СОВЕТЫ ПО ВЫБОРУ МАРШРУТОВ ПУТЕШЕСТВИЯ НА
МОТОЦИКЛЕ
Наиболее простыми и легкодоступными являются маршруты мотопоходов
выходного дня. С них и следует начинать знакомство с мото-туризмом. В
такие походы желательно отправляться группой, которой вы собираетесь
совершать далекие мотопутешествия. Заметим, что как по протяженности и
характеру маршрута, так и по составу группы, в походах выходного дня
категоричных ограничений нет. Обычно такие маршруты имеют протяженность
200-700 километров и рассчитаны на прохождение их за выходные дни. При
этом могут ставиться различные цели: посещение музеев или ознакомление с
какими-либо достопримечательностями, отдых, встреча с друзьями и т. д.
Походы выходного дня могут носить и спортивно-тренировочный характер,
когда, скажем, вы выезжаете, чтобы отработать движение группы на
мотоциклах в колонне, опробовать и подогнать походное снаряжение или
где-то на местности потренироваться в преодолении труднопроходимых
участков, отработать тот или иной технический прием вождения мотоцикла.
При творческом, серьезном подходе к таким относительно несложным
путешествиям, при тщательной проработке маршрута, удачном подборе
спутников поход выходного дня подарит немало положительных эмоций, даст
заряд бодрости и здоровья, позволит вам и вашим спутникам подняться в
мотоциклетном деле еще на одну ступеньку.
При многодневных же спортивных мототуристских путешествиях выдвигаются
определенные требования к протяженности маршрута, да и длительность их в
этом случае тоже не может быть произвольной. В зависимости от сложности
маршрута, количества и характера имеющихся на нем труднопроходимых
участков установлено пять категорий сложности мотопоходов - в порядке
возрастания сложности, протяженности и, разумеется, длительности
путешествия. Выбор маршрута предстоящего многодневного путешествия в
значительной мере определяется целями, которых вы хотите достичь, общей
идеей похода. Очевидно, что как идея похода, так и цели его (например,
оздоровительная, экскурсионная, спортивная, учебная, многоплановая и
др.) во многом влияют на определение района путешествия.
Что следует учитывать при выборе маршрута? Во-первых, мнение
большинства, а лучше - всех участников предстоящего похода. Причем
участники при обсуждении маршрута должны объективно оценить свои силы,
возможности, техническую и тактическую подготовку. Выбирая маршрут, не
забывайте о физической подготовленности и возрасте участников. Понятно,
что выбрав маршрут с чрезвычайно труднопроходимыми участками, которые
потребуют от мототуристов предельного напряжения физических и моральных
сил, можно превратить путешествие в тяжелую, неинтересную работу. При
этом для посещения музеев и знакомства с какими-либо
достопримечательностями, для фото-и киносъемок, полноценного отдыха
времени может и не остаться. И вообще, если в путешествии „не до песен”
в прямом и в переносном смысле, значит оно не удалось.
Может случиться и так, что сложность отдельных участков маршрута будет
выше технических возможностей путешественников. Тогда группа окажется в
аварийной ситуации (например, израсходован весь запас топлива,
продовольствия, в ненаселенной местности произошла серьезная поломка
машины, группа потеряла ориентировку и значительно отклонилась от
запланированного маршрута). Поэтому просим
принять наши советы, проверенные десятилетиями и
тысячами пройденных километров: при совершении спортивных мотоциклетных
путешествий необходимо соблюдать последовательность по категориям
сложности, начиная с первой.
Выбирая маршрут, надо соизмерять его также с количеством дней, которые
имеются в вашем распоряжении, и, конечно же, с материальными
возможностями группы. Например, планировать прохождение на мотоциклах
маршрута из Белоруссии до Байкала за время одного отпуска
нецелесообразно, чтобы не превратить это увлекательное „хождение на
другой континент” в шоссейно-линейную гонку. А вот если имеется
возможность из конечного пункта (например, из Иркутска) отправить
мотоциклы домой по железной дороге, а участникам -возвратиться
самолетом, тогда названный маршрут становится реальным. Некоторые
организационные усложнения в таких случаях окупаются расширением
географии мотоциклетных путешествий.
Удачно разработать маршрут предстоящего путешествия можно только
учитывая время года, когда планируется его осуществление. Если, скажем,
вам хочется побывать в Карелии или на Кольском полуострове,
отправляйтесь в путь в июле—августе. А вот в Закавказье или в Среднюю
Азию лучше ехать в сентябре. В районе полупустыни или пустыни можно
успешно путешествовать в апреле—мае. Для путешествий на мотоциклах в
средней полосе нашей страны наиболее подходящий период с апреля по
октябрь. Если ваш маршрут проходит по горным дорогам, полезно учесть,
что, например, на Кавказе, на Памире, Тянь-Шане многие перевалы, по
которым пролегли автомобильные дороги, бывают покрыты снегом. А в этих
условиях пройти их на мотоциклах, особенно без бокового прицепа, будет
чрезвычайно трудно. Следует иметь в виду, что из соображений обеспечения
безопасности движения такие перевалы в названный период могут быть
закрыты ГАИ.
При выборе маршрута не стремитесь к максимальному увеличению его,
избегайте крайностей. Многие мототуристы рано или поздно начинают
понимать, что за прекрасным и удивительным не всегда нужно ехать за
тридевять земель. Уметь увидеть большое в малом - своего рода искусство,
и ему помогают научиться как дальние, так и ближние походы. Если же вас
очень влекут далекие края, рекомендуем планировать пробег в одном
мотоциклетном путешествии не более шести тысяч километров. Большая
протяженность приводит к нежелательному увеличению длительности
путешествия со всеми отрицательными последствиями, а в конечном итоге —
к снижению отдачи от такого похода.