СОРЕВНОВАНИЕ ПО ТУРИЗМУ НА МОТОЦИКЛЕ

  Главная     Учебники - Туризм       Мототуризм: спорт и отдых (В.С. Захарин)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45 

 

 

 

СОРЕВНОВАНИЕ ПО ТУРИЗМУ НА МОТОЦИКЛЕ

 

Одна из особенностей туризма как вида спорта состоит в том, что, совершая спортивное туристское путешествие, участники его соревнуются не с соперником, а командой (точнее - группой) ведут соперничество с маршрутом, с разнохарактерными трудностями при его прохождении. Причем в этом случае расстояние и время не накладывают на действия участников столь жесткие требования, как во многих других видах спорта. Хотя к технической, тактической и физической подготовке участников путешествий туризм, мототуризм, в частности, выдвигают довольно высокие требования. А огромные затраты физических и духовных сил при прохождении сложных маршрутов были бы трудно объяснимы, да, пожалуй, и невозможны, если бы у путешественников не было спортивного азарта, вечного стремления человека к соперничеству, желания почувствовать свои возможности, поднять их потолок выше.

Думается, что с развитием качественных сторон туризма, его массовости у большинства путешественников возникла настоятельная потребность проводить встречи-соревнования (слеты) туристов. Естественно, что эмоциональным их стержнем стали спортивные программы. Здесь можно в непосредственной встрече с друзьями-соперниками помериться силой, продемонстрировать смекалку, умение, выносливость, слаженность группы.

В большинстве случаев на слетах и соревнованиях участников ожидают трассы с прикладными упражнениями, которые являются или фрагментами путешествий, или их моделями. На слетах вам представляется редкая возможность увидеть товарищей из других групп в деле, в. соревнованиях, при прохождении той или иней трассы, выполнении различных упражнений туристского характера. Здесь можно оценить уровень своей технической, тактической и физической подготовленности, увидеть какие-то технические или тактические новинки, которые используют в своих действиях другие участники соревнований. Во многих случаях туристы берут такие новинки на заметку для того, чтобы использовать их в своей практике то ли в чистом виде, то ли несколько изменив их или усовершенствовав. Так слеты становятся своеобразной школой передового туристского мастерства, важным этапом в деле динамичного развития туризма.

Какие же соревнования проводятся на слетах мототуристов? По своему содержанию, характеру и эмоциональной окраске наиболее близки к сути нашего вида спорта мототуристские ралли. Они могут быть однодневными и многодневными, личными или командными и включают в себя дорожные (основные) и дополнительные соревнования.

Главное условие дорожных - двигаясь на мотоциклах по заданному маршруту, наиболее точно выдержать установленный график движения.

В дополнительных соревнованиях, которые проводятся в процессе дорожных, основными критериями становятся показанные в определенных условиях скорость, мастерство вождения, выполнение определенного задания в искусственно созданных условиях.

Трасса однодневных соревнований выбирается такой, чтобы ее длина не превышала 500 километров. Многодневные могут длиться до шести дней. На 'трассе располагается несколько пунктов контроля времени (КВ) и могут быть установлены скрытые пункты контроля времени (СКВ), расположение которых участникам не сообщается. Перед стартом участникам выдается схема маршрута с обозначенными пунктами КВ, а также режим движения на отдельных участках трассы. За опоздание на пункт КВ или СКВ участнику или команде начисляются штрафные очки - по одному за каждую минуту сверх льготы.

Дополнительные соревнования, как правило, проводятся на пунктах КВ. Здесь могут быть организованы состязания по мотослалому, спринту, скоростному подъему на холм, фигурному вождению и другие. В случае равенства результатов нескольких участников или команд в основных дорожных^ соревнованиях распределение мест может производиться по результатам выступлений в дополнительных.

Очень увлекательны и имеют острую практическую направленность соревнования по технике мотоциклетного туризма (мототуристская полоса препятствий). Соревнуются команды, состав каждой (от трех до шести человек) оговаривается Положением о соревнованиях.

