ПЕРЕПРАВА ВБРОД В ГОРАХ

  Главная      Учебники - Туризм     Горный туризм. Снаряжение, техника, тактика (Я. Аркин) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

ПЕРЕПРАВА ВБРОД В ГОРАХ

Перед выбором участка для брода при возможности надо проконсультироваться с местными жителями. Они знают характер реки и могут указать броды, которыми они пользуются. Однако, надо каждый раз уточнять маршрут брода, так как под влиянием паводков русло может измениться.

Наиболее безопасное место переправы — участок реки, где сила действия потока на человека минимальна, то есть где русло самое широкое, а глубина потока наименьшая. Обычно это место разделения реки на несколько рукавов. Наличие отдельных островков позволяет организовать не только отдых участников, но и эффективную разведку дальнейшего пути движения через реку. Не следует искать переправу в местах поворота русла реки, потому что быстрое течение размывает внешний от центра поворота берег, делает его крутым и труднодоступным, а главное — поток углубляет русло реки вблизи крутого берега, скорость его при этом резко увеличивается за счет концентрации здесь значительной массы воды.

Любая переправа вброд должна начинаться с разведки, которая складывается из следующих этапов:

—• осмотр местности с целью определения типа возможной переправы;

— определение участка реки и берега, удовлетворяющих требованиям организации выбранного типа переправы;

— определение конкретного способа движения первых участников вброд (с шестом, стенкой, кругом) или характера подготовительных работ (заброс веревки, укладка промежуточных камней, укладка и закрепление бревна, подготовка опоры для натяжения перил при переправе над водой);
 

 

— выбор типа страховки, соответствующей избранному виду переправы.

После этих подготовительных работ начинается переправа. В простых случаях, когда снос человека течением воды угрожает лишь купанием, может быть осуществлена переправа вброд без страховки. Наиболее удобным способом в этом случае будут:

— одиночный переход реки с опорой на шест, которым упираются в дно против течения;

— шеренгой — лицом к течению, обнявшись за плечи или за талию, причем сверху по течению становится наиболее физически сильный участник (рис. 80).

— по-двое — лицом друг к другу, положив руки на плечи товарища и передвигаясь приставным шагом, боком к течению;

— кругом — взявшись за плечи.

Здесь нелишне напомнить характеристику силы воздействия потока на переправляющегося. Какую величину должна иметь сила потока, чтобы сбить человека с ног? Она должна превышать силу трения ног переправляющегося о дно реки. На силу трения существенное влияние оказывает вес человека, сила сцепления подошв его обуви с дном реки, которая, в свою очередь, зависит от того, в какой обуви (с обычной, с профилированной подошвой или отриконенной) осуществляется переправа, от положения ступни ног, от величины и расположения камней, от того, насколько ровная и скользкая поверх-ность камня и т. д. К уменьшению силы трения, начиная с глубины воды порядка 0,8—1 м, приводит уменьшение веса тела человека, определяемое по закону Архимеда. Так, при погружении до пояса человека средней комплекции, вес его уменьшается примерно на 40 кг.

Когда брод представляет определенную опасность, переправа осуществляется с помощью двух веревок с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. Первым переходит реку наиболее опытный и сильный участник на страховке из основной веревки, прикреплен-ной карабином к его грудной обвязке на спине. Под углом около 90° к основной веревке ниже по течению идет к берегу вспомогательная веревка, которой можно при необходимости быстрее подтянуть страхуемого к берегу (рис. 81). Страховку лучше организовать через выступ, дерево, надежный камень, или просто держать веревку руками (2—3 человека).
 

 

 

 

 

 

Рис. 80. Переправа вброд шеренгой.

 

 

 

 

 

 

Рис. 81. Схема организации страховки идущего вброд первым: а) при переправе через реку без камней, б) с камнями.

 

 

 

 

На случай если вода собьет переправляющего с ног, основная страхующая веревка должна быть свободна. В противном случае она жестко удерживает сорвавшегося и не позволяет ему ни встать, ни плыть. Страховать нужно так, чтобы в любой момент веревку можно было ослабить и дать переправляющему возможность плыть вниз по течению, одновременно подтягивая его к берегу или выдавая веревку, если течение несет человека к противоположному берегу.

При переправе вброд с шестом необходима достаточно прочная палка длиной не ниже роста человека, прикрепленная коротким концом веревки к страховочным веревкам или к грудной обвязке. Двигаться нужно несколько против течения, сильно упираясь в дно шестом выше по течению; палку держать широко расставленными руками: при передвижении все время соблюдать две точки опоры; ноги и шест нельзя в воде поднимать высоко; 'предварительно ощупывать дно, ища прочную точку опоры.

После переправы на другой берег турист закрепляет там основную веревку за дерево или выступ. Организуются перила для переправы остальных участников. Высота перил должна быть не ниже уровня груди человека, стоящего в реке. Направление движения по перилам также желательно против течения.

При переправе вброд по перилам участник пристегивается карабином к страховочной веревке спереди. Размер петли с карабином для самостраховки должен быть таким, чтобы во время движения можно было идти, откинувшись на прямых руках. При этом следует держаться двумя руками за натянутые перила, идти приставным шагом. Переправляться нужно ниже по течению относительно перил.

Переправившись на другой берег, отстегивают страховочную веревку и, подсоединив ее карабином в безопасном месте, снимают самостраховку. Последний отвязы-вает перильную веревку, прикрепляется к ней и к вспомогательной веревке как при переправе первого, и опираясь на шест, переправляется.

Переходить по перилам только по одному. Нельзя применить вместо карабина схватывающий узел. Переправляться обязательно в ботинках и одежде. После переправы надо вылить воду из ботинок, вытереть их изнутри сухой тряпкой, отжать носки и одежду.

К сожалению, нередко приходится наблюдать, что подготовка к горному путешествию сводится в основном только к изучению перевалов. О переправах даже через очень бурные горные реки группа имеет слабое представление. Но чем сложнее переправа, тем больше времени необходимо затратить на ее организацию. В ряде случаев для разведки участка, позволяющего обеспечить безопасность переправы, группа вынуждена пройти 10—15 км вдоль скальных прижимов, трудность преодоления которых не уступает трудности преодоления перевала, наиболее сложного для данного маршрута. Поэтому нужно заранее готовиться к переправам, иметь волю и мужество, чтобы выйти победителем из поединка с рекой.

Большое значение имеют оперативные действия товарищей на берегу, направленные на оказание помощи переправляющемуся.

Переправа на лошадях или верблюдах вброд упрощается, так как они уверенно сами выбирают путь в воде. С ишаками надо быть внимательными — часто требуется дополнительная страховка во избежание уноса животного потоком.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..