ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ И ИНСТРУМЕНТ В ПУТЕШЕСТВИИ НА
МОТОЦИКЛЕ
Только мотоцикл в сборе, взятый про запас, мог бы успокоить механика
группы, но такое увидишь разве что во сне. И даже такой мотоцикл не
может обеспечить стопроцентную гарантию, что не будет нужды в
какой-нибудь детали. Разбилось стекло фары - возьми его с запасного
мотоцикла, но может ведь разбиться еще одно...
С другой стороны, мотоциклы сегодня так надежны, что можно проехать
тысячи километров, и не понадобится замена ни одной детали. Так стоит ли
брать запасные части?
Помнится, в Сибири мы встретили группу ленинградских мототуристов. Мы
возвращались с Дальнего Востока и посетовали, что каждый день много
времени уходило на ремонт шин. Ленинградцы же за долгий путь не имели ни
одного прокола. И они и мы спешили на финиш ралли „Идеи Ленина
торжествуют” в Шушенское. И надо же было случиться, что в последний день
перед финишем у наших новых друзей произошло несколько проколов. Так как
они шли не колонной, а поодиночке, да к тому же в этом районе велась
реконструкция дороги со множеством объездов, то группа полностью
растерялась и успешного финиша не получилось.
Вывод из сказанного выше подсказывает народная поговорка: „На бога
надейся, а сам не плошай”.
Перед путешествием необходимо составить список запчастей исходя из
реального состояния мотоциклов, учитывая разномарочность машин в группе,
не забывая об их ограниченной грузоподъемности и о трудностях
предстоящего пути. Необходимо учитывать также возможность приобретения
деталей в тех местах, куда вы направляетесь, и получения технической
помощи в организациях ДОСААФ, гаражах, колхозных мастерских и т. д.
Многолетняя практика подсказывает, что брать нужно минимум
запчастей. В шутку говорят: „Все равно сломается не
то, что взято с собой в запас”. У нас из года в год список запчастей
сокращался. Теперь каждый обычно берет с собой: свечу зажигания,
прерыватель в сборе, тросы сцепления и газа, замок цепи, комплект ламп,
запасную камеру, золотник к ней, несколько спиц. Некоторые дополняют
этот набор конденсатором, катушкой зажигания, щетками генератора,
стеклом фары. Для мотоциклов с электроникой необходимо иметь запасной
датчик системы зажигания и электронный блок, так как они пока довольно
часто выходят из строя.
В особо дальние и сложные походы берем еще одну камеру, поршневые
кольца, подшипник колеса, манжету коленвала, реле-регулятор, выхлопной
клапан и пружину к нему (для четырехтактного двигателя).
Количество запасных частей значительно сократится, если запас у вас
будет коллективным.
Ниже приводится возможный список запасных частей на группу. К нему нужно
подходить критически и отбирать только самое необходимое. Список
приведен из расчета совершения путешествия V категории сложности для
группы из 5 мотоциклов одинаковой конструкции. Набор запасных частей и
необходимых инструментов очень зависит от состояния машин. Для
сравнительно новых наборы сверл, метчиков и т. п. могут совсем не
понадобиться. Для поношенных машин придется что-то добавить.
Список запасных частей для мотоциклов
Так как предусмотреть все возможные поломки не
удастся, а тащить с собой ради этого обод колеса или коленвал неразумно,
то нами давно отработана следующая схема. Запасные части складываются у
кого-либо из надежных друзей. Этот человек должен хорошо знать график
движения и маршрут группы. Заготавливается несколько посылочных ящиков.
Когда возникает необходимость в деталях, дается телеграмма с маршрута,
чтобы посылку с деталями выслали в такой-то город. Посылка высылается на
главпочтамт до востребования на имя кого-либо из нашей группы. Посылку
отсылают авиапочтой.
И отправителю и получателю посылки следует учитывать время, необходимое
на почтовые операции и которое еще можно „протянуть” с неисправной
деталью, т. е. высылать в город, который находится впереди на маршруте.
Необходимо ознакомиться с почтовыми правилами, так как в них есть
некоторые особенности. Так, новую покрышку колеса нужно зашить в
матерчатый мешок и прикрепить фанерную бирку, а старую зашивать в мешок
не требуют.
Описанный способ можно использовать и для снабжения группы одеждой,
снаряжением, продовольствием. Только в этом случае посылки можно самим
выслать заранее. Учтите, что до востребования они будут храниться на
почте в течение месяца.
Приведенные выше списки не являются исчерпывающими. На каждой машине
необходимо иметь 200-300 г различного крепежа: болтов, гаек, шайб,
несколько гвоздей разной толщины. Должен быть и более полный групповой
запас крепежа. Захватите немного медной или мягкой стальной проволоки.
Для ремонта камер каждому экипажу необходимо иметь стандартную
мотоаптечку. Теперь они снабжаются самовулканизирующими заплатами и нет
необходимости каждому возить с собой вулканизатор. Однако на группу один
вулканизатор с набором сырой резины все-таки стоит взять. Кроме
эпоксидного, может оказаться не лишним .тюбик какого-либо универсального
клея.
Дополнительным инструментом не следует перегружаться. Отечественные
мотоциклы обычно снабжены достаточно полным набором инструментов,
который можно пополнить надфилем или небольшим напильником, ножовочным
полотном, ножом и разводным ключом, который пригодится и в качестве
молотка. В групповом снаряжении набор инструментов может быть более
полным, вплоть до дрели, съемников и т. п. Рекомендуем для группы
обязательно иметь автомобильный насос (желательно с манометром),
специально изготовленные монтажные лопатки, так как мотоциклетные очень
неудобны.