Экипировка мото-туриста часть 2

  Главная     Учебники - Туризм       Мототуризм: спорт и отдых (В.С. Захарин)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Экипировка мото-туриста часть 2

 

В дождь, в холодную погоду, а также зимой рекомендуем совершать поездки в специальной шлем-маске. Она хорошо защищает лицо мотоциклиста от прямого попадания дождя, пыли, брызг грязи, вылетающих из-под колес транспорта, от переохлаждения встречным потоком воздуха, а также в некоторой мере способствует подогреву вдыхаемого воздуха. Кроме того, этот элемент экипировки может защитить лицо от солнечной радиации, насекомых и т. п. Крайне желательно иметь шлем-маску в дальнем путешествии, где условия движения бывают самыми разнообразными. Ее можно сшить из трикотажной шерстяной ткани или связать из шерстяных ниток. Общий вид таких шлем-масок представлен на рис. 78. Одетая под Мотоциклетный шлем, она заменяет подшлемник, а благодаря тому, что ее нижняя часть закрывает средний

спой одежды мотоциклиста в зоне воротника, в поездку можно отправляться без шарфа.

 

 

 

Рис. 78. Шлем-маска мотоциклиста



Обувь должна не только защищать ноги водителя мотоцикла и пассажира от холода, дождя, грязи, но и предохранять от возможных травм в сложных ситуациях. Поэтому поездки желательно совершать в кожаной обуви, закрывающей голеностопные суставы и имеющей жесткую подошву. При движении по глубокой колее или в лесу, когда вполне возможно задевание ногами посторонних предметов, а также при отталкивании ногой от земли (например, для предотвращения падения) кожаная обувь надежно защищает ноги от повреждений. А при случайных падениях, если нога окажется под мотоциклом, твердая подошва и сравнительно высокое голенище значительно уменьшат вероятность травмирования стопы и голеностопного сустава. Если мотоциклист обут в легкие туфли или кеды, даже в такой ситуации, как движение по крупной щебенке, возможны неприятности: вылетающие из-под переднего колеса камни могут сильно ушибить и даже поранить ногу.

В кратковременные поездки на мотоцикле можно отправляться в туристских или подобного типа кожаных ботинках. В длительные, даже если предстоит поездка на юг, лучше отправляться в кожаных сапогах. Резиновые для таких поездок малопригодны из-за сравнительно низкой механической прочности, довольно высокой эластичности подошвы и потому, что ноги в таких сапогах потеют в любую погоду.

Чтобы обувь не так быстро намокала при движении во время дождя, преодолении вброд водных преград и т. п. условиях, кожаные сапоги или ботинки перед поездкой желательно смазывать кремом для обуви, гусиным, животным или рыбьим жиром, касторовым маслом. Хорошие результаты можете получить, если смажете обувь мазью, состоящей из двух частей бараньего и трех частей рыбьего жира. Можно использовать также мазь, приготовленную смешиванием 100 г касторового, 10 г льняного отбеленного масла, 10 г скипидара и 10 г натурального пчелиного воска. Воск перед приготовлением смеси следует измельчить. Посуду со смесью помещают в водяную баню и нагревают при постоянном помешивании до полного разжижения воска. После

охлаждения мазь готова к применению. Обувь рекомендуется смазывать за 8-10 часов до поездки.

При движении на мотоцикле в мокрой обуви, например, после дождя, влага интенсивно испаряется во встречном потоке воздуха, температура обуви ощутимо снижается. Чтобы в таких условиях избежать переохлаждения ног, рекомендуем надевать по трое или более носков. Сначала следует надеть тонкие хлопчатобумажные, затем — шерстяные, желательно длинные, а поверх - капроновые, большего размера. Шерстяные будут удерживать теплый воздух, капроновые носки, как более прочные, механически будут предохранять шерстяные от протертостей. Кроме того, сила трения капроновых носков о стенки обуви меньше, чем шерстяных, поэтому надевать и снимать. обувь в предлагаемом варианте будет легче. Если в путешествии вы обнаружите, что во время ночлега обувь не совсем высохла, следует надеть сухие (из запасных) хлопчатобумажные и шерстяные носки, затем — небольшой полиэтиленовый мешочек, а поверх него — капроновый носок. Теперь ноги останутся сухими, даже если весь день будет дождливым. При этом в течение дня следует несколько раз переобуться, чтобы ноги не потели. Таким же образом можно обуться и тогда, когда утром обувь сухая, но погода переменчивая и на трассе дневного перехода возможны дожди.

Иногда, по завершении поездки, в дождь кожаные ботинки после сушки становятся тесными. Их можно растянуть. Для этого поместите ботинки на десять минут в горячую воду, имеющую температуру 50-55°С. Затем, вынув ботинки из воды и вылив из них воду, положите в них стельки и горячими наденьте на ноги, предварительно обутые в 2-3 носка. Кожа ботинок при этом легко примет нужную форму. Походите 1,5-2 часа в ботинках, затем снимите их и, плотно набив бумагой, завершите сушку. Высохшие ботинки смажьте жиром или мазью для обуви. Обращаем внимание на то, что при температуре воды ниже 40°С кожа растягивается плохо, а при температуре выше 60°С приходит в негодность. Это полезно также помнить и учитывать, подсушивая обувь у костра.

