Естественные препятствия в зимнем туристическом походе

  Главная       Учебники - Туризм      Зимние спортивные походы (Лукоянов П.И.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48 

 

 

 

ОПАСНОСТИ ЗИМНЕГО МАРШРУТА ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА

 

 

Естественные препятствия в зимнем туристическом походе



Естественные препятствия, как объективные опасности лыжного маршрута, относятся к заснеженному рельефу местности и зимней гидрографии. Их включение в маршрут и сам факт преодоления составляют смысл спортивности туризма, а количество и техническая сложность являются принципиальной основой для разрядного классифицирования маршрутов. В каждом маршруте как бы запрограммирована встреча с опасностью, с определенной долей риска. Однако риск здесь понимается как осмысленная необходимость действовать именно так, а не иначе, в этом, а не в другом месте, в данное, а не в иное время. И степень риска зависит, прежде всего, от самого человека: чем выше его уровень знания опасностей, препятствий, а также тактической, технической и моральнопсихологической подготовленности, тем грамотнее принимаемые им решения, тем меньше возможны ошибки и, следовательно, минимальна степень риска.

Всякая попытка изгнать из туризма риск, т. е. спортивность, убьет его высокую социальную сущность: воспитание у молодых людей социально значимых качеств, так необходимых в жизни, в труде и в годины лихолетья. Все, таким образом, сводится к тому, чтобы количество и сложность препятствий подбирались в соответствии со знаниями и опытом участников, с материальной обеспеченностью похода.

Наиболее распространенное препятствие лыжных маршрутов — склоны. Сложность их зависит прежде всего от крутизны и характера снежного покрова, что в конечном итоге и определяет тактику и технику их преодоления, а также меры обеспечения безопасности. Движение по заснеженным склонам допустимо только при отсутствии лавинной опасности (методы ее оценки рассмотрены в следующей главе).

Тактика преодоления склонов сводится в основном к выбору правильного (безопасного и наименее трудоемкого) пути движения и способов страховки.

Техническую подготовленность участников характеризует умение пользоваться в зависимости от состояния склона различными приемами движения и самострахов-ки. Для обеспечения безопасности особенно важно своевременно применять наиболее надежные способы и средства страховки и самостраховки (например, кошки следует надевать до вступления на настовый или обледенелый участок).

Экономия сил и сохранение работоспособности при длительных подъемах достигаются размеренным движением в несколько замедленном ритме. При движении без лыж расстояние между ступенями должно быть не более ширины шага самого низкого участника группы: широкий шаг при подъеме требует больших усилий и быстро утомляет, а при спуске — разрушает ступени и превращает путь спуска в глубокую траншею с разрыхленным снегом.

Снежные склоны (склоны, покрытые глубоким, неуплотненным снегом) преодолеваются обычно без лыж, движением след в след прямо вверх (вниз) или коротким траверсом. Ступени утаптываются постепенным спрессовыванием снега. Ногу следует ставить на всю ступню,

плавно перенося вес тела со ступеньки на ступеньку. Нельзя слишком наклонять тело к склону — это увеличивает опасность падения.

Страховка на крутых снежных склонах организуется обычно через лыжи: одна из них втыкается перпендикулярно к поверхности склона до грузовой площадки (кантами вниз по склону), две другие образуют крестообразную опору (рис. 53). При этом лыжа А предохраняет от бокового заваливания воткнутой лыжи в момент натяжения веревки в начале падения страхуемого, а лыжа Б — от ее выдергивания в момент рывка.

 

 

 

 

Рис. 53. Динамика рывка при срыве страхуемого:
1 — в начале падения удерживает лыжа А; 2 — в конце падения удерживает лыжа Б

 

 

 

 

Рис. 54. Спуск по крутому склону на лыжах со страховкой

 

 

 

 

При спуске, когда ниже преодолеваемого находится более крутой и опасный участок склона, страховка организуется с помощью вертикальных перил и схватывающего узла (рис. 54). Двигаться в этом случае можно ступеньками на лыжах или пешком.
Настовые и ледовые склоны преодолеваются без лыж, как правило, с использованием кошек, а при необходимости — и вырубанием ступеней. На склонах до 30° поднимаются елочкой, разворачивая носки кошек тем шире, чем круче склон. На склонах до 40° и при траверсировании верхняя по склону ступня ставится горизонтально, а нижняя — носком вниз (рис. 55). На участках круче 40° подниматься следует на носковых зубьях кошек с опорой на склон клювом ледоруба.

На сложных и опасных участках движение осуществляется в связке из 2 или 3 человек с попеременной страховкой через ледоруб или лыжи. Тактические возможности связок подробно рассмотрены в книге Н. Волкова «Спортивные походы в горах» (ФиС, 1974), откуда и заимствовано наше изложение.
 


 

Рис. 55. Подъем (слева) и траверсирование склона (справа) на кошках

 

 

Основной тактический вариант парной связки — попеременное движение туристов в роли передового и страхующего (рис. 56) по следующим этапам: организация страховки и самостраховки участником № 1, движение № 2 передовым; организация страховки и самостраховки участником № 2, снятие страховки участником № 1 и движение на страховке до № 2 и далее в качестве передового; организация страховки и самостраховки участником № 1, снятие страховки участником № 2 и движение на страховке до участника № 1, а далее передовым и т. д. Во втором варианте передовым работает только один из связки, а другой обеспечивает страховку и движется по готовому пути. В отличие от первого варианта, во втором появился новый элемент — смена страхующего.

Связка из 3 человек имеет больше вариантов тактических построений, выбор которых зависит от конкретных условий местности, технической подготовленности и состояния туристов. Она проигрывает парной связке в мобильности, но более предпочтительна двойной страховкой одного участника, что особенно важно на отрезках, где одинарная страховка не обеспечивает полной надежности.

Учитывая неодинаковое владение всеми участниками альпинистской техникой, связка из 3 человек чаще всего действует по варианту, когда направляющим постоянно идет средний партнер на одновременной двойной страховке (рис. 57). Здесь различаются следующие этапы:

организация самостраховки и страховки участниками № 1 и 3, движение № 2 передовым и организация им самостраховки и страховки; снятие страховки участником № 1 и движение по готовому пути до № 2, организация самостраховки и страховки участником № 1 около № 2; снятие страховки участником № 3 и движение по готовому пути до № 2; снятие участником № 2 страховки и движение передовым и т. д.

 

 

 

 

 

Рис. 56. Вариант движения парной связки

 

 

 

 

Рис. 57. Вариант движения связки из 3 человек:
1 — направляющий всегда средний; 2 — направляющий левый

 

 

 

 

 


На склонах с не очень твердым снегом при подъеме и спуске лицом к склону ступени выбