Экипировка мото-туриста часть 1   Главная     Учебники - Туризм       Мототуризм: спорт и отдых (В.С. Захарин)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Экипировка мото-туриста часть 1

 

Сейчас более детально рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся экипировки мототуриста, так как от ее качества зависит очень многое в пути. Одежда в первую очередь должна защищать от холода, ветра, дождя и других неблагоприятных воздействий внешней среды, создавать условия для длительной, эффективной и безопасной работы водителя за рулем. Собираясь в дорогу на мотоцикле, помните, что перегрев организма или значительное повышение температуры воздуха непосредственно у тела человека снижает работоспособность, ведет к увеличению количества ошибок, допускаемых при управлении транспортным средством. Одежда мотоциклиста должна обеспечивать свободный доступ достаточного количества воздуха к телу и отвод его. Это диктуется необходимостью обеспечения нормального протекания физиологических процессов в организме, в частности дыхания с помощью кожного покрова. Учитывая это, вы не станете использовать закрытые комбинезоны и куртки из прорезиненной ткани в качестве верхней одежды при длительных поездках на мотоцикле. Нежелательна и другая крайность - излишне просторная, подобранная с „запасом” одежда затруднит сохранение тепла, так как во время движения под нее задувает встречный поток воздуха, одежда „пузырится”, создавая определенный дискомфорт.

Если одежда при посадке на мотоцикл где-то жмет или тянет, при длительной поездке это может вызвать неприятные и даже болевые ощущения. Если же одежда очень свободна, ее отдельные части под действием ветра или встречного потока воздуха будут довольно громко шелестеть или хлопать, отвлекая водителя от наблюдения за дорогой. Попутно заметим, что и долговечность^одежды при этом уменьшается, она быстрее разрушается по швам. А снижение обтекаемости воздухом приводит вдобавок к неудобствам, к увеличению расхода топлива. Само собой разумеется, что одежда мототуристов должна быть опрятной, чистой, современной и способствовать созданию хорошего настроения как у вас и ваших спутников, так и у тех, кто вам встретится в пути.

Одежда мотоциклиста в большой мере оказывает влияние и на безопасность движения. Неудобная, плохо подобранная по размерам, не защищающая водителя или пассажира от дождя, ветра, холода одежда может быть причиной быстрой усталости, привести в дороге к переохлаждению организма, увеличению времени реакции, нарушению координации движений, к простудным заболеваниям.

Незаправленные части одежды могут попасть в движущиеся или во вращающиеся детали мотоцикла, а это чаще всего заканчивается неприятными последствиями. Незастегнутые манжеты рукавов плаща или куртки помешают действиям с рычагами управления, подаче звукового или световых сигналов. Если одежда имеет неоправданно большие размеры или неаккуратно заправлена, ее отдельные части могут закрыть светосигнальные приборы (например, задний фонарь, световозвращатели, фонари указателей поворота), что в свою очередь может привести к аварии с тяжелыми последствиями.

. Иногда при движении на мотоцикле из-за ошибочных действий водителя или в силу случайного стечения обстоятельств происходит падение. Чтобы в такой ситуации защитить членов экипажа от травм или уменьшить их тяжесть, желательно в одежду мотоциклиста включить некоторые защитные элементы: нашивки из натуральной или искусственной кожи в зоне коленей, плечей и локтей.

Экипировка мотоциклиста должна быть удобной не только по размерам и конструкции составляющих ее предметов, но и по их количеству. В ней можно выделить три слоя: нижний, как правило, хлопчатобумажное белье; средний - тренировочный костюм, шерстяной, трикотажный хлопчатобумажный. или из ткани типа эластик с начесом, плотная рубашка или свитер; верхний - ветровлагозащитная одежда (костюм или куртка из натуральной или искусственной кожи, прорезиненной ткани или брезента). В качестве верхней одежды может быть использован комбинезон из ткани типа болонья с подкладкой или другая несколько утепленная одежда, пропитанная водоотталкивающим составом. В зависимости от погодных условий, в которых предполагается осуществить поездку, желательно варьировать количество и тип одежды второго слоя.

При подготовке одежды для поездок на мотоцикле советуем несколько модернизировать ее, сделав более удобной в пользовании и повысив защитные свойства.

