Соревнования по мототуризму в Белоруссии

  Главная     Учебники - Туризм       Мототуризм: спорт и отдых (В.С. Захарин)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45 

 

 

Соревнования по мототуризму в Белоруссии

 

 

Довольно интересны и чрезвычайно полезны для практических

целей соревнования по тактике и специальной подготовке, которые вот уже более десяти лет с неизменным успехом проводятся на слетах мототуристов Белоруссии. Порядок их проведения таков. Два участника занимают место за столом, на котором лежат несколько карточек, на тыльной стороне которых, обращенной вверх, нанесен порядковый номер. На лицевой стороне - двадцать вопросов по „Правилам дорожного движения”, топографии, доврачебной медицинской помощи, синоптике, краеведению, организации питания в путешествии, устройству и теории мотоцикла, по „Правилам организации и проведения самодеятельных спортивных мотопутешествий”. Участники получают специальные листки для ответов, карандаши и берут по одной карточке, не переворачивая их. Судья регистрирует в протоколе фамилии участников, номера вытянутых ими карточек, дает сигнал к началу упражнения и включает секундомер. По сигналу судьи участники переворачивают билеты (карточки), читают вопросы, выбирают из приведенных под вопросом ответов правильный и вносят его в карточку для ответов. После того как будут готовы ответы на все вопросы, участник сдает карточку с ответами судье, который в этот момент фиксирует время участника. Победитель определяется по наименьшему количеству ошибок, допущенных при ответах на вопросы. При равенстве этого показателя у нескольких участников предпочтение отдается мототуристу, справившемуся С заданием быстрее.

Приглашаем на старт этих несколько необычных соревнований. Итак, представим себе, что уже прозвучал стартовый сигнал судьи и мы переворачиваем карточку с вопросами. Теперь задача - быстрее определить правильный ответ на каждый вопрос и внести его в карточку для ответа. Наш билет выглядит следующим образом:

Вопрос № 1. В соответствии с „Правилами дорожного движения” должен ли быть в наличии на мотоцикле с боковым прицепом знак аварийной остановки?

Ответ: а) может отсутствовать, если мотоцикл движется в колонне;

б) должен быть только в дальних поездках; в) должен быть во всех случаях.

Вопрос № 2. Можно ли в соответствии с „Правилами дорожного движения” мотоцикл без бокового прицепа буксировать мотоциклом с боковым прицепом?

 

Ответы: а) нельзя; б) можно, если на мотоцикле без бокового прицепа не перевозится пассажир; в) нельзя только на гибкой сцепке и на горных дорогах.

Вопрос № 3. Запрещают ли „Правила дорожного движения” двигаться без необходимости со слишком низкой скоростью?

Ответы: а) не запрещают; б) запрещают во всех случаях; в) запрещают, если это затрудняет движение других транспортных средств.

Вопрос № 4. Если участок топографической карты затушеван светло-зеленой краской, это обозначает на условно изображенной местности:

Ответы: а) низкорослый лес; б) фруктовый сад; в) луговую растительность с кустарником.

Вопрос Nc 5. Азимут это:

Ответы: а) расстояние до ориентира в метрах; б) угол в градусах между горизонталью и направлением на вершину горы; в) угол между направлением на север и заданным направлением движения (или направлением на ориентир), отсчитываемый по часовой стрелке от 0 до 360°.

Вопрос № 6. Если ветер усиливается к полудню, а к вечеру ослабевает, дым костра поднимается вверх, иногда наблюдаются перистые облака, вечерняя заря золотистого цвета или красноватая, позже переходящая в желтую, ночью на холмах и в лесу теплее, чем в низинах и на полянах, в низких местах выпадает сильная роса ... то:

Ответы: а) возможны ливень и гроза; б) ожидается продолжительное ненастье; в) сохранится хорошая погода.

Вопрос № 7. Некоторыми признаками предстоящего продолжительного ненастья будут:

Ответы: а) с утра оживает муравейник, в конце грозы наблюдаются красноватые молнии, на западе появляются просветы в сплошной облачности; б) дым костра стелется по земле, вокруг солнца или луны появляются цветные, постепенно уменьшающиеся венцы (кольца), ночью температура воздуха не понижается или понижается незначительно; в) ночью над водоемами образуется туман, рассеивающийся утром, дали затягиваются синеватой дымкой, птицы сидят на вершинах деревьев, лауки покидают паутину...

Вопрос № 8. При болях в желудке и его расстройстве в мотопутешествии можно принять одно из следующих лекарств:

Ответы: а) ампиокс или сульфадиметоксин; б) амидопирин; в) бесалол.