Трасса для их проведения размечается на сильно пересеченной местности, где могут быть труднопреодолимые на мотоцикле участки: песок, корневища, камни, болото, броды, крутые спуски и подъемы. Сооружаются и искусственные препятствия; трамплины, завалы, колейные . мостики и т. п. В отдельных, особо отмеченных на трассе местах оборудуются специальные зоны - контрольные пункты (КП). На них команда должна выполнить заданное упражнение, имеющее прикладной туристский характер: установить и снять палатку, накачать Шины мотоцикла, определить азимут на указанный ориентир с помощью компаса, снять и установить колесо одного из мотоциклов, ответить на вопросы по топографии и „Правилам дорожного движения”, стрелять из пневматической винтовки по надувным ш&рикам, буксировать мотоциклы вручную, развести костер с пережиганием бечевки, определить по „Атласу’ автомобильных дорог СССР” кратчайшее расстояние между двумя населенными пунктами. На трассе могут быть расположены КП для выполнения других упражнений и элементов туристской техники, в каждом случае оговоренных Положением о соревнованиях.

Лучше будет, если знакомство с соревнованиями по технике мотоциклетного туризма вы начнете с участия в таком мероприятии, организованном секцией или клубом мототуристов. Даже присутствие на них в качестве зрителя даст хорошее представление о трассе, порядке ее прохождения и судействе соревнований. Если они вам понравятся, их можно организовать и провести в своей секции или клубе мототуристов. При этом разметить трассу для соревнований по технике мотоциклетного туризма и оборудовать на ней КП можно так, как приведено на рис. 98. Такая схема несколько раз с успехом использовалась при проведении соревнований различного уровня среди мототуристов Белоруссии.

Давайте мысленно примем старт с одной из соревнующихся команд и несколько подробнее ознакомимся с этой трассой, порядком движения команды по ней, с заданиями, которые предстоит выполнить на контрольных пунктах. Попутно обратим внимание на то, как осуществляется судейство, определяется результат выступления команды.
 

 

 

 

Рис. 98. Вариант схемы трассы соревнований по технике мотоциклетного туризма:
1 - линия старта машин; 2 — линия остановки машин для выполнения упражнения „накачивание шины”; 3 — КП „накачивание шины”; 4 — КП „установка палатки”, 5 — КП ответов на вопросы по топографии; 6 — КП „разведение костра”; 7 — КП „колейный мост”; 8 - КП „стрельба”; 9 — КП ответов на вопросы по правилам дорожного движения; 10 — КП „определение азимута”; И -КП „снятие палатки”

 

 


Участники соревнований устанавливают мотоциклы на линии 1, сами занимают место на линии „старт-финиш”. По сигналу судьи-стартера участники направляются к мотоциклам, запускают двигатели и бегут до линии 2. После того, как мотоциклы участников будут установлены таким образом, чтобы оси передних колес находились над линией 2, а двигатели всех машин будут выключены, команда выкатывает один из мотоциклов несколько вперед, устанавливает его на обозначенное место, выворачивает золотник шины переднего колеса, обносит его вокруг мотоцикла и вворачивает на место. Затем команда накачивает воздух в шину до требуемого давления, замеряет давление воздуха

манометром, демонстрирует его показание судье, который взмахом белого флага разрешает команде двигаться дальше. Если при первом замере давления значение окажете не ниже требуемого, команда накачивает насосом воздух до установленной величины. По условиям проведения соревнований давление воздуха в шине может проверять и судья на КП. По разрешающему сигналу судьи участники запускают двигатели мотоциклов и устремляются к контрольному пункту 4. Именно устремляются, так как в момент старта команды судьями запущены секундомеры, и теперь все действия команды на трассе должны быть по возможности быстрыми, чтобы скорее достичь финишной черты.

Итак, прибываем на КП4, быстро устанавливаем машины на специальной площадке размером 4x4 метра, огражденной с трех сторон яркой тесьмой или капроновым шнуром. Она называется „боксом”. Мотоциклы должны быть установлены в него так, чтобы ни одна их часть не выступала за условные линии, соединяющие два соседних угловых флажка. После того как будет выключен двигатель последнего мотоцикла, установленного в боксе, судья на КП взмахом белого флажка разрешает выполнять упражнение - устанавливать палатку. Делать это можно составом, определенным самой командой. Место нахождения участников, не задействованных в выполнении упражнения, произвольное, в пределах своей трассы, включая и территорию бокса. Палатка должна быть установлена с креплением во всех точках, предусмотренных ее конструкцией, без перекосов, морщин на стенках и крыше, с соединением застежки на входе. Судья, убедившись, что все требования команда выполнила надлежащим образом, взмахом белого флажка дает разрешение на дальнейшее движение по трассе.