Например, в таком распространенном среди мотолюбителей элементе экипировки, как штормовка, рекомендуем в месте, где соединяются полы, подшить с внутренней стороны полосу плотной ткани шириной 18-25 см. Одну кромку полосы пришивают к внутренней части одной полы штормовки, например к левой. К противоположной кромке полосы пришивают одну часть разъемной застежки-молнии. Вторую часть молнии пришивают на соответствующем месте с внутренней стороны правой попы штормовки. Такая полоса ткани хорошо уплотнит место соединения двух пол штормовки. К внутренней части упомянутой защитной полосы целесообразно пришить карман ( или два кармана) из водонепроницаемой ткани с клапанами, застегивающимися на две страховочные пуговицы. Здесь удобно перевозить записную книжку, документы, некоторый запас денег и другие бумаги, завернутые в полиэтиленовую пленку, шариковую ручку, карандаш, компас, запасную фотопленку и другие легкие и малогабаритные предметы.

 

 

Рис. 75. Манжеты для зашиты коленей мотоциклиста



При движении на мотоцикле в дождь или в холодную погоду рекомендуем использовать специальные защитные манжеты, которые защитят колени от намокания или переохлаждения, а также предотвратят попадание воды в сапоги через верх голенищ. Такие манжеты надеваются на дорожный костюм при ухудшении метеорологических

условий. Защитные манжеты (см. рис. 75) могут иметь три слоя: наружный - плотный материал типа палаточной ткани, тонкого брезента или искусственной кожи на трикотажной основе, средний - полиэтиленовая пленка толщиной 0,2-0,3 мм, внутренний - тонкая хлопчатобумажная ткань. Из упомянутых материалов выкраиваются куски соответствующих размеров, накладываются друг на друга и предварительно простегиваются капроновыми нитками. Затем противоположные кромки заготовки сшиваются так, чтобы получилась многослойная манжета, представляющая собой усеченный конус с окружностью внизу диаметром 18-20 см, вверху - 15-17 см и высотой 40-50 см. В закладки, выполненные в верхней и в нижней части, втярите резинки, которые должны охватывать ногу выше колена и голенище сапога. При желании манжету можно несколько видоизменить, например, выполнив заднюю часть ее одинарной, что значительно улучшит эластичность, а манжеты из искусственной кожи не требуют промежуточного и подкладочного слоя. Творческий подход к выбору цвета материала манжет и умелое использование декоративных элементов (например, горизонтальных или вертикальных полосок) позволят создать оригинальный элемент дорожной одежды, хорошо сочетающийся с общей экипировкой.

 

 

 

Рис. 76. Куртка-безрукавка



Надежно защитит от ветра и холода куртка-безрукавка. Передняя и задняя части ее могут быть выкроены из искусственной кожи (желательно на трикотажной основе), брезента или тонкого фетра по размерам, приведенным на рис. 76, которые соответствуют размеру охвата груди 96—100 см. Вверху передняя и задняя части сшиваются с одной стороны, а с другой стороны выполняется застежка с тремя пуговицами или разъемной молнией. В боковых частях пришивают по четыре широкие резинки, что обеспечивает плотное прилегание куртки к одежде. Длину резинок в каждом отдельном случае так же, как и длину переднего и заднего полотнищ куртки, следует подобрать с учетом роста и индивидуальных особенностей вашей фигуры. Куртку можно снабдить подкладкой из тонкой ткани и декоративной верхней частью. При поездке в солнечную или пасмурную без дождя погоду куртка-безрукавка может быть использована как верхняя одежда, а в дождь поверх нее желательно надеть болоньевую куртку-ветровку или плащ.

Перед тем как отправиться в многодневное путешествие, не лишним будет позаботиться о том, чтобы влага меньше воздействовала на вашу верхнюю одежду. Возможно, вам несколько помогут советы, приведенные ниже.

