Выбор и разработка маршрута туристического похода для школьников

 

  Главная        Учебники - Туризм         Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе (Бардин К. В.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Выбор и разработка маршрута туристического похода для школьников



После того как установлена цель похода и определился состав группы, наступает очередной этап подготовки — выбор и разработка маршрута.

Проще всего обстоит дело с непродолжительными походами по родному краю. Для начала можно воспользоваться специальными путеводителями, в которых рекомендуются уже разработанные маршруты. Различные наши центральные и областные издательства теперь более или менее систематически выпускают подобную литературу. В качестве примера можно указать такие книжки: «Подмосковье (экскурсии и Туристские маршруты)», составленную Е. Сергеевой (М., Профиздат, 1956); «В поход, друзья туристы», где авторы Е. Поляк, В. Попадей-кин и В. Струков приводят около 70 однодневных маршрутов по Подмосковью («Московский рабочий», 1961); «По рекам и озерам Подмосковья» Т. Шеповалов;а, где предлагаются маршруты более чем по ста рекам и озерам продолжительностью от одного до восьми дней («Московский рабочий», 1960); «По дорогам и тропам Ленинградской области» — автор В. Добкович, книгу, популярную среди ленинградских туристов (Лениздат, 1954); «Туристы, в поход!», составленную Г. Усыкиным и тоже содержащую описание маршрутов по Ленинградской области (Лениздат, 1963); «Туристские маршруты по Псковской области», в которую Псковский областной совет по туризму включил 14 маршрутов (Лениздат, 1965); «Туристские маршруты по Новгородской области» А. Семенова (изд-во «Новгородская правда», 1961) и др.

Хороший перечень такой литературы можно найти в брошюре О. Архангельской «Как выбрать туристский маршрут» (М., «Физкультура и спорт», 1967).

Пусть руководителя и ребят не смущает, что рекомендованные маршруты ранее уже были кем-то пройдены. От этого они не стали менее интересными. В путеводителях содержится вся необходимая информация о маршрутах (в том числе их схемы), и можно легко подобрать себе тот, который соответствует намеченным целям и составу группы.
По мере того, как руководитель и ребята будут накапливать опыт, у них начнут появляться собственные идеи, сначала в виде вариантов рекомендованных маршрутов, затем они постепенно переходят к самостоятельному составлению маршрутов. Большую помощь в этом деле оказывают детские туристско-экскурсионные станции, Дома пионеров, клубы туристов, где можно получить литературу, консультации и, главное, картографический материал.

После нескольких многодневных походов по родному краю можно переходить к походам по другим районам страны. Подготовка такого маршрута — дело более сложное.

Знакомство с предполагаемым районом путешествия начинается с изучения литературы, в первую очередь-— специальной туристской. Помимо упомянутых выше путеводителей, рассчитанных на путешествия по родному краю, наши издательства выпускают довольно много всевозможных книг, справочников, альманахов, сборников, туристских карт и маршрутных схем с подробными ко-ментариями. Издательство «Физкультура и спорт» выпустило серию книг «По родным просторам». Ряд книг этой серии посвящен путешествиям по труднодоступным районам страны, но некоторые, как, например, «Водные маршруты Украины» (М., 1968) или «На байдарках по Подмосковью» (М., 1967), могут быть рекомендованы юным туристам. Многие из таких книг перечислены в упомянутой уже брошюре О. Архангельской. Другие можно найти в районных и городских библиотеках или в клубах туристов и детских туристско-экскурсионных станциях.

Помимо специальной туристской литературы, много полезных сведений можно найти в справочной литературе общего назначения. Таковы железнодорожные путеводители Москва — Крым, Москва — Владивосток, Москва— Ленинград — Мурманск и др.; путеводители по водным путям: по Волге, Волго-Балту, Оке. Имеются путеводители по автомагистралям, например Москва — Ялта или Москва — Брест. Издательство «Искусство» выпустило две серии книг, посвященных описанию исторических и архитектурных памятников разных районов страны. Сообразно внешнему оформлению этих серий одна получила в обиходе название белой, а другая — желтой серии. Книги как белой серии — «Архитектурные памят-

ники русского севера» (М. — Л1963), «Рязань — Касимов» (М., 1969), «Горький — Балахна — Макарьев»

(М., 1969) и др., так и желтой серии — «По Калужской земле» (М., 1970), «От Валдая до Старицы» (М., 1968), «По берегам Онежского озера» (JL, 1969) и др.— с благодарностью используются туристами. Ну, а литературы, выпущенной областными и республиканскими изданиями, такой, как «Очерки по истории края» Т. И. Осьмин-ского, Н. В. Озеринина, Н. И. Брусенского (Вологодское книжное изд-во, 1960) или «Наш край в истории СССР» Т. И. Осьминского (Северо-Западное книжное изд-во, Вологодское отд., 1965), имеется очень много.

Не должны туристы пренебрегать и узкоспециальной, в первую очередь географической, литературой. Правда, эта литература отличается трудным для юных туристов языком, но зато она подчас содержит много данных, которых больше нигде не найти. Для использования такой литературы нужна определенная географическая культура. Найдя, например, в литературе указание, что годовое количество осадков составляет 380 мм, юный турист в большинстве случаев не понимает, много это или мало. Ну, что ж, лишний раз бывает не вредно заглянуть в справочник, энциклопедию или учебник, обратиться с вопросом к учителю в школе.

Иногда полезно также обратиться в научно-исследовательские институты, краеведческие и другие музеи. Найти в этих организациях людей, которые бывали в интересующих вас краях и готовы дать самую подробную консультацию, не так уж сложно.

В ходе сбора сведений о предполагаемом районе путешествия начинают постепенно вырисовываться несколько возможных маршрутов. К моменту общего обсуждения обычно они уже бывают приблизительно намечены.

После того как район путешествия окончательно выбран, начинается детальная разработка маршрута по карте. Маршрут разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, определяются ориентировочные места ночлегов, дневок, если надо — проведения исследовательских работ и экскурсий, места, где будет пополняться запас продуктов, разрабатываются запасные варианты на случай необходимости сократить маршрут или, напротив, увеличить его, если останутся лишние дни.

 

Следует при этом иметь в виду, что расстояния, измеренные по карте, всегда оказываются меньше реальных. Обычно измеренный на карте километраж надо увеличить хотя бы на 10—15%.

Очень полезно бывает на этом этапе подготовки обращаться с письмами в местные краеведческие музеи, исполкомы сельских советов, леспромхозы, сплавные конторы и другие организации, где работают люди, хорошо знающие свой район. Они смогут сообщить об изменениях, происшедших в районе в последние годы, о том, на какие продукты можно рассчитывать на месте, о транспортных возможностях и т. д. Писать лучше на бланке учреждения, проводящего поход (школы, Дома пионеров и т. д.), и формулировать конкретные вопросы, которые остались неясными, а не вообще просить полезных советов. Посылать письма следует не в одну, а сразу в несколько организаций, так как практика показывает, что ответы приходят далеко не на все запросы.

После того как все это проделано, на отдельном листе составляется график движения примерно по такой схеме:

 

 

 

 

Полезно также вычертить схему маршрута, показав ца ней путь группы, дневные переходы, места ночлегов и дневок. При этом нельзя думать, что эта схема может заменить собой карту. Схема является просто наглядной иллюстрацией к графику движения, не более того. Идти в походе надо по карте, а так как ни в Доме пионеров, ни на детской туристско-экскурсионной станции, ни в клубе туристов вам карту с собой не дадут, надо будет тщательно скопировать ее на кальку. Копировать надо Достаточно широкую полосу — хотя бы по 15 км в обе стороны от намеченного пути, а не только узкую ленточку маршрута.

График движения не всегда стоит детализировать с точностью до дня. Вполне возможно включение в него участков, на прохождение которых запланировано 2—3 дня. И вообще соблюдение графика не должно становиться самоцелью в походе. Это лишь предварительный план, в который по ходу путешествия всегда вносятся какие-то коррективы. Главное — выполнить цель похода. То же самое можно сказать и про намеченные дневки.
Дневки надо устраивать тогда, когда возникает в них необходимость, а не для соблюдения графика движения. Чаще всего Потребность в первой дневке возникает после 2—3 дней похода. Эти дни особенно трудны, так как вес рюкзаков еще велик, а участники похода не вошли в форму. Назначить ли дневку после двух, трех или четырех дней похода, нужно решать в зависимости от состбя-ния группы. Вот почему некоторые руководители походов предпочитают вообще не вносить дневки в график, й просто резервировать несколько дней на их проведение. Конечно, эти дни нельзя путать с запасными днями, которые при разработке маршрута предусматриваются как резерв времени на случай непредвиденных задержек.

После того как план похода разработан полностью, следует получить маршрутную книжку. Для этого надо представить все материалы (схему похода, график движения, список участников с визами врача или медицинскими справками, списки личного и общественного снаряжения, продовольственный рацион и смету) в областную или городскую детскую туристско-экскурсионную станцию, а при ее отсутствии — в Дом пионеров или отдел народного образования. Там проверят, насколько удачно составлен план похода, и выдадут маршрутную книжку. Маршрутная книжка—основной путевой документ туристской группы как для взрослых, гак и для ребят. В нее вносятся сведения о маршруте и об участниках группы, в ней делаются отметки о прохождении определенных пунктов маршрута. По окончании похода она служит документом, подтверждающим, что участники похода действительно совершили данное путешествие. Эти отметки можно сделать в любом местном учреждении — на почте, в сельсовете, в школе и т. д. Важно только, чтобы они были заверены печатями.

Не пренебрегайте маршрутной книжкой. Практика показывает, что, имея ее, всегда легче получить билеты, устроиться на ночлег, договориться об экскурсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..