Вы обратили внимание на то, как по-разному складываются беседы с
бывалыми туристами? Бывает, мелькают названия городов, количество
километров и буквально рекордное число часов на их преодоление, но стоит
задать какой-либо уточняющий вопрос, и рассказчик замолкает. Что
интересного можно увидеть в названном городе, какие исторические события
связаны с ним, какие знаменитые люди там жили и даже какова
приблизительная схема проезда через город? На эти вопросы такой турист
не может дать толкового ответа. Значит, он там был, на все смотрел, но
ничего не увидел.
Мотоцикл сочетает в себе скорость автомобиля с такими качествами конного
похода, как неограниченный обзор, близость к солнцу и ветру, запахам
полей и лесов. Вспомните: на мотоцикле не сиденье, а седло! На нем
восприятие самой дороги значительно полнее, чем на автомобиле, да и
дороги можно выбрать такие, по которым на „легковушке” не проедешь.
Только ли ради этого отправляется мотоциклист в путешествие? Конечно,
нет. Нужно не проскочить мимо прекрасных пейзажей, памятников далекого
прошлого, малых и больших обелисков, творений рук человеческих.
Не приносите знакомство с чем-то интересным в жертву километрам.
Остановитесь, когда вас что-то заинтересует, походите пешком. Опытный
руководитель группы совместит такую остановку с традиционными минутами
отдыха после длительной езды. Это позволит придерживаться графика.
Довольно часто в группе возникают противоречия: ехать или смотреть.
Пожалуй, этот вопрос относится к самым трудным. И хотя мы относимся к
сторонникам того, чтобы смотреть (будучи членами группы), но с таким же
азартом защищаем мнение, что нужно ехать (будучи ее руководителями). В
этом нет ничего удивительного. Задержка хотя бы в одном месте означает
необходимость нагонять время в движении, что опасно, или лишает группу
осмотра другой достопримечательности. В таком положении есть несколько
резервов, за счет которых можно растянуть день: сократить время на сборы
утром, на остановках и заправках, на устройстве ночлега. Выражаясь
научно, - сократить непроизводительные затраты. При расчете графика
учитывать, что сборы утром занимают приблизительно 1,5 часа с учетом
приготовления завтрака, обед в столовой - около часа, заправка - минут
30, устройство на ночлег (от остановки до отбоя) - часа 2. Приплюсовав к
этому еще кратковременные остановки на отдых и ремонт, получим довольно
солидную сумму. Таким образом, чтобы побольше увидеть, требуется
максимум собранности и дисциплины. Если все в группе это поймут, то
споров не будет.
Тщательно проработайте процесс заправки мотоциклов. Полезно
иметь в группе одну 20-литровую или две 10-питровые
канистры, которые позволяют заполнять их, пока ц длинной очереди
автомобилей один отъезжает, а другой подъезжает к заправочной колонке.
Канистры позволяют тщательно приготавливать смесь, заправлять баки
полностью и постоянно иметь небольшой запас топлива.
Попадая в незнакомый город, не тратьте времени на расспросы зачастую
несведущих людей. Проще, оставив мотоциклы возле экскурсионного бюро
(горкома комсомола, клуба ДОСААФ и т. п.), самим совершить обзорную
экскурсию по городу на автобусе. Если это по каким-либо причинам
исключено, можно легко найти гида среди местных мотоциклистов. Они
помогут найти и краеведческий музей, и автомотоклуб, и магазин запасных
частей, а при его отсутствии - сами запчасти.
Советуем побольше передвигаться пешком. В незнакомом городе проезд на
мотоциклах колонной затрудняется различными запрещающими знаками,
односторонним движением и т. п. Передвигаясь пешком, вы сможете
почувствовать атмосферу города, быть ближе к людям. Местные жители
обычно благожелательно относятся к тем, кто хочет побольше узнать об их
городе, крае.
Мы с благодарностью вспоминаем многих и многих людей, которые помогли
нам в пути рассказом, советом, бензином и т. д. Со многими из них были
затем переписка и новые свидания.
Интересные встречи ожидают вас не только в городах. Огромная
гидроэлектростанция, огни газовых факелов в ночной степи, мост -прыжок
через многоводную реку, бескрайняя тайга или безжизненные скалы поражают
воображение не меньше, чем древний памятник или современная архитектура.
Однако предостерегаем вас от пресыщения информацией и впечатлениями.
Если вы перестали удивляться увиденному, охота охота фотографировать -
значит, пора отдохнуть. Можно устроить дневку, можно сделать полностью
ходовой день, нужно хорошенько выспаться. При появлении признаков
усталости у отдельных членов группы оставляйте их дежурить у мотоциклов
или поручите хозяйственные заботы. Принудительно набраться впечатлений
невозможно.