Вопрос № 9. В мотопутешествии во время сна в палатке или во время отдыха на привале в ухо может заползти какое-либо насекомое. Чтобы его удалить из уха, необходимо:

Ответы: а) извлечь насекомое пинцетом или другим острым предметом; б) наложить на ухо давящую повязку; в) наклонить голову пострадавшего так, чтобы ухо с попавшим в него насекомым было обращено вверх и с помощью пипетки или другого подобного приспособления закапать в ухо теплую воду.

Вопрос № 10. Руководитель группы мототуристов, совершающей многодневное путешествие III категории сложности, должен быть не моложе:
 


Ответы: а) 19 лет; б) 20 лет; в) 22 лет.

Вопрос № 11. Какова минимальная протяженность маршрута мотоциклетного путешествия II категории сложности?

Ответы: а) 1000 км; б) 1800 км; в) 2000 км.

Вопрос № 12. В каком городе находится аптека-музей?

Ответы: а) в Полоцке; б) в Туле; в) во Львове.

Вопрос № 13. В каком горном районе на автомобильной дороге имеется перевал Анзоб?

Ответы: а) в Карпатах; б) на Памире; в) на Тянь-Шане.

Вопрос № 14. В обозначении приводной роликовой цепи ПР 12,7-1820—2 средняя группа цифр (1820) обозначает:

Ответы: а) разрушающую нагрузку цепи в кГс; б) длину цепи в мм;

в) максимальную допустимую линейную скорость цепи в см/с.

Вопрос № 15. Пропускная способность (производительность) жиклера карбюратора это:

Ответы: а) количество бензина в см^, которое вытекает через жиклер за одну минуту при напоре в один метр и нормальных остальных условиях; б) диаметр отверстия в жиклере, выраженный в сотых долях миллиметра; в) количество воды в см^, которое через жиклер вытекает за одну минуту при напоре в один метр и нормальных остальных условиях.

Вопрос № 16. Какая грузоподъемность у мотоцикла „Ява-350” тип

638-05?

Ответы: а) 160 кг; б) 180 кг, в) 200 кг.

Вопрос № 17. Продолжительность варки на костре до готовности к употреблению гречневой или рисовой крупы должна быть:

Ответы: а) 20-30 минут; б) 35-40 минут; в) 1-1,5 часа.

Вопрос № 18. При приготовлении манной каши в походных условиях какое количество воды следует брать на одну кружку манной крупы?

Ответы: а) 8-10 кружек; б) 11—13 кружек; в) 14-16 кружек.

Вопрос № 19. За какие нарушения правил природопользования туристы могут быть привлечены к административной и материальной ответственности?

Ответы: а) движение на мотоциклах ночью по лесным дорогам или тропам; б) ремонт мотоциклов в лесу или на лугу, не связанный с загрязнением почвы; в) причинение вреда или разрушение муравейников.

Вопрос № 20. При оценке расстояния глазомером следует учитывать, что начало видимости движения рук и ног человека при хороших погодных условиях составляет ориентировочно:

Ответ: а) 700 метров; 6)200 метров; в) 1000 метров.

Разгон, торможение. Соревнования быстротечны, динамичны, эмоциональны и требуют хорошей реакции, тщательной подготовки мотоцикла и определенных знаний по теории его динамики. Участник принимает старт на мотоцикле с работающим двигателем, проходит дистанцию длиной 30-50 м и останавливает мотоцикл на линии финиша. За ней нанесены 5-8 линий шириной 5 см с интервалом 0,25 м. Зачет производится по времени прохождения участником трассы (до полной

остановки мотоцикла), к которому прибавляется по одной секунде штрафного времени за каждую пересеченную линию после финиша, включая и линию финиша.

Спринт „Ле-ман”. На ровном участке местности с твердым грунтом или с асфальтированным покрытием размечается трасса длиной 100—150 м. При постановке тренировочной трассы следует учитывать, что после финиша должен быть свободный участок, достаточный для безопасного торможения мотоцикла. Трасса может содержать 2, 3 и более (в зависимости от местных условий) дорожек шириной 2 м, между которыми должны быть отмечены нейтральные зоны шириной не менее метра. На трассе размечаются три поперечные линии: первая - линия старта участников, вторая - линия старта машин, затем - линия финиша. Расстояние от линии старта участников до линии старта машин 15-20 м.

Давайте заочно поучаствуем в таких соревнованиях. Итак, судья приглашает на старт. Мы уже предусмотрительно прогрели двигатель: так мотоцикл „охотнее” выполнит ускорение, и с запуском, пожалуй, в таком случае не будет трудностей. Незадолго перед стартом мы в течение 10—15 минут сделали довольно интенсивную физическую разминку -результаты ожидаются „плотными”, поэтому даже первый этап дистанции, который преодолевается бегом, может вывести в лидеры.

Устанавливаем мотоциклы на линии старта. Споров за номер дорожки с партнером у нас не будет - еще до старта они определены с помощью жребия. Мотоцикл установлен так, что ось переднего колеса находится над линией старта. Бросим беглый взгляд: все ли готово? Пожалуй, нет. Давайте включим первую передачу, откроем топливный кран, включим зажигание и направимся на линию старта. Секундная пауза, сигнал судьи и - вперед! Подбегаем к мотоциклу, беремся за руль (хорошо, если в этот момент подставка или боковой упор сложатся под действием резинок или пружин, установленных дополнительно), выжимаем рычаг сцепления, двигатель заработал! Быстро садимся на седло, активно наклоняемся вперед (чтобы не дать оторваться переднему колесу от полотна дороги) и, как можно быстрее ускоряясь и переключая передачи, проходим дистанцию. Будем следить, чтобы при движении не наехать на разделительную полосу между дорожкой и нейтральной зоной - за это нарушение, как правило, снимают с соревнований. Победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на прохождение трассы от первой стартовой линии до финиша.

Скоростной подъем на холм. Соревнования интересны, требуют хорошей подготовки двигателя и ходовой части, а также довольно высокого водительского мастерства. Эти соревнования имеют богатую историю. Еще в прошлом веке во Франции среди автомобилистов проводились „состязания на подъем”, а в июле 1900 г. у Красного Села со стороны Стрельны впервые в России было организовано „состязание на способность моторов подниматься в гору”.

В наше время в качестве трассы для соревнований может быть выбран любой участок местности с естественным возвышением крутизной не более 20°. Длина трассы может быть от 30 до 150 м, ширина и характер ограждения выбираются исходя из местных условий. Перепад высот между стартом и финишем, как правило, должен быть не менее

15 м. Место старта располагается в непосредственной близости от подъема. Старт участникам дается раздельный, с работающим двигателем мото-цикла. Финиш - с ходу. Задала - как можно быстрее преодолеть подъем и пересечь линию финиша. Машины участников соревнований не должны иметь на колесах средства противоскольжения.

Фигурное вождение. Эти соревнования проводились уже на самых первых слетах мототуристов различного ранга. Разнообразие упражнений, динамичность состязаний, требования к довольно высокому водительскому мастерству, зрелищность и доступность даже для начинающих мототуристов — все это неизменно привлекало внимание к фигурному вождению мотоцикла. В то же время, определенность характера упражнений, их однозначность позволяют восстановить отдельные элементы из комплекса фигур и тренироваться в различных условиях, на площадках с покрытием и без него.

Приведем описание варианта трассы для участников, выступающих на мотоциклах без бокового прицепа. Соревнования проводятся на трассе длиной 200-220 м, на которой размещены следующие фигуры:  „коридор”, „круг”, „габарит”, „колейный мост”, „трамплин”, „восьмерка”, „туннель”, „эстафета”, „зигзаг” и линия „стоп”. Фигуры обычно располагаются на трассе в перечисленном выше порядке. Фигуры размечаются на площадке краской, мелом или другим образом и обозначаются легкоопрокидывающимися ограничительными стойками (яркие цветные пирамидки, флажки), которые располагают на линиях с интервалом 1 м, расстояние между фигурами должно быть не менее 5 м.

Приведем описание фигур, которым можно воспользоваться для устройства тренировочной или контрольной трассы, на которой состязаются мотолюбители на мотоциклах.

„Коридор” - две параллельные линии длиной по 10 м, расположенные на расстоянии 0,95 м одна от другой. На линиях устанавливаются ограничительные стойки высотой 0,95-1,0 м.

. „Круг” - две концентричные окружности: внутренняя имеет диаметр 3, наружная - 5,2 (5,5) м. Въезд и выезд образованы двумя параллельными прямыми, касательными к окружностям. Высота ограничительных стоек - 0,35 м.

„Габарит” - фигура, представляющая собой две стойки, установленные на расстоянии 1,5 м и располагающиеся поперек трассы. На них на высоте 1,15 м от поверхности площадки лежит легкооткидываю-щаяся планка.

„Колейный мост” представляет собой доску шириной 0,25 м и длиной 10 м. Она имеет горизонтальный участок длиной не менее 5 м, расположенный на высоте 0,15 м над поверхностью площадки, пологие участки для въезда и съезда.

„Трамплин” образован доской шириной 0,4 и длиной 3 м, один конец которой закреплен на грунте, а второй поднят на высоту 0,3 м над площадкой. На расстоянии 1 м от поднятого конца доски перпендикулярно направлению движения отмечена линия шириной 0,1 м.

!„Восьмерка” - две пары концентрических окружностей. Расстояние между их центрами 4,1 (4,25) м, диаметр меньших окружностей 3, наружных 5,2 (5,5) м. Высота ограничительных стоек 0,35 м.
 

„Туннель" - трое ворот шириной и высотой по 2 м, расположенных с интервалом 4,5 м. Средние ворота смещены влево на 2 м от оси симметрии крайних ворот. На верхней перекладине каждых ворот подвешивается по три ограничителя (мяч, мешочек с песком и т. п.). Средние на высоте 1,25 м, боковые - 0,9 м.

„Эстафета" - две стойки, расположенные на расстоянии 20 м, имеющие на высоте 1,5 м от поверхности площадки кронштейны длиной по

0,2 м, укрепленные под углом 90е к стойкам. На кронштейне первой стойки помещено кольцо, которое при прохождении трассы на мотоцикле переносится с первой стойки на вторую.

„Зигзаг” - фигура, образованная двумя параллельными ломаными линиями, каждая из которых состоит из шести отрезков длиной по 4 м. Отрезки прямых расположены под прямым углом друг к другу. Расстояние между линиями 1,6 (1,7) м. Высота ограничительных стоек, используемых для обозначения фигуры 0,9-1 м.

Линия „стоп” расположена на финише трассы перпендикулярно направлению движения мотоцикла. Ее ширина 0,1 м, длина - 1,5-2 м.

Участники соревнований стартуют на мотоциклах с запущенными двигателями. Старт раздельный, каждый последующий участник начинает движение после того, как стартовавший ранее финишировал. Задача - пройти в определенном порядке все фигуры, расположенные на трассе, не задев при этом ограничители и не выезжая за линии, ограничивающие фигуры. За касание ограничителей или невыполнение упражнения участнику начисляется определенное количество штрафных очков. Невыполнением упражнения считается выезд хотя бы одним колесом за линию ограничительных стоек, в упражнении „габарит” -сбитая планка, в упражнении „колейный мост” - въезд или съезд хотя бы одним колесом не с торца доски, в упражнении „трамплин” - если заднее колесо мотоцикла приземлилось ближе 1 м от поднятого торца доски, в упражнении „туннель” - проезд мимо одних ворот, в упражнении „эстафета” - если участник опрокинул стойку или уронил кольцо, в упражнении линия „стоп” - если участник не остановил мотоцикл так, чтобы переднее колесо имело контакт с линией. За касание ногой поверхности трассы с момента старта до финиша и за нарушение оговоренного порядка прохождения фигур участник снимается с соревнований.

Детализация ошибок должна оговариваться Положением о соревнованиях. Наиболее распространена сейчас приведенная ниже.

„Коридор” - за каждый задетый ограничитель 5 штрафных очков, за невыполнение упражнения - 20.

„Круг” - за каждый задетый ограничитель 1 штрафное очко, за невыполнение упражнения -10.

„Восьмерка” — за каждый задетый ограничитель 1 штрафное очко, за невыполнение упражнения —10.

„Туннель” - за каждый задетый ограничитель 3 штрафных очка, за невыполнение упражнения —10.

„Зигзаг”— за каждый задетый ограничитель 1 штрафное очко, за невыполнение упражнения —10.

За невыполнение упражнений „габарит”, „колейный мост”, „трамплин”, „эстафета” и линия ,£топ” участнику начисляется по 10 штрафных очков за каждое из них.

Результат участника определяется по наименьшей сумме штрафных очков, начисленных за нарушения, допущенные при выполнении упражнений. При равенстве или отсутствии штрафных очков первенство определяется по наименьшему времени, затраченному на прохождение трассы.

Теперь, имея приведенную выше информацию, вы можете установить тренировочную трассу и попробовать свои силы сначала в тренировочных заездах. При этом желательно присутствие товарищей, которые могут заметить ваши ошибки, подсказать, как их лучше устранить. Они же могут зафиксировать время, затраченное на прохождение трассы.

На многих слетах мототуристов проводятся соревнования по ориентированию на местности на мотоциклах. От их участников требуется хорошее знание топографии, умение водить мотоцикл в самых сложных условиях и по бездорожью, находить выход из сложных ситуаций, быстро принимать решение и четко его реализовывать. В последнее время получили распространение следующие виды соревнований по мотоциклетному ориентированию на местности: в заданном направлении, по выбору и по маркированной трассе. Соревнования чаще всего проводятся только на мотоциклах без бокового прицепа. Во всех видах ориентирования на мотоциклах устанавливается дистанция протяженностью от пятнадцати до тридцати километров, содержащая от десяти до тридцати контрольных пунктов.

При ориентировании в заданном направлении следует, передвигаясь на мотоцикле, отыскать обозначенные на карте контрольные пункты (КП). На каждом из них в карточке участника делается определенная отметка. Прохождение КП должно осуществляться в определенном, оговоренном заранее порядке. Трассу движения от одного КГ1 к другому участник выбирает сам. Задача - пройти всю трассу (и, разумеется, сделать отметки в карточке на всех КП) возможно быстрее. При ориентировании на местности на мотоциклах по выбору в выбранной зоне устанавливается несколько КП, каждый из которых оценен в очках. Количество и порядок прохождения участник выбирает сам. Зачет производится по наибольшей сумме очков, которые набрал участник за пройденные в течение контрольного времени КП.

При ориентировании на маркированной трассе участники движутся по маршруту, маркированному флажками, стойками, тесьмой или другим способом. На трассе располагается ряд КП. Задача участника -при прохождении КП определить его место нахождения на своей карте и отметить, проколов свою карту в соответствующей точке. После финиша судьи сравнивают карту участника^ контрольной н в зависимости от величины ошибки начисляется определенное количество штрафного времени. Например, при работе с картой масштаба 1:250000 за ошибку в один миллиметр участнику начисляется минута штрафного времени. Результат участника определяется по сумме времени, затраченного на прохождение трассы, и штрафного, начисленного за неточное нанесение на карту мест расположения контрольных пунктов.

Дополнительные условия соревнований оговариваются в каждом

отдельном случае Положением. Во всех случаях дистанция для соревнований по мотоориентированию устанавливается с учетом возможности прохождения ее на мотоцикле без бокового прицепа. Для отметки на КП участник может оставлять мотоцикл на расстоянии не более 25 метров, а к судье на КП (или к знаку, обозначающему КП) прибыть пешком. Контрольное время, отводимое для прохождения трассы соревнований по мотоориентированию, в большинстве случаев не превышает четырех часов.

Во многих случаях слеты мототуристов проводятся как финишное мероприятие „Звездного похода". Он тоже организуется в виде массовых командных соревнований, в которых маршрут путешествия, его продолжительность, график движения и время старта каждая группа выбирает сама. Состав команды, количество транспортных средств, допускаемых к соревнованиям, время и место финиша оговариваются Положением. При подведении итогов могут учитываться расстояние, пройденное командой, проделанная ею на маршруте общественно полезная работа, соблюдение графика движения, заявленного командой до старта, результаты дополнительных соревнований, проводимых на финишном пункте звездного похода. Подробно порядок зачета определяется в каждом отдельном случае Положением о соревнованиях.

Основными документами группы при участии в звездном походе являются заявка на участие в соревнованиях установленного Положением образца и маршрутная книжка единого образца, выданная секцией, клубом или советом по туризму и экскурсиям и оформленная в установленном порядке с соблюдением требований, изложенных в „Правилах организации и проведения самодеятельных туристских спортивных походов и путешествий”. Это относится и к выбору маршрута в соответствии с опытом участников путешествия.

В пути участники звездного похода делают в маршрутной книжке отметки (штампы или печати любых организаций, расположенных на трассе движения группы), которые на финише становятся подтверждением факта прохождения выбранного и заявленного маршрута. В отдельных, специально оговоренных случаях на финишном пункте соревнований может работать выездная маршрутно-квалификацнонная комиссия. При этом участникам соревнований, прошедшим маршрут и представившим краткий отчет о путешествии, могут быть выданы накопительные справки единого образца о совершении путешествия той или иной категории сложности.

В дополнение к спортивной программе на слетах проводятся разнообразные конкурсы, которые эмоционально обогащают программы, наполняют их более глубоким содержанием, позволяют заглянуть в духовное начало путешествий на кблесах. Во многих случаях, когда это оговаривается Положением, результаты участия команды в конкурсах могут учитываться при подведении общих результатов участия команды в слете. При этом во многих случаях при зачете результатов спортивных соревнований Положением устанавливаются поощрительные коэффициенты (например, 1,5; 2,0; 2,5 и т. д.), а для результатов участия команд в конкурсах принимается коэффициент, равный единице или несколько меньше ее, с учетом того, что при подготовке и участии в конкурсе

команды затрачивают разное количество труда и времени, а сами конкурсы имеют различное общественно полезное воздействие на зрителей и участников. Сейчас рассмотрим несколько подробнее, какие конкурсы могут проводиться на слетах.

Одним из наиболее популярных является конкурс но лучшее туристское оснащение мотоцикла и лучшую туристскую самоделку. Участники этого конкурса должны предъявить жюри оснащенный мотоцикл или отдельные элементы туристского оснащения мотоцикла и эскизы. Естественно, только эскизы, макетные образцы предметов дополнительного оборудования мотоциклов, не прошедших дорожных испытаний, макеты изделий туристского снаряжения, а также чистые идеи в таком конкурсе участвовать не могут.

При подведении итогов жюри обычно учитывает оригинальность конструкторского решения того или иного узла, его соответствие функциональному назначению, эстетическую сочетаемость с остальными узлами мотоцикла и с машиной в целом. В некоторых случаях, когда это оговорено Положением, при подведении итогов могут учитываться также отдельные конструктивные усовершенствования деталей и узлов мотоцикла, осуществленные на машине. Такие конкурсы очень полезны и участникам, и зрителям. У первых они стимулируют творческие поиски в конструировании или усовершенствовании дополнительного оборудования мотоцикла для путешествий, а для вторых они становятся источником сведений о технических новинках в усовершенствовании мотоцикла.

На многих слетах проводятся конкурсы на лучший отчет о мото-туристском путешествии за предыдущие один или два года. При его проведении жюри учитывает рациональность выбора и содержательность маршрута, соблюдение сроков оформления документов группы при подготовке к путешествию, наличие в отчете всех требуемых разделов, объем и качество фотоиллюстраций, картографического материала и дополнительной информации. Если ваш отчет будет оформлен аккуратно и оригинально, это также будет учтено при подведении итогов. Участие вашей команды в таком конкурсе будет иметь смысл только в том случае, если в путешествии, о котором представлен отчет, участвовав хотя бы один из членов вашей команды, принимающий участие в слете.

Всегда вызывает большой интерес у всех участников слета конкурс на лучшую фотографию. При его проведении преследуется цель научить мототуристов видеть ( и снимать!) в путешествии важное, интересное, средствами фотографии повествовать о красоте нашей Родины и о славных боевых и трудовых делах нашего народа, рассказать о жизни и деятельности своей секции мототуризма, о путешествиях, которые были совершены, и о тех, кто рядом с вами -идет по сложным и увлекательным трассам.

Конкурс может проводиться как на лучшую фотографию, так н на лучший фотоальбом или фотостенд. При подведении итогов учитываются тематика, актуальность, оригинальность сюжета, композиция, качество технического исполнения, дополнительное оформление, название фотографий.

По своему характеру несколько схожи с предыдущими конкурсы
но лучший любительский кинофильм или слайдфильм. Здесь также в основу оценки ложится соответствие содержания фильма теме проводимого слета. Думается, что при съемке всех своих фильмов вы стремитесь к своеобразию раскрытия той или иной темы, требовательно подходите к сценарию, а операторскую работу выполняете с выдумкой, творчески, с определенным мастерством. А актуальность темы фильма, его ценность с познавательной и пропагандистской точек зрения всегда будут привлекательной стороной работ.

Конкурсы песен в программах различных слетов туристов становятся тем местом, где можно услышать и знакомые туристские песни или песни самодеятельных авторов в новой обработке, и новые песни, и встретиться со знакомыми или познакомиться с новыми исполнителями. Здесь, пожалуй, как ни в одном другом виде соревнований и конкурсов затрагиваются и резонируют самые тонкие душевные переживания, самые глубокие и сокровенные чувства. Настоящим праздником для любителей походных мелодий становятся фестивали самодеятельных и туристских песен.

Многие мототуристы, как и любители других видов путешествий, искренне увлечены самодеятельными и туристскими песнями. Конечно, степень этой увлеченности разная: одни любят только слушать такие песни, другие знают десятки мелодий и текстов и охотно поют, третьи выучили их сотни, усовершенствовали вокализами, обработали аккомпанемент, сделали их звучание многоголосным и исполняют с друзьями, аккомпанируя себе на гитаре. А представители еще одной, пусть и не очень многочисленной, части путешественников в дополнение ко всему этому сами сочиняют песни на походные темы. И не только на походные

- в них и лирика, и гражданственность, и глубокие раздумья.. Все такие этапы увлечения туристской и самодеятельной песней прошел и один из „ авторов этих строк.

Вспоминается первый фестиваль туристской песни, в котором довелось участвовать и нам, мототуристам Белоруссии. Заканчивался 1971 год. Смоленский городской комитет комсомола совместно с клубом туристов и альпинистов Смоленского педагогического института организовали фестиваль туристской песни. Мы с энтузиазмом приняли приглашение участвовать в нем: к тому времени был пятилетний „стаж” работ над своими песнями и около двух десятков авторских произведений. Как-то сам собой создался ансамбль из пяти энтузиастов туризма и музыки. Немногим более месяца работали над двумя песнями - и вот мы в Смоленске.

...Довольно большой зал был заполнен до отказа. Здесь и зрители, и участники фестиваля. Собрались исполнители из Киева, Могилева, Москвы, Куйбышева, Ульяновска. .Исполнители незнакомые и уже известные. Много студенческих ансамблей.

Мы все были воспитаны на прекрасных песнях Б. Окуджавы,

Ю. Визбора, А. Городницкого, Е. Клячкина, А. Круппа, Б. Вахнюка.

В такой ситуации мы понимали, как это ответственно и непросто -представить на суд слушателей новую песню неизвестного автора в исполнении незнакомого ансамбля, ну и, конечно же, перед выступлением заметно волновались. И вот ведущая объявила: ,Днсамбль „Азимут”, секция мототуризма города Минска. Песня „Азимут”, слова и музыка... *

Мы, пять человек, шагнули в волнующий полусумрак сцены. -Навстречу нам - несколько мощных цветных лучей осветителей. И сотни испытывающих, изучающих, любопытных и в большинстве своем доброжелательных взглядов - тоже навстречу нам. А еще в этих взглядах было ожидание Песни.

Что было в эти минуты за нами, что вселяло в нас уверенность? Это многие тысячи километров, проиденньх в мотопутешествиях. Это большая любовь к самодеятельной песне и наш творческий энтузиазм в ансамбле. А еще - духовное единство с аудиторией, ведь мы знали и чувствовали, что здесь в большинстве своем собрались любители песен и путешествий.

Несколько тихих звуков - словно случайно задеты струны - для настройки голосов ребят. И вот первый аккорд ушел к микрофону и вернупся из зала усиленный динамиками, немного незнакомый и поэтому еще более усиливающий наше волнение. Пошел четырехголосый вокализ. Неторопливый, напевный, весь - ожидание. В памяти возникли пески Приаральских Каракумов, солончаки, расплавленное солнцем безмолвие необъятных просторов, редкие встречи с людьми в селениях, крутые серпантины Памира и Тянь-Шаня — места, которые мы прошли на мотоциклах несколько месяцев назад, места, где появилась эта песня.

Пока есть несколько мгновений, чтобы посмотреть в зал. Вот замечаю Сашу Чуланова — представителя Белорусского телевидения, который с любопытством и несколько иронической улыбкой слушает наше вступление к песне. Он увлекается водным туризмом, но недавно совешиил с нами свой первый мотоциклетный поход. А вот недалеко от сцены примостился с портативным магнитофоном Геннадий Пилюкевич, с кем мы совершили наше последнее путешествие в Среднюю Азию и кто первый слышал эту песню:

 


 

Мы часто меняем домашний уют

На зори в тумане, на трудный маршрут.

А что, еспи азимут неточен чуть-чуть, неточен чуть-чуть?

Гоняться за сказками - рискованный путь.

У нас в Каракумах шаги нелегки,

Кругом саксаулы, жара да пески.

А что, если азимут неточен чуть-чуть, неточен чуть-чуть?

Здесь Средняя Азия - нехоженый путь.

Здесь жарче бывает порой оттого,

Что тянет прохладой с письма твоего...*

А что, если азимут неточен чуть-чуть, неточен чуть-чуть?

А карта не скажет, где правильный путь.

Друзья в телеграммах нам весточку шлют,

Что старость за нами ушла на маршрут...

А что. если азимут неточен чуть-чуть, неточен чуть-чуть?

Так будет нам молодость прокладывать путь.
 

 

Уже не помнится сейчас реакция слушателей, но помню, как взгляды участников нашего ансамбля Юрия Вельтнера и Ирины Лопухиной

говорили: „Ну, кажется, получилось неплохо...” Конечно же, мы были очень рады, когда жюри конкурса объявило, что наша песня стала лауреатом. Это был значительный импульс к дальнейшему творчеству.