Теперь мы прибыли на КП5. Вновь так же устанавливаем мотоциклы в боксе. Затем команда или несколько участников подходят (лучше, если подбегают) к судье, берут одну из имеющихся у него карточек, содержащих по два вопроса по топографии. Участники отвечают на вопросы, например, с помощью аппарата „Стоп-тест”. Если оба ответа были правильными (при этом в аппарате каждый раз должна включаться зеленая лампочка), судья уже знакомым нам взмахом белого флажка даст сигнал к дальнейшему движению. Если в ответах были допущены ошибки, по выбору команды один из участников соревнований направляется к своей машине, запускает двигатель и проходит один или два штрафных круга — по количеству ошибок. После прохождения их участник возвращается в бокс и выключает двигатель мотоцикла. В этот момент судья дает команде сигнал к дальнейшему движению.

Теперь задача - скорее запустить двигатели мотоциклов, не мешая товарищам выехать из огражденной зоны и с возможно более высокой скоростью двигаться дальше по трассе. Вдруг на пути появилась не очень глубокая речушка, которую можно бы преодолеть вброд, но с ходу это вряд ли удастся сделать, так как берега у нее болотистые, а дно, кажется, илистое. Вы остановились в нерешительности? И правильно сделали. Давайте установим мотоцикл на подставку, двигатель пока не выключим, а сами подождем партнера, который уже приближается, и поможем ему преодолеть речушку с ходу. Как и ожидалось, воды оказалось довольно много, ее уровень выше коленей, а заднее колесо мотоцикла

товарища при выезде из речушки направило на вас плотный веер воды с грязью... Но вами уже овладел азарт и вы направляетесь помогать следующему партнеру, на помощь подбежал и товарищ, уже форсировавший водную преграду. Затем помогаете остальным спутникам, сами садитесь на мотоцикл и с помощью товарищей легко и быстро оказываетесь на противоположном берегу.

С одежды еще стекает вода, от двигателей и глушителей мотоциклов поднимается пар и запах ила, а вы уже останавливаете машины в боксе на КП6. Сейчас задача — побыстрее развести костер. Так вот, оказывается, зачем мы перевозили с собой на мотоцикле пакет, завернутый в полиэтиленовую пленку! В нем оказались предварительно заготовленные, аккуратно сложенные и связанные в пучки сухие ветки ели, сосны и березы. К великой нашей радости после преодоления брода они остались сухими... Все же молодцы эти парни, что идут сейчас с нами по трассе!

Судья тем временем напоминает, что при выполнении упражнения топливо спедует укладывать под проволокой, натянутой на высоте около 0,2 метра между двумя стойками. Он выдал нам три спички и коробку. Быстро, но без лишней суеты, уложены дровишки, вспыхнул и улетел с порывом ветра огонек первой спички. Кто-то из ребят соорудил из пленки, в которую было завернуто топливо, защиту от ветра. Теперь огонек весело метнулся по веткам и потянул свои дымные усы к мокрой бечевке, натянутой между стойками на высоте 0,4 метра от поверхности земли. Теперь, как говорят шахматисты, остальное - дело техники, а точнее - времени. Мы были предупреждены, что на этом КП сигналом к движению будет перегорание бечевки. Но что это? Бечевка еще только дымится, но не перегорела, а в нашем боксе заработал двигатель одного из мотоциклов... Это кто-то из спутников не выдержал нервного напряжения и преждевременно дернул рычаг кик-стартера. Хотя он тут же спохватился и выключил двигатель, судья на КП все же зафиксировал это нарушение и предупредил, что наша команда наказывается одной минутой штрафного времени. После финиша она будет добавлена к чистому времени, затраченному на прохождение трассы. Досадно, но здесь и надо проявить свою сдержанность, умение бороться в условиях временных неудач, сделать ставку на бойцовские качества.- Во-первых, команды соперников тоже могут где-то допустить ошибку, во-вторых, есть еще возможность показать гораздо меньшее чистое время, нежели конкуренты. Так что вперед!

Теперь на нашем пути очередное препятствие - колейный мостик. Он представляет собой 2-3 свободно лежащие на грунте доски шириной 0,2-0,25 метра и длиной 3-4 метра. Если кто-либо из ваших товарищей не прошел его с первой попытки, ему предоставляются еще две, после которых он может продолжать движение по трассе. Если вторая была удачной, участник сразу уходит дальше, а если все три неудачны — команде начисляется минута штрафного времени. Колейный мостик должны пройти все члены команды. Теперь за довольно труднопроходимым заболоченным участком, где снова пришлось помогать товарищам, ожидает контрольный пункт номер восемь.

