Ледоруб альпинистов

  Главная      Учебники - Туризм     Горный туризм. Снаряжение, техника, тактика (Я. Аркин) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

1.2. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕНТАРЬ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ АЛЬПИНИСТОВ

 

 

Ледоруб альпинистов

 

 

Ледоруб — один из самых универсальных инструментов в туризме и альпинизме. Он необходим при продвижении не только по снегу и льду, но и на травянистых склонах. Стандартный ледоруб состоит из стальной головки, укрепленной на клееном деревянном древке со стальным штычком (рис. 6а).

Головка ледоруба изготовляется из легированной вязкой стали. Клюв, лопатка, а также штычок подвергаются термообработке. На лопатке имеется шестигранное отверстие — ключ для извлечения ледовых крючьев и ввертывания штычка, а в центральной части головки — круглое отверстие для продевания карабина при органи-зации страховки на снегу. Ледоруб снабжен прикрепленным к подвижному кольцу темляком из тесьмы с антабкой. Перемещение кольца по древку ограничено стопорным винтом или П-образным упором. Длина ледоруба — 60—90 см и выбирается по росту и применительно к характеру маршрута, ориентируясь на крутизну преодолеваемых склонов (на крутых склонах короткий ледоруб удобнее длинного). Для сложных скально-ледовых маршрутов применяется айсбайль — укороченный ледоруб, у которого лопатка заменена молотком (рис. 66). Он удобен для рубки ступенек на крутых склонах и избавляет от необходимости нести с собой молоток.

На современных горно-туристских маршрутах при преодолении ледопадов зачастую приходится преодолевать весьма трудный рельеф. Соответственно этим задачам происходит модернизация ледоруба и других предметов «ледовой техники». Судя по импортным образцам,, современный ледоруб имеет длину от 65 до 100 см и две модификации по весу: легкий, порядка 900—950 гр, и тяжелый — до 1200 гр (самый длинный). Выбор веса диктуется условиями маршрута и особенностями техники. Большинство моделей имеет подвижной темляк и отверстие для продевания карабина. Поиски оптимальной геометрии головки и ее элементов выражаются в различной форме клювов (узкий, усиленный, с различным расположением и величиной насечки и т. п.) и лопаток (плоская*, свободообразная, с волнистой рабочей кромкой и др.). Особо интересными являются достаточно успешные попытки с помощью изменения наклона клюва к оси ледоруба и перенесения насечки к концу клюва, придать ледорубу ранее несвойственные ему функции — при врубании клюва в лед служить надежной точкой опоры, позволяющей не только удерживаться, но и подтягиваться на ледорубе. В сочетании с 12-зубыми кошками и ледо-бурными крючьями (см. ниже) это создает совершенна новые возможности при преодолении ледовых отвесов.

Испытания подобных ледорубов зарубежного производства и нескольких опытных вариантов, изготовленных советскими альпинистами, подтверждают перспективность такой модели. Интересным решением, радикально изменяющим конструкцию, является цельнометаллический (из легких сплавов) ледоруб с трубчатым древком. Для теплоизоляции и удобства хвата рукоятка защищена

пластмассовым чехлом. По каталожным сведениям вес такого ледоруба при длине 75 см будет порядка 750 гр при высоких прочностных качествах и хорошем балансе.

Известны также модели ледорубов с рукояткой из слоистого стеклопластика весьма высокой прочности.

Существуют разборные ледорубы, стягиваемые с помощью металлического стержня с винтовой нарезкой, расположенного внутри древка. Такая конструкция укрепляет древко и делает ледоруб более удобным для переноски, но этим и исчерпываются ее преимущества.

Многие модели импортных ледорубов выпускаются без темляков, и к ним прикладывается страховочная тесьма шириной 25 мм и длиной 120 см. Эта петля не только заменяет темляк, но может быть использована непосредственно для самостраховки. Кстати, мягкая, допускающая удобную вязку узлов, тесьма, сделанная из тех же материалов, что и веревка, находит .все большее применение в альпинизме и туризме для вязки различных петель, грудных обвязок, беседок и обеспечения других вспомогательных приемов. Такая тесьма (импортная) при ширине 15 и 25 мм имеет прочность соответственно 700 и 1200 кГ и выпускается катушками длиной 120 м, так и мерными отрезками или в виде уже готовых петель разной длины. К сожалению, отечественная промышленность не выпускает (за исключением спеццелей) тесьмы с подобными физико-механическими показателями.

По методике, рекомендованной УИАА, для проверки качества ледорубы подвергаются разносторонним испы-таниЯм на прочность. Испытанию подвергается как проч-ность всего древка (рис. 7а), так и наиболее ответственных его участков (рис. 76), а также прочность крепления головки и штычка (рис. 7в, г).

Критические нагрузки, приведенные на схемах, с 1979 года увеличены примерно на 10—15%. Необходимо также указать, что все испытания проводятся статистической нагрузкой при температуре — 30 °С. Эта методика в известной мере отражает действительные условия работы ледоруба при страховке на снегу (одна из наиболее ответственных его функций), но учитывает динамический характер нагрузок лишь соответствующим увеличением запаса прочности. Остальные показатели качества ледоруба (балансировка и т. п.) могут быть проверены только органолептически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..