Совершенствования способов взаимной страховки альпинистов - часть 4

  Главная      Учебники - Туризм     Горный туризм. Снаряжение, техника, тактика (Я. Аркин) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Совершенствования способов взаимной страховки альпинистов - часть 4

 

 

 

 

Многолетняя работа В. М. Абалакова, подтвержденная рядом успешных экспериментов, привела к созданию принципиально новой системы взаимной страховки, в значительной мере устраняющей упоминающиеся выше сомнительные обстоятельства. Коротко смысл этой системы таков: страхуемый связан с основной веревкой с помощью фрикционного звена-амортизатора, допускающего установку заранее заданной постоянной силы трения.

Таким образом, при удержании сорвавшегося автоматически осуществляется процесс, эквивалентный протравливанию веревки «вручную» по какой-то поверхности трения. Для этого страхуемый имеет при себе достаточный резерв длины веревки, переносимый в специальной кассете (рис. 41).

Страхующему остается только по мере движения страхуемого пропускать веревку через трехоборотный схватывающий узел, связанный петлей с точкой закрепления
(крюк, петля, ледоруб и пр.). Все остальное происходит без его участия, причем максимальная сила рывка не превысит заранее установленной на амортизаторе величины.

Амортизатор представляет собой плоский металлический шарнирный зажим (приложение 14), охватывающий веревку. Сила зажатия, а, следовательно, и величина трения для данной веревки плавно регулируется с помощью зажимного винта с оттарированной шкалой.

Главным преимуществом описываемой системы автоматического задержания является то, что она обеспечивает необходимый «запас надежности», гарантируя за-данное усилие затормаживания и сохраняя его постоянство до полного прекращения падения вне зависимости от умения и силы страхующего, высоты и условий падения. Конструкция амортизатора предусматривает возможность установки силы торможения в пределах от 50 до 300 кГ, т. е. достаточно безопасное для любых точек закрепления и для ребер сорвавшегося. В определенных условиях (удобная площадка, хорошая самостраховка) можно закреплять схватывающий узел, через который выдается основная веревка на собственной грудной обвязке. В этом случае во время рывка страхующему (он не должен удерживать веревку) легче сохранить устойчивость и удержать рывок.

Чтобы полностью представить себе все особенности предложенной В. М. Абалаковым системы автоматического задержания и условия ее применения, проанализируем более подробно роль и значение каждого звена страховочной цепи, а также действия страхующего.

Как уже известно, основным активным звеном этой цепи является амортизатор, обеспечивающий необходимое постоянное усилие торможения. Для этой цели он предварительно тарируется статической нагрузкой и результаты тарировки фиксируются на шкале зажимного винта.

Для того, чтобы представить себе, на какую силу следует устанавливать амортизатор для конкретных условий преодолеваемого маршрута, вспомним основные зависимости между физическими параметрами динамического рывка при свободном падении, компенсируемого работой трения (протравливанием).

 

Расчет показывает, что в границах перегрузок, допустимых для страхуемого (2—4 раза), минимальная величина удельного протравливания равна 0,66 м.

Таким образом для выбора оптимальной величины силы торможения, соответствующей характеру маршрута, нужно принимать во внимание следующие обстоятельства:

— специальные исследования показали, что если сорвавшийся пользуется «сидячей» обвязкой (комбинация грудной обвязки и беседки), то при его задержании возникает усилие больше 400 кГ, и возможны серьезные повреждения позвоночника и других внутренних органов;

— прочность точек закрепления не всегда поддается точной оценке, во всех сомнительных случаях лучше перестраховаться;

— перегрузка, возникающая при компенсации динамического рывка трением, зависит только от удельного протравливания. Величина же необходимого резерва длины веревки на торможение зависит также от превышения точки срыва над точкой закрепления.

Попробуем, в качестве примера, решить такую задачу: какую силу торможения и какой резерв веревки на про-травливание надо предусмотреть при использовании амортизатора для нижней крючьевой страховки на скальном отвесе (вес лезущего первым — 80 кГ), исходя из предположения, что величина выдачи веревки над последним крюком не превысит 5 м?

Крюк, по приблизительной оценке, может надежно выдержать нагрузку 350 кГ. Подставив эти данные в вышеприведенную формулу, получим величину удельного протравливания, равную 0,59, а длину резерва веревки ~3 м.

Все остальные факторы, «смягчающие» рывок — упругое растяжение веревки, узлов, обвязки и амортизирующие характеристики самого человеческого тела, не поддающиеся точному учету (но безусловно существующие) — создают дополнительный запас надежности.

Естественно, что никто не будет производить подобные расчеты в реальных условиях, да еще для каждого отдельного участка маршрута. Но внимательное знакомство с характеристиками системы и их взаимозависимостями, дополненное практическим опытом (в тренировочных условиях), позволят с достаточной степенью уверенности выбирать упомянутые выше величины в соответствии с конкретной обстановкой.

Следует также помнить соображения, высказанные по поводу изменения условий торможения при скольжении на склонах разной крутизны и влиянии «полумаятника».

Таким образом, установив амортизатор на самые неблагоприятные условия и учитывая имеющийся резерв веревки, лезущий первым может выходить на маршрут. Страхующий, выбрав удобную площадку и встав на самостраховку, удерживает одной рукой схватывающий узел, соединенный с крюком или собственной грудной обвязкой, а другой выдает веревку партнеру, пропуская ее через этот узел. Если узел правильно завязан, то это не представляет трудности и не мешает страхующему бдительно следить за товарищем. При срыве партнера страхующий должен выпустить! (как это ни необычно) веревку из рук и дать узлу затянуться.

Система сработает автоматически, и падающий будет задержан без опасных перегрузок, хотя это вовсе не гарантирует его от травм. При корпусной страховке свободные руки помогут страхующему сохранить устойчивость и быстро помочь сорвавшемуся после остановки.
 

Кроме того, эта система позволяет увеличить скорость продвижения и облегчает выбор и обработку маршрута, допуская, в случае необходимости, большую выдачу веревки (ведь все равно рывок не превысит заданной величины), а страхующий почти полностью освобожден от манипуляций с веревкой.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что все сказанное выше относилось к «предельному», так сказать, случаю, когда крутизна склона близка к отвесу, налицо сложный малорасчлененный рельеф (не за что схватиться), и срыв приводит к свободному падению. Но так бывает далеко не всегда. Значительную часть маршрута спутники проходят одновременно, по относительно легким местам и в случае срыва, особенно на снегу и льду, падающий лишь скользит по склону, сохраняя возможность самозадержа-ния и, тем самым, ослабления рывка. В этих условиях «абалаковская» система, освобождающая руки и обеспечивающая «мягкий» рывок, значительно повышает надежность одновременной страховки.

Естественно, что быстрое внедрение этой системы в спортивную альпинистскую и туристскую практику, выпуск соответствующего снаряжения не только даст ощутимые результаты по повышению безопасности, но и приведет к дальнейшему ее усовершенствованию.

 

 

 

 

 

Рис. 41. Автоматическая система задержания сорвавшегося, разработанная В. М. Абалаковым: а) страховочный комплект,

 

б) автоматическая система задержания

1 — пояс — грудная обвязка,

2 — амортизатор,

3 — запас веревки,

4 — схватывающий узел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..