Здесь после установки машин один из участников соревнований направляется к судье, у которого получает три пули для пневматической винтовки. Затем он занимает место на огневом рубеже и стреляет, стремясь поразить три надувных шарика, закрепленных на фанерном щите: он имеет для этого три отверстия диаметром 12,5 сантиметра. Расстояние от огневого рубежа до щита в большинстве случаев составляет 12,5 метра. За каждый промах участник должен пройти штрафной круг. Порядок его прохождения и дальнейшего движения команды - как на КП5.

Затем маршрут уходит к обрыву с песчаным склоном. Здесь также придется помочь товарищам. Конечно, если высота обрыва не так значительна, а ваше водительское мастерство довольно высокое, такое препятствие можно преодолеть на большой скорости, спрыгнув с обрыва, как это делается при прохождении трамплина. А вот и очередной КП. Устанавливаем машины, выключаем двигатели и направляемся к судье. Здесь берем карточку с двумя вопросами по „Правилам дорожного движения”. И снова, как на КП5, с помощью аппарата „Стоп-тест” отвечаем на поставленные вопросы. Каждый неправильный ответ уводит одного из наших спутников на штрафной круг. Если все ответы были правильными, судья делает отмашку белым флажком - команда может уходить по трассе к следующему КП.

На десятом контрольном пункте нам предстоит определить азимут на выбранный ориентир. При этом у судьи может быть несколько карточек с названиями разных ориентиров, хорошо видимых с места КП. Один из членов команды тянет карточку, другой с помощью компаса определяет азимут. Первый записывает определенную величину в карточку и передает ее судье. Здесь может быть задан льготный диапазон точности определения азимута, который не наказывается штрафом, например tl°. За ошибку 1-5° команда наказывается одним штрафным кругом, за ошибку от 5° до 15° - двумя, а за ошибку свыше 15° - прохождением трех штрафных кругов. Их проходит по определению команды один из участников соревнований.

После определения азимута по разрешающему сигналу судьи на КП10 стремительно уходим к КПП, где после установки машин предстоит снять палатку, свернуть ее и уложить в чехол. Стойки разбираем, и укладываем вместе с колышками на площадке, где была установлена палатка. Снова взметнулся вверх белый судейский флажок. Запускаем двигатели и движемся до линии 2, т.е. до стоп-линии. Здесь выключаем двигатели и вручную буксируем мотоциклы до линии старт-финиш. При пересечении этой линии последним членом нашей команды, находящимся в контакте с машиной, судья-хронометрист выключает секундомеры.

Теперь, если вы не очень устали при прохождении трассы и пока свежи впечатления от соревнований, давайте проанализируем отдельные моменты, выясним некоторые вопросы. Первый, который может возникнуть: может ли команда пользоваться на трассе своим снаряжением -насосом, спичками, компасом, инструментом для снятия колеса, манометром, другими приспособлениями?

Чтобы поощрить творчество мототуристов, как правило, в соревнованиях по технике мотоциклетного туризма команде разрешается использовать свое снаряжение, если это не противоречит условиям проведения соревнований. Кроме того, выдвигается естественное требование: команда должна перевозить это снаряжение от старта до финиша. Исключение составляет, конечно, топливо для костра, которое будет использовано при выполнении упражнения.

Вопрос второй может касаться действий участников соревнований во время выполнения упражнения. Здесь же устоялось положение, не запрещающее участникам, незадействованным в выполнении упражнения, находиться в боксе и производить какие-либо действия с машинами, например, разворачивать их вручную, естественно, соблюдая Правила постановки мотоциклов в бокс. Запускать двигатели в это время, конечно, нельзя.

Вопрос третий: в каком объеме допускается взаимопомощь на трассе? Эти соревнования проводятся для отработки не только технических и тактических приемов, но и коллективных действий гуппы в сложных условиях. Поэтому коллективные действия необходимы, так как во многих случаях успешно выполнить упражнение одному участнику просто невозможно. Трудно сказать, например, как можно, действуя в одиночку, быстро снять и установить переднее колесо мотоцикла или быстро и правильно установить палатку. Кроме того, во многих случаях характер труднопроходимых участков выбирается организаторами соревнований так, что преодолеть их без помощи товарищей чрезвычайно сложно или практически невозможно.

После участия в первых соревнованиях по технике мотоциклетного туризма, которые были для вас не совсем удачными, результату команд-призеров могут показаться почти фантастическими. А ведь все упражнения здесь довольно просты, порядок их выполнения очевиден, ваша команда, кажется, все делала на трассе довольно быстро и сноровисто и все же затратила на прохождение трассы слишком много времени по сравнению с более удачливыми конкурентами.

