ПУТЕШЕСТВИЙ НА МОТОЦИКЛЕ. ОТ ЗАМЫСЛА ДО СТАРТА В
ОДИНОЧКУ ИЛИ ГРУППОЙ?
Желание совершить путешествие приходит к людям по-разному. Но у человека
беспокойного, любознательного, стремящегося к самоусовершенствованию или
к самоутверждению, такая идея непременно появляется и становится частью
его духовной жизни. Как дальше сложатся дела, какой будет судьба замысла
путешествия, да и состоится ли оно вообще, в значительной мере зависит
от подготовки. В этот же период определяется и характер предстоящего
странствия, его „лицо”, обуславливается, насколько интересными,
полезными и удачными будут пройденные дороги.
Говорят, что путешествие человек совершает трижды: в мечтах, в
действительности и в воспоминаниях. Эта мысль еще раз подтверждает роль
подготовки в определении облика предстоящего путешествия, в создании
материальной и моральной базы будущего мотопохода.
Желающие отправиться в далекое путешествие иногда задумываются: можно ли
совершить его в одиночку или вдвоем на одном мотоцикле? Хотя сторонников
положительного ответа на этот вопрос сейчас еще довольно много,
путешествующие в одиночку или вдвоем на одном мотоцикле у бывалых
мототуристов вызывают чувство сожаления. Думается, что сообщения о таких
путешествиях в наше время следовало бы помещать только под рубрикой
„разное” или „чудаки”...
Убеждение, что путешествие в одиночку или вдвоем на одном мотоцикле не
интересно и небезопасно, имеет у нас серьезные основания, сформированные
на протяжении десятилетий в результате совершения многочисленных
групповых путешествий. Первый минус одиночной поездки - снижение самой
возможности или объема помощи в сложных или аварийных ситуациях. Кроме
того, в одиночку гораздо труднее преодолевать малопроходимые или сложите
участки маршрута, организовать заправку, техническое обслуживание и
ремонт мотоцикла, наконец, собственное питание. Уединенность или очень
узкий круг общения в сложном и длительном путешествии имеют также
отрицательные психологические моменты.
Для путешествующих в одиночку мотоцикл часто может превращаться из
помощника в обузу: его не всегда оставишь без присмотра, когда, скажем,
на несколько часов можно уехать на экскурсию, воспользовавшись
общественным транспортом. И уже совсем сложное положение создается
тогда, когда вы где-то в степи, в горах или в тайге оказываетесь один на
один с неисправным мотоциклом, а техническую помощь можно получить
только в ближайшем населенном пункте...
Итак, если с другом выйду в путь - веселей
дорога...” Значит, вы приняли правильное решение — совершить путешествие
вместе с товарищами, группой.
Существует мнение, что туристы-новички при планировании первых
странствий чаще всего задаются вопросом: „Куда идти?”, т. е. их больше
всего прочего интересует район, где проляжет маршрут, его
достопримечательности. Со временем и с приобретением туристского и
жизненного опыта круг интересов путешественника расширяется и
обогащается. Сильнее становятся запросы эстетического, познавательного,
исследовательского характера. Происходит естественная переориентация
взглядов человека, переоценка ценностей, приходит более богатое и
глубокое понимание важности человеческих отношений. К тому же одной из
наиболее привлекательных сторон путешествий становятся спортивные
эмоции. Особенно те, что приходят в многодневных категорийных
путешествиях, совершаемых группой. И, собираясь в далекую дорогу,
опытный любитель странствий прежде всего ищет ответ на вопрос:„С кем
идти?..”
Кого же выбрать в попутчики? Как лучше скомплектовать группу для
предстоящего путешествия?
Подберите сначала одного-двух друзей-единомышленников, с которыми вы
связаны давним знакомством, единством взглядов. И обязательно общим у
вас с ними должно быть страстное желание путешествовать. В последующем
вы и ваши товарищи составите „инициативную группу”, а позже, в
путешествии — ядро всей группы.