Потом почти из каждого мотоциклетного путешествия с нами приезжала домой новая песня. Одни из них - задорные, быстрые, увлекающие за собой и не дающие возможности оглянуться. Другие - это > письма-песни, песни-обращения к родным, друзьям, к любимым.^ Третьи

- песни-размышления о судьбе, о времени, о дорогах и о себе. Многие из них звучали на слетах туристов, становились лауреатами конкурсов на областных и республиканских слетах мототуристов. А автору текста и музыки было чрезвычайно приятно чувствовать, что в отдельных песнях удалось достичь желаемого единства слова и мелодии, что эти песни находят дорогу к душам товарищей по увлечению. Это непередаваемо счастливые минуты для автора, когда собравшиеся у костра в едином настроении и в едином дыхании поют:

Нам судьба за окном расстелила Разноцветные ситцы дорог,

Где в колесах нечистая сила,

Где любовь - наш единственный бог...

Завтра нас унесут на недели Неподвластные сердцу ветра,

А сейчас мы с гитарой присели,

Чтобы души согреть у костра.

Нам разлука тревоги приносит,

А от нас — телеграммы домой,

Что же часто мне снится, что осень Их закутала желтой листвой,

Что же часто мне снятся закаты,

Что же сказки так долго идут,

Что обещаны были когда-то, *

Да ушли на соседний маршрут.

Там, где в седлах дороги качают,

У костров про покой не поют.

Нас удачи порой выручают,

Потому, что нас помнят и ждут...

Я иду по тропинкам нелегким,

Чтобы крепче сродниться с Землей,

Чтоб всегда после странствий далеких Чуть другим возвращаться домой.

Час пробьет и, долги возвращая,

В. рюкзаках принесем сыновьям Доброту, что измец не прощает,

Золотой звездопад по ночам,

День грядущий, что будет счастливым,

Письма-песни, где несколько строк,
 

Да судьбу, что уже расстелила Разноцветные ситцы дорог.

Незабываемы эти минуты слетов, когда где-то к полуночи у костра, стреляющего в небо золотистыми искрами, под росными ветками сосен, у притихших палаток оживает гитара и, впадая в океан наших душ, тихо звучит песня о синих ветрах, что уводят за порог, о трудностях и романтике дорог, о тех, кто идет радом с нами на маршруте, и о тех, кто ожидает дома. А еще о том, что дают нам дороги, как они делают нас’ другими. И качаются тогда над туманной поляной, над тесным кругом друзей такие близкие и понятные слова:

Нам грустить не положено,

Уходя за порог, -На дорогах моложе мы На загаданный срок...

Нам по жизни еще кружить И решать каждый раз:

То ли нам без дорог не жить,

То ль дорогам - без нас...

Именно в такие минуты ко многим из нас приходит мысль: чтобы лучше узнать жизнь, надо путешествовать, а чтобы лучше узнать путешествия, надо хоть раз уйти с друзьями на маршрут.




****

Каждый хорошо организованный и подготовленный слет — настоящий праздник для мотолюбителей, участвующих в нем. Спортивные программы и конкурсы дополняются массовыми мероприятиями, которые связывают с людьми, событиями, временем и надолго остаются в памяти. Четко организованное и хорошо проведенное открытие слета, торжественное возложение венков к памятникам революционной и боевой славы нашего народа, встречи с интересными людьми, ветеранами труда и войны, экскурсии на предприятия или к уникальным объектам природы, посещение музеев или достопримечательных мест, разумно, с выдумкой организованный досуг участников слета и болельщиков становятся значительным событием в спортивной жизни каждого мототуриста.

На слетах можно в непринужденной обстановке обменяться опытом организации спортивных мотоциклетных путешествий с туристами из других городов или республик, получить консультации у более опытных мототуристов, например, о характере отдельных участков того или иного маршрута, договориться с друзьями-товарищами о совместных путешествиях или проведении матчевых соревнований. Здесь представляется, пожалуй, единственная возможность познакомиться и поговорить с руководителями секций мототуристов более высокого ранга, с членами маршрутно-квалификационной комисии, с друзьями и, наконец, болельщиками других команд. При этом можно выяснить самые разнообразные вопросы, высказать предложения по развитию мототуризма. Интересно будет также узнать мнение об этом виде спорта людей, пока не искушенных в путешествиях.

 


А еще слеты помогают нам лучше узнать, как выгладит этот многоликий мототуризм - спорт и отдых...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45