нередко группа без особых причин выходит на запасной вариант,
не стараясь преодолевать недомогание, легкие
травмы, испугавшись технических сложностей и т. д.
Все изменения нитки основного варианта, связанные с недостаточно
тщательной подготовкой маршрута, являются серьезными тактическими
ошибками.
Разработка маршрутов походов в межсезонье отличается от разработки
летних маршрутов. Это обусловлено совсем иной природной обстановкой.
Короткое светлое время суток, пониженная температура, повышенная
лавиноопасность, глубокий снежный покров, неустойчивая погода — вот
характерные особенности межсезонья. Многие перевалы в межсезонье
непроходимы или прохождение их связано с большим риском. При
планировании весенних маршрутов единственным критерием является
опасность, особенно лавинная, а не оценка категории сложности перевала.
Многие простые летом (бесснежные) перевалы весной могут оказаться самыми
опасными.