Конечно, абсолютно непромокаемой одежду сделать нельзя. Но хорошие результаты при эксплуатации одежды в сложных метеорологических условиях (мокрый снег, дождь, сырой туман) дает ее пропитка водоотталкивающим составом. Его можно приготовить следующим образом: в трех литрах воды разводят 150 г уксуснокислого свинца („свинцового сахара”), в другой емкости, тоже в трех литрах воды, растворяют 150 г алюмокалиевых квасцов. Затем дают возможность растворам отстояться и сливают их вместе, проследив, чтобы осадки не попали в смесь. После того как смесь сделается прозрачной (что произойдет через 5-6 часов), ее вновь отделяют от осадка. Ткань или изделие замачивают в приготовленной смеси на 20-24 часа. После извлечения из жидкости изделие сушат не отжимая. При работе со смесью растворов будьте осторожны, она ядовита!

Для пропитки изделий из хлопчатобумажных тканей можно использовать также выпускаемый промышленностью специальный препарат в аэрозольном исполнении. Обработку изделия в этом случае производят на открытом воздухе. Чистое сухое изделие обрызгивают с

расстояния 0,3-0,4 м, причем расход препарата должен быть не менее 200 г на квадратный метр. Обработанное изделие следует выдержать в развернутом виде в течение трех суток при температуре 18-25°С. При работе с препаратом помните, что он токсичен, и соблюдайте соответствующие меры безопасности.

Одной из важных составных частей экипировки мотоциклиста является пояс, который, к сожалению, в настоящее время большинством мототуристов пока еще не используется. А он нужен в первую очередь для того, чтобы защитить от травм позвоночник в области поясницы и снизить вероятность повреждения внутренних органов при падении во время движения. Кроме тбго, плотно охватывая одежду водителя или пассажира на значительном участке, пояс способствует сохранению тепла под одеждой и уменьшает возможность простудных заболеваний спины. Широкий мотоциклетный пояс предохранит вас и от других нежелательных явлений, таких, например, как опущение желудка, которое может иметь место при нарушении режима питания в пути и продолжительном движении на мотоцикле по дорогам, изобилующим неровностями. К нему можно пристегивать планшет, бинокль, фотоаппарат, перочинный нож, карманные часы или другие предметы походного имущества, которыми приходится пользоваться в пути.

 

 

 

Рис. 77. Пояс мотоциклиста



Его можно изготовить самому, руководствуясь рис. 77. Вырежьте из тонкого войлока (толщиной 5-6 мм) или фетра полосу шириной 12 см и длиной около 80 см. Полосу такой же длины и несколько большей ширины вырежьте из искусственной кожи (желательно использовать галантерейную, монолитно-пористую). Сложив полосы так, чтобы полимерное покрытие искожи было сверху, заверните выступающие по ширине края искожи под войлок, сшейте полосы по периметру и сделайте один-два продольных шва в средней части. После этого, примеряя пояс, можно уточнить его длину, учитывая, что края должны заходить один на другой на 5-8 см. С наружной стороны прикрепите два кожаных или хлопчатобумажных ремня шириной 25-30 мм, с застежками, расположите их параллельно, каждый на расстоянии 10-15 мм от края пояса. Прикрепить ремни к основанию пояса желательно так, чтобы основная полоса имела с обеих сторон свободные участки длиной 10—12 см, которые могут заходить один за другой при надевании. Ремни можно прикрепить нитками или при помощи галантерейных заклепок. Застежки желательно расположить на левой стороне так, чтобы они находились приблизительно в зоне кромки основной полосы. Если у вас нет войлока или фетра, основание можно изготовить из 2-3 слоев искусственной кожи, прикрепив к их внутренней стороне подкладку, вырезанную из фланели или шерстяного трикотажа и сложенную вдвое.

Защитный мотоциклетный шлем - одна из обязательных принадлежностей экипировки мототуриста. Он в значительной мере предохраняет голову водителя или пассажира от серьезных травм при падениях или авариях, а также защищает голову от ветра, пыли, насекомых, которые при большой скорости могут доставить водителю мотоцикла и пассажиру значительные неудобства.

Шлем, как правило, имеет наружную оболочку из стеклопластика или иного ударопрочного полимерного материала. Внутренняя его часть

содержит эластичную прокладку, например, из пенополиуретана и защитную матерчатую подкладку. Шлемы отдельных конструкций имеют внутри широкие перекрещивающиеся ремни, закрепленные так, что между оболочкой и ремнями имеется некоторое пространство. Благодаря этому при падениях предотвращается непосредственное соприкосновение головы и оболочки, а следовательно, уменьшается вероятность травмы. Удлинять или укорачивать ремни в шлеме не следует, так как это снижает его защитные качества. К кромке оболочки при помощи клея прикреплен резиновый или полимерный кант. Подкладка или дополнительный амортизирующий элемент, обтянутый тканью, крепится к оболочке шлема в большинстве случаев с помощью заклепок. Необходимо помнить, что изменять конструкцию шлема или заниматься его модернизацией нежелательно. А если такая необходимость и возникнет, действуйте вдумчиво и осмотрительно.

В настоящее время выпускаются защитные шлемы различных конструкций. Для начинающих мототуристов вполне приемлемы шлемы, имеющие оболочку, которая закрывает верх головы, включая зону ушей. Фиксирующие ремни таких шлемов имеют пластмассовый упор для подбородка.

В среде мотолюбителей стало модным увлечение закрытыми шлемами, в том числе и самодельными. Они имеют пока ряд существенных недостатков: сравнительно большой вес и значительную парусность, что приводит к быстрой усталости мышц шеи, так как при движении в таком шлеме приходится чаще и сильнее обычного напрягать их, чтобы удерживать голову в удобном положении. Кроме того, установлено, что закрытые шлемы некоторых типов с плотно прилегающими к ним небыощимися прозрачными щитками или светофильтрами плохо вентилируются и способствуют скоплению в них выдыхаемой окиси углерода. Если в закрытом шлеме, объем которого равен приблизительно 6 дм^, будет всего 0,2 см^ углекислого газа, это уже вредно для здоровья. Повышенное содержание углекислого газа во вдыхаемом воздухе влечет за собой увеличение времени реакции, снижение внимания и даже уменьшение остроты зрения.

Не следует пользоваться шлемом, изготовленным в кустарных условиях, так как при этом практически невозможно учесть многочисленные требования безопасности, обеспечить технические и эстетические показатели, присущие фабричным изделиям.

Собираясь в путешествие группой, желательно всем участникам изготовить матерчатые чехлы для шлемов, снабженные в нижней части

фиксирующей стяжной резинкой. Такие нашлемники, во-первых, зрительно дополнительно организуют движущуюся колонну мотоциклов в единое целое, во-вторых, будучи изготовленными из ткани яркого цвета нашлемники сделают более заметными участников путешествия в общем транспортном потоке. В-третьих, на привалах и ночлегах, когда приходится класть шлемы на траву или грунт, матерчатые чехлы будут хорошей защитой от случайных повреждений их поверхности.

При движении на мотоцикле в дождь или навстречу сильному ветру желательно пользоваться шлемом с козырьком соответствующей формы и размеров, установленным с некоторым наклоном вниз. Это позволит защищать глаза или очки от капель дождя или встречного потока воздуха, не мешая постоянному наблюдению за дорогой. Если шлем не снабжен козырьком, его можно укомплектовать самодельным из паро-нита, полиэтилена или другого эластичного и обязательно нехрупкого материала, чтобы обезопасить глаза и лицо от травм при падениях. Козырек должен охватывать всю лицевую часть шлема, а ширину иметь в пределах 7-8 см. Некоторые шлемы снабжены полупрозрачными козырьками, которые при движении в солнечную погоду создают определенные неудобства, так как такой козырек становится сравнительно интенсивным источником рассеянного света, что отвлекает внимание водителя, вызывает раздражение, а глаза устают.

Установлено, что утомляемость мотоциклиста может вызывать постоянно свистящий ветер в зоне ушей, другие посторонние звуки, производимые встречным потоком воздуха. Поэтому, усовершенствуя шлем, обратите особое внимание на тщательную отработку выступающих элементов: козырька, ремешков, кнопок. Напомним, что лишь подобранный по размерам головы (разумеется, с учетом подшлемника) и застегнутый соответствующим образом шлем обеспечит защиту головы водителя или пассажира. После сильного удара шлем должен быть заменен, даже если повреждения, на первый взгляд, незаметны, так как защитная оболочка может иметь микротрещины, значительно снижающие ее механические свойства. Шлем рекомендуется заменять после трех лет эксплуатации ввиду естественного старения материала, из которого изготовлена оболочка, а следовательно, снижения ее механических свойств. Хранить шлемы рекомендуется в сухом помещении при температуре 5—30°С.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..