Если в первые дни путешествия окажется, что подобранная вами обувь излишне свободна, дело можно поправить, если к внутренней стороне клапана („язычка”) ботинка приклеить полоску поролона толщиной 5-10 мм. Дополнительно можно поместить в ботинки или сапоги 1-2 стельки толщиной 3-5 мм, изготовленные из войска или микропористой резины. Хороший результат можно получить, если к имеющимся стелькам подклеить дополнительно подкладку из мягкого материала, например, искусственной кожи. После такой модернизации обувь будет плотно и мягко „сидеть” на ноге.

Поездка станет более приятной и безопасной, если вы отправитесь в дорогу в перчатках соответствующего типа или мотоциклетных крагах. Они уменьшают вероятность ранения кистей рук при ударе о грунт или при зажатии пальцев рук между рычагом управления и трубой руля. Ну и, естественно, удобные и практичные перчатки или краги хорошо защитят руки от холода, дождя, создадут более комфортные условия управления мотоциклом. Немаловажно и то, что они предохранят руки

от загрязнения рукоятками руля, рычагами, пылью, грязью, смазочными материалами и т. п.

Перчатки или краги следует выбирать с учетом характера предстоящей поездки, погоды и времени года. По размеру - строго по руке или на одни размер больше. Немного тесные перчатки при длительной поездке могут вызвать неприятные или болевые ощущения в кистях. Пальцы при этом становятся непослушными, что, в свою очередь, может стать причиной ошибок в управлении мотоциклом и даже привести к аварийной ситуации. ,

Если поездка совершается летом, на сравнительно небольшое расстояние (например, в выходной день), рекомендуем выбрать матерчатые перчатки белого цвета. Особенно целесообразен такой выбор при поездках по городу или иному населенному пункту, когда при частом маневрировании в оживленном транспортном потоке желательно дублировать рукой сигналы фонарей указателей поворота.

Чтобы несколько повысить комфорт при движении на мотоцикле в матерчатых или кожаных перчатках и предотвратить попадание в рукава и далее под одежду встречного потока холодного воздуха, можно из плотной ткани или искусственной кожи на трикотажной основе сшить конусообразные нарукавники высотой около 18 см, которые в узкой части будут фиксироваться резинками на перчатках в районе запястья, а широкой охватывать манжеты и края рукавов (в широкой части такого нарукавника желательно тоже прикрепить стягивающую резинку). Если сделать их из материала яркого цвета, ваш экипаж будет более заметен на дороге. Нарукавники (раструбы) из искусственной кожи можно выполнить разрезными и снабдить застежками (пуговицы или кнопки подходящих размеров). В таком случае на свободных (широких) концах нарукавников резинки можно не пришивать.

При дублировании рукой световых сигналов фонарей указателей поворота во время движения мотоцикла добрую услугу окажут вам круглые кусочки искусственной кожи (диаметром 45—50 мм) белого или светло-желтого цвета, пришитые к крагам с тыльной стороны. Это нововведение не только „оживит” экипировку, но и сделает сигналы, подаваемые рукой, более заметными.

Если в пути застал дождь, чтобы защитить руки от воды можно надеть поверх перчаток или краг тонкие полиэтиленовые мешочки, зафиксировав их на запястьях резиновыми колечками. Такая защита почти не повлияет на удобство управления мотоциклом, но довольно эффективно предохранит руки.

Кожаные перчатки или краги, высохнув после поездки в дождь, в большинстве случаев становятся довольно жесткими. Рекомендуем за 2—3 часа перед поездкой смазать их вазелином. После этого они станут снова мягкими и будут более устойчивы к намоканию.

 

 

 

Рис. 79. Защита рук мотоциклиста в дождь с помощью полиэтиленовых мешочков

 



Особенно внимательно следует отнестись к защите глаз. Для этой цели служат защитные мотоочки. Выбирайте очки из небьющегося материала, в эластичной оправе, с вентиляционными отверстиями, которые снижают запотевание с внутренней стороны. Очки должны фиксироваться на шлеме специальной резинкой, имеющей устройство для регулирования натяжения. Удобны очки с солнцезащитным фильтром, вмонтированным в верхнюю часть оправы - они облегчают наблюдение за дорогой в условиях контрового освещения.

Можно с успехом использовать также щитковые очки типа Б-А37, оснащенные универсальным смотровым щитком золотисто-зеленого цвета переменной интенсивности, который обеспечивает хорошую видимость как в солнечную, так и в пасмурную погоду. Эти очки обеспечивают большое поле зрения, так как щиток по краям плавно изогнут назад, что также способствует защите глаз с боковых сторон. На концах заушников имеются отверстия для крепления к очкам страховочной ленточки или резинки.

Многие мотолюбители останавливают свой выбор на очках „Увекс”. Они имеют оригинальную форму, удобны, надежно защищают глаза от пыли, влаги, встречного воздуха, обеспечивают широкий угол зрения. Двойные пластины делают очки незапотевающими, так как изолируют холодный наружный воздух от внутреннего теплого. Конструкция травмобезопасная: при повреждении наружной пластины внутренняя остается целой и по-прежнему защищает лицо и глаза. Эти очки защищают также от ультрафиолетовых лучей. Кроме того, поляризованные светофильтры уменьшают неприятное воздействие отраженных лучей и бликов.



Конечно, затронуть все вопросы, которые могут возникнуть у мототуриста перед стартом на трассу путешествия, не представляется возможным. Однако, думается, что, дочитав эту главу, вы сможете многие вопросы подготовки решить достаточно квалифицированно. В некоторых ситуациях поможет смекалка и творческий подход к делу. Пройденные же километры путешествия станут настоящей школой, которая не только расширит набор теоретических знаний, но и позволит на деле проверить ваше снаряжение, экипировку, техническую, физическую и тактическую подготовку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..