3.6. ТЕХНИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАКРЫТЫХ ЛЕДНИКОВ В ГОРАХ

  Главная      Учебники - Туризм     Горный туризм. Снаряжение, техника, тактика (Я. Аркин) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

3.6. ТЕХНИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАКРЫТЫХ ЛЕДНИКОВ В ГОРАХ

Преодоление ледников представляет большую опасность. Особенно опасны закрытые ледники, где каждая замаскированная снегом трещина является потенциальной ловушкой большой глубины. Достаточно малейшей неосторожности, чтобы провалиться. Поэтому по закрытым ледникам надо передвигаться в связках.

Идущий первым должен быть очень внимательным, не останавливаться над трещиной, т. к. при этом срыв одного может привести к падению в трещину всей связки. Надо внимательно выбирать путь, обращая осо-бое внимание на перегибы русла ледника, повороты, места слияния с притоками, пытаться представить себе закономерность в расположении разломов, чтобы двигаться поперек предполагаемых трещин. В определении направления трещин возможны ошибки, особенно если у участника нет достаточного опыта, поэтому идущий первым в сомнительных местах при каждом шаге должен зондировать снег ледорубом (или стойкой от палатки, лыжной палкой со снятым кольцом и т. п.). Расстояние между участниками связки необходимо сохранять по возможности большим.

Со временем своды над трещинами обрушиваются и остаются наиболее прочные перемычки — так называемые снежные мосты, которые служат естественными путями преодоления трещин. Выбирая мост для перехода через трещину, следует осмотреть его и проверить на прочность путем зондирования. Если прочность моста не вызывает сомнений, по нему проходят обычным порядком при тщательной страховке. Если мост недостаточно надежен, по нему переползают на четвереньках или даже по-пластунски с опорой на плосколежащий ледоруб (рис. 73). При спуске по мосту сползают сидя, ногами вперед,

чтобы, даже провалившись в трещину, не опрокинуться головой вниз.

 

 

 

 

 

Рис. 73. Преодоление ненадежного снежного моста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 74. Выход по снежной стенке.

 

 

 

 

 

Преодоление больших трещин (бергшрунд, рант-клюфт), особенно при подъеме, может оказаться очень сложным, так как часто связано с необходимостью подниматься по крутым снежным склонам. Поэтому лучше потерять больше времени на поиски места, где бергшрунд или рантклюфт заполнен снегом, или где есть прочные мосты. Такие места чаще всего нужно искать около кулуаров, где проходят лавины. Если мостов нет — надо проходить трещину и подниматься по крутому снежному или ледовому склону. Невысокую стенку можно преодолеть, воткнув на высоте вытянутых вверх рук ледоруб. Один участник придерживает ледоруб за головку, в то время как второй, опираясь на него как на ступень лестницы, забирается на верхний край берг-шрунда (рис. 74). Более трудный и опасный подъем по высокой ледовой стене осуществляется с помощью двух или трех ледорубов, которые поочередно загоняют в снег на высоте головы поднимающегося. На головку ледоруба можно повесить лестницу, тогда можно его загонять в снег до головки. Третий ледоруб служит для самостраховки. Надо следить, чтобы ледоруб был воткнут в снег под уклоном сверху вниз.

В рыхлом снегу, который не представляет достаточной опоры для ледоруба, можно проделать «косой прокоп», позволяющий выбраться наверх по отвесной стене. Этот способ трудоемок и очень редко используется туристами.

При прохождении по узким снежным гребням, нередко приходится балансировать на острие гребешка без третьей точки опоры о склон. Иногда единственной возможной страховкой является страховка через сам гребень. Осуществляется она следующим образом. Страхующий, выдавая веревку, внимательно следит за товарищем. При срыве его с гребня он легко заваливается на противоположную сторону и, слегка стравливая веревку, тормозит падение свое и партнера. Даже значительная разница в весе партнеров не играет особой роли, так как большое трение веревки, врезавшейся в снег гребня, исключает возможность перетягивания. При движении по горизонтальным гребням по одному из его склонов приемы страховки те же, что и при траверсиро-вании снежных склонов (из-за маятникового характера возможного падения рывок не будет резким).

Подъем к карнизу с подкарнизной стороны исключительно опасен. Он может быть осуществлен только опытной группой при максимальной осторожности и осмотрительности в морозное утро. По возможности надо исключать такие участки маршрута.

Для выхода на гребень может быть срублена часть карниза. В некоторых случаях прорубается почти вертикальный тоннель сквозь карниз, выходящий на наветренный склон. Во всех случаях страхующий располагается в абсолютно безопасном месте на достаточном удалении от участка обработки карниза. Траверс под карнизом недопустим из-за большой опасности.

Спуск с карниза на подветренную сторону сможет быть проделан сравнительно безопасно. Для этого подрубается значительный кусок карниза и обрушивается на склон, что вызывает лавину и очищает путь для спуска группы. Надо иметь ввиду, что это очень трудоемкая работа и делать ее нужно при тщательной страховке, чтобы не оказаться вместе с карнизом внизу.

При спуске некоторые трещины могут быть преодолены прыжком. Но перед прыжком надо наметить место отталкивания и организовать надежную страховку. Приземляться нужно на обе ноги и при необходимости организовать самостраховку ледорубом.

По высоким стенам спускаются с помощью веревки, закрепленной на вбитом в лед крюке, ледорубе или укрепленной на снежном столбике, вырубленном в фирне. Столбик во избежание перерезывания его веревкой должен иметь диаметр 1—2 м. Он делается путем выкапывания или вырубания вокруг него канавки, в которую закладывается кольцо из репшнура или куска веревки4. Через кольцо непосредственно или через карабин пропускается веревка, которую выдергивают после спуска последнего участника. При достаточно плотном снеге организуют страховку через ледоруб. Для спуска последнего участника организуют так называемую «катапульту» из двух или трех ледорубов (рис. 75).

Для работы с ней надо запомнить следующее:

— веревка для выдергивания ледорубов закрепляется перед спуском последнего участника;

— чтобы не перепутать веревки, надо одну пропустить

 

 

через грудной карабин (обычно это веревка для выдергивания) ;

— последний участник должен внимательно проверить правильность системы;

— вертикальный ледоруб не должен забиваться очень плотно — может случиться, что не удасться его выдернуть. Надо перед спуском сделать пару поворотов вокруг вертикальной оси древка;

— нагружать перильную веревку надо плавно и только после того, как веревка уже лежит плотно на снегу;

— при вытаскивании надо быть предельно осторожным, ледорубы могут отскочить довольно далеко и упасть вниз на участников.

При рыхлом и неглубоком снеге, когда нет возможности организовать спуск вышеуказанным способом, приходится жертвовать ледорубом, забитым в склон или затрамбованным в снег в горизонтальном положении. За середину ледоруба заранее привязывается петля из репшнура, верхний конец ее находится над снегом и служит точкой опоры.

 

 

 

Рис. 75. Организация «катапульты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..