Скорость движения и страховка альпинистов

  Главная      Учебники - Туризм     Горный туризм. Снаряжение, техника, тактика (Я. Аркин) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Способы взаимной страховки альпинистов

 

 

Скорость движения и страховка альпинистов

 

 

Время, затрачиваемое горовосходителями на преодоление избранного маршрута, складывается из времени, затраченного на непосредственное перемещение людей, и времени, необходимого для организации безопасности (не считая бивуаков, передышек и вынужденных «отсидок»), Конечно, умение быстро ходить и лазить является признаком технической и физической подготовленности спортсмена, но оно может служить критерием его истинной квалификации лишь до разумных границ.

Там, где скорость наращивается в ущерб безопасности, всегда существует возможность возникновения аварийной ситуации. Особенно грешат этим молодые неопытные спортсмены. Всякий срыв на альпинистском маршруте, независимо от его результатов, должен рассматриваться как авария. Обстоятельства и причины этого чрезвычайного события должны внимательно изучаться с целью устранить недостатки в технике, тактике, качестве снаряжения и т. п.

Основные резервы быстрого продвижения по горному рельефу лежат в умении быстро и надежно организовывать взаимную страховку и самостраховку, эффективном взаимодействии партнеров по связке и связок между собой.

Истинная квалификация спортсмена определяется прежде всего его умением работать с веревкой и безукоризненным знанием и исполнением всех необходимых для этого приемов. Поэтому в предсезонной тренировке следует, кроме физической подготовки и совершенствования приемов непосредственно преодоления характерных форм горного рельефа, уделять достаточное время освоению техники страховки и обработки маршрутов для безопасного и надежного продвижения всей группы.

Но именно эта часть подготовки горовосходителя

является наиболее сложной. Действия страхующего и правильность выполнения применяемых им технических приемов удержания сорвавшегося могут осваиваться и оцениваться лишь путем далеко не полноценных имитаций (удержание сбрасываемой «чурки»). Нельзя также не согласиться с тем, что все описанное выше многообразие приемов взаимной страховки все же не дает стопроцентной уверенности в ее надежности. Вернемся несколько назад к кульминационному пункту страховки — удержанию сорвавшегося.

Итак, схема удержания ясна — при срыве партнера страхующий должен на нужную длину протравить веревку и удержать падающего без опасности перегрузки. Энергия падения будет поглощена работой трения и упругостью веревки и обвязки.

Хотя применение этого способа спасло жизнь многим, тем не менее эффективность его в практических условиях весьма далека от совершенства. Слишком велик фактор внезапности (партнеры по связке часто даже не видят Друг друга), а времени на принятие и реализацию решения чрезвычайно мало. Устранить психологическое противоречие между стремлением мгновенно удержать падающего и необходимостью протравливать веревку на нужную величину (примерно равную превышению точки срыва над точкой закрепления) трудно даже направленной тренировкой, тем более, что как уже указывалось выше, методы этой тренировки лишь весьма условно воспроизводят действительную обстановку аварии.

Молодые целеустремленные спортсмены много и охотно тренируются в технике непосредственного продвижения, но мало кто уделяет внимания технике всех видов страховки, считая, что техника продвижения нужна на каждом шагу, а срыва может и не быть ...

Если вспомнить и оценить все, что было сказано о механизме процесса удержания, то станут очевидными три фактора, снижающих эффективность взаимной страховки в традиционном исполнении: большая сила динамического рывка, превышающая нагрузку, допускаемую для человека (страхующего и страхуемого) и остальных звеньев страховочной цепи, невозможность достоверно проконтролировать надежность точки закрепления и, наконец, внезапность, практически исключающая возможность «управления» торможением (величина протравливания, стабильность силы торможения и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..