В далекое многодневное путешествие на мотоциклах лучше отправляться
группой из 4—8 человек на трех-шести мотоциклах. Желательно, чтобы в
группе был один пассажир - он же сменный водитель. Имейте в виду, что
туристские группы численностью более десяти человек трудноуправляемы,
обладают малой мобильностью. Большое количество мотоциклов в группе -
это большое количество неполадок в машинах, возникающих при движении на
маршруте. Следовательно, неизбежны частые и длительные задержки в пути.
Если, скажем, группа совершает путешествие на десяти мотоциклах, то даже
кратковременные остановки на отдых, выбор места для остановки в
населенных пунктах или оперативное движение колонной в городе, быстрое
совместное прохождение сложного участка пути или движение в условиях
ограниченной видимости становятся довольно трудной задачей.
Однако группа подбирается не так быстро, как хотелось бы. Это не
удивительно: не совсем просто собрать людей, близких по увлечениям,
эрудиции, возрасту, с приблизительно одинаковой физической подготовкой и
техникой вождения мотоцикла. И все же не отступайте от намеченной линии,
не изменяйте своим принципам. Настойчиво продолжайте поиски будущих
спутников. При подборе кандидатов в участники путешествия обращайте
внимание и на такие качества людей, как аккуратность, осторожность,
чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи, ответственности. Хорошо,
если в вашей группе будут и кино-, и фотолюбители, и книголюбы, и
любители туристских песен, да к тому же владеющие игрой на гитаре.
Очень важно, чтобы как при подготовке, так и при прохождении
намеченного маршрута, между участниками путешествия
были взаимопонимание и психологическая совместимость. Под последней
следует понимать способность в сложных бытовых, дорожных или
метеорологических условиях, при психологической изоляции плодотворно
сотрудничать длительное время с сохранением благоприятного
психологического климата в группе. Хотя об этом в последнее время чаше
говорят применительно к коллективам моряков, полярников, космонавтов,
следует учитывать, что в дальнем мотопутешествии, когда маршрут на
недели уходит в малонаселенную местность, позади - несколько недель
поездки, а до финиша — сотни километров, затуманенных неизвестностью,
психологическая совместимость или несовместимость принимает реальный
образ, серьезно влияющий на благополучность завершения путешествия.
Итак, смело приглашайте с собой в путь людей с чувством юмора, умеющих
умной шуткой поднять настроение, разрядить напряженную обстановку,
принять или сделать замечание остроумно, в шутливой форме. Вам легко
будет с ними в дороге.
Желательно, чтобы водительский опыт и мастерство всех членов группы были
приблизительно одинаковыми. Тогда на сложных участках маршрута можно
будет двигаться без „разрывов”, темп движения будет довольно высоким, а
вероятность возникновения сложной или опасной ситуации на маршруте -
минимальной. Не окажется и серьезных различий в решении членами группы
технических или организационных вопросов. Это сделает путешествие более
приятным, а финиш — благополучным и своевременным.
Перед стартом на маршрут всем следует получить разрешение врача на
участие в мотопоходе. Ведь ухудшение состояния здоровья или заболевание
в путешествии одного из участников может сорвать всей группе такое
долгожданное мероприятие, серьезно снизить его безопасность и даже
привести к тяжелым последствиям.
Естественно стремление многих групп мототуристов иметь в походе машины
одной марки, с одинаковым рабочим объемом двигателя. Это позволяет на
маршруте эксплуатировать технику в близком режиме, заправку производить
одновременно, значительно уменьшить номенклатуру и количество запасных
частей. Упрощается также изготовление дополнительного оборудования,
появляется возможность сделать и взять с собой на маршрут специальный
инструмент и приспособления для обслуживания и ремонта машин в пути.
Попутно заметим, что величина рабочего объема двигателя не должна
решающим образом влиять на выбор маршрута предстоящего путешествия. Даже
на мотоциклах с двигателями класса 125 см^ можно успешно совершать такие
сверхдальние и сверхсложные путешествия, как Брест-Владивосток, Минск
-Ташкент, Мурманск-Минск-Владивосток,
Белоруссия-Закарпатье-Крым-Поволжье. Поэтому не стесняйтесь приглашать в
попутчики владельцев минских или ковровских мотоциклов.