О развитии и совершенствовании навыков общения
руководителя с членами туристической группы
Чтобы научиться решать задачи, недостаточно следить, как это делает
другой, или читать готовые решения. Надо решать самому. Это справедливо
и применительно к общению.
Однако стихийное интуитивное общение почти не создает возможностей для
обучения на своих ошибках, поскольку они не фиксируются. Восстанавливая
свои прошлые впечатления, мы не можем получить их в чистом виде. Мы
оцениваем на самом деле нашу сегодняшнюю их реконструкцию, которая
неминуемо вбирает в себя последующие наслоения и новые просчеты. Таким
образом, допущенные ранее ошибки обычно нивелируются с учетом
последующего развития событий. И мы бываем очень снисходительны к себе в
их оценке.
Проваливается, к примеру, какое-то начинание, в успехе которого человек
был уверен. Он в сердцах заявляет: «Я так и знал!» И ни он сам, ни
другие не считают его лжецом. Действительно, неудача была с самого
начала включена в прогноз (отсюда узнавание ситуации — «так и знал!»).
Но вероятность этого варианта была мала, значительно уступала
вероятности желанного хода событий. Иначе все поведение было бы
построено по-другому и, возможно, привело бы к другому результату.
Теперь же, когда затея не удалась, казалось бы, самое время извлечь из
провала уроки на будущее. Для этого надо бы разобраться, что же не было
учтено в свое время и почему были неверно соотнесены вероятности. Но кто
в подобных обстоятельствах думает о вероятностях? Тем более что налицо
совпадение предварительного представления о развитии событий с
реальностью, и, таким образом, создается впечатление, что никакой
ошибки, просчета и не было.
Чтобы избавить себя от подобных иллюзий, наблюдения (первые впечатления
и другие) нужно фиксировать и сверять с последующими данными. Это
позволит найти ошибку и понять ее причину либо, наоборот, утвердиться в
своих первоначальных выводах и убедиться в правильности хода мыслей.
Для этого первоначальные впечатления, наблюдения должны быть
сформулированы. Поиски словесного выражения к тому же углубляют,
оттачивают мысль. Формулирование суждений может быть устным (легче оно
удается в беседе с доверенным лицом, в споре), но гораздо лучше это
делать письменно. Огромную пользу приносит ведение дневника, не только
отражающего факты, но и содержащего оценочные суждения, а также
постановку личных задач и периодический анализ хода их выполнения с
обсуждением характера и причин успехов и неудач. С помощью дневника
легче строить рефлексивные рассуждения.
Но ведение дневника — дело трудоемкое, требующее определенных
склонностей и настойчивости. Оно не каждому под силу. Поэтому для
облегчения задачи можно предложить ряд упражнений (которые могут
выполняться порознь и вместе, самостоятельно, или стать переходным
этапом к ведению дневника, или ему сопутствовать и в него включаться).
Упражнение 1. «Наблюдение за участниками». При
комплектовании группы сформулировать и записать характеристики каждого
нового участника. Делать это либо сразу после первого знакомства, либо
после организационной встречи (в плановом туризме — после первой беседы
с группой). Второй вариант легче, поскольку есть возможность учитывать
поведение людей в контакте друг с другом. В заранее установленные сроки
регистрировать динамику своих впечатлений. Скажем, после тренировочного
похода, в пути следования к основному маршруту, в начальной части
маршрута (на первой дневке), итоговые впечатления. Собрав все записи,
сопоставить и проанализировать их. Выводы также записать. В следующий
раз повторить упражнение, учитывая сделанные выводы. Получив новые
выводы, сопоставить их с предыдущими и т. д. Задачу можно облегчить,
ограничив число участников, за которыми ведется наблюдение. Упражнение
можно выполнять и не будучи руководителем группы. В этом случае особенно
интересно включить последнего в круг анализируемых.
Упражнение 2. «Наблюдение за собой». Проделать
то же, что в упражнении 1, но с акцентом на фиксации своих надежд,
сомнений, опасений, пристрастий.
Упражнение S. «Мой самый трудный турист». За время похода из всех
эпизодов необходимо выбрать и описать самую сложную ситуацию — одну или
несколько — в плане личных отношений. Канва описания: а) ситуация; б) в
чем именно трудность для себя и в чем для партнера; в) что чувствовал —
физические ощущения, переживания; г) как вышел из положения; д) доволен
ли собой; е) как можно было поступить лучше.
Упражнение 4. «Ситуации». Разбор взаимоотношений в походе. Он может
вестись в виде особого дневника, посвященного этой теме, либо
сопровождать другие походные записи. Фиксируются и анализируются
характерные эпизоды, конфликты (все или выборочно). В этом случае акцент
переносится с личных свойств участников, с собственного восприятия на
ситуацию, на динамику взаимоотношений.
Отношения в группе можно подвергнуть анализу и по окончании похода —
лучше до итоговой встречи, с тем чтобы потом сравнить свои позиции до и
после собрания группы.
Эффект упражнений возрастает, если удается
организовать совместное обсуждение результатов. (В Ленинграде, например,
такие обсуждения проводятся на семинарах инструкторов.) При этом,
однако, необходимо позаботиться о максимальной тактичности. Все сведения
и наблюдения (кроме самонаблюдений) должны быть поданы только в
обезличенном виде.
Совершенно ясно, что для ведения дневника, как и для выполнения
приведенных упражнений, требуются время и возможность сосредоточиться.
То и другое в походных условиях найти не так-то просто. Задача
облегчается, если с самого начала обеспечить уважительное отношение
участников к занятиям руководителя, понимание, что ему надо
отгородиться, «побыть одному». Могут понадобиться и ухищрения — позже
лечь или раньше встать, отказаться от экскурсии, от участия в не слишком
ответственной разведке, а может быть, наоборот, — уйти в разведку, но
часть времени сэкономить для записей. Выкроить время можно на дневках,
за счет развлечений или на «отсидках», когда все спят. Но всегда нужно
соблюдать чувство меры и никогда не посягать на общегрупповое время,
когда собираются все вместе друг для друга — за едой, вечером у костра.
В эти моменты отсутствие любого туриста, а тем более руководителя
разрушает гармонию «совместного бытия», которая так ценна и
привлекательна в туристском походе.