Как же добиться более высоких результатов в соревнованиях по технике мотоциклетного туризма, да и в других их видах тоже? Ответ здесь однозначен: тренируясь! Как и в любом другом виде спорта, в мототуризме очень важно на тренировках отрабатывать отдельные элементы упражнений, упражнения в целом и их комплекс. Такие, тренировки помогают достичь многих целей, среди которых — физическая подготовленность, отработка специальных навыков в обращении со снаряжением, накопление тактического опыта, повышение мастерства вождения мотоцикла. Естественно, многочисленные тренировки позволяют в условиях соревнований выполнить то или иное упражнение очень быстро, а четкие согласованные групповые действия становятся надежным инструментом достижения успеха. И если у тренированной команды где-то и случается сбой или срыв, это случайное явление. Гораздо важнее помнить всем, кто серьезно увлекся мототуризмом, что могут быть в спорте случайные неудачи, но побед случайных не бывает. Они достигаются настойчивыми, трудоемкими тренировками. И в результате вы на одних из соревнований с изрядной долей удивления и восхищения будете наблюдать, как одна из команд за восемнадцать секунд установила палатку, а другая - за двадцать одну секунду сняла переднее колесо мотоцикла и установила его на место...

 

Давайте сейчас обратимся к систематизированным результатам тренировок сборной команды мототуристов Минского мотоциклетного и велосипедного завода в составе В. С. Захарина., Ю.В. Коваленко.,

А. М. Крупского, которые проводились в 1987 г. На рис. 99 и рис. 100 сведены в одном графике результаты трех тренировок, которые были возобновлены командой после длительного перерыва. Каждая тренировка включала в себя 9 попыток. Для приближения условий к существующим на соревнованиях члены команды выполняли упражнения в полной экипировке. Тренировочный старт команда принимала в десяти метрах от того места, где должно выполняться упражнение. Участники по команде тренера (в этот же момент включался секундомер) бежали к мотоциклу, выполняли упражнение и после завершения всех операций докладывали о готовности к дальнейшему движению по трассе. В этот момент фиксировалось время.

Анализ графиков показывает, что наибольший разброс результатов наблюдается на первой тренировке, где еще не отработаны коллективные действия, не стабилизировались навыки в действиях с инвентарем и инструментами. Хорошо заметно также, что на каждой следующей тренировке команда показывала все более высокие результаты, а разброс их с каждым разом все уменьшался. На графиках звездочками отмечены результаты, показанные этой же командой в последующих официальных соревнованиях по технике мотоциклетного туризма. Рассматривая графики, можно согласиться, что команда, которая не тренировалась до соревнований, скорее показала бы результат, близкий к результату первой попытки на первой тренировке, нежели тот, который был показан командой ММВЗ на последующих соревнованиях.

Просты в организации, сравнительно быстротечны, увлекательны и эмоционально насыщены соревнования по мотоциклетному слалому. Трасса для них длиной около 500 метров может быть размечена на площадке с твердым покрытием или без него. На ней устанавливаются 8-12 ворот шириной 1,2 метра для мотоциклов-одиночек и 2,5 метра для мотоциклов с боковым прицепом. Ворота, как правило, имеют цветную маркировку стоек (левые - одного цвета, правые - другого). Каждые следующие ворота обычно располагают под прямым углом к предыдущим. Могут быть установлены и единичные ограничители, например, в месте, где предполагается разворот в обратном направлении.

Старт участникам дается раздельный, с неработающими двигателями. Разрешается любое маневрирование при условии, что будет соблюдена последовательность прохождения ворот. За каждую задетую стойку участнику начисляется 30 штрафных секунд, за касание ногой поверхности площадки - 50. Результат участника определяется как сумма времени, затраченного на прохождение дистанции, и штрафного времени, начисленного за касания ограничителей или грунта.

В последнее время получил широкое распространение модифицированный вариант мотоциклетного слалома, где ворота заменены единичными ограничителями, например старыми автомобильными шинами. Схема дистанции такого варианта мотоциклетного слалома и траектории движения на ней приведены на рис. 101.

 

 

 

Рис. 101. Схема варианта трассы мотоциклетного слалома: 1,2,3,4, 5 — ограничители (например, шины автомобиля); 6 — траектория движения мотоцикла участника соревнований; 7 — линия старта и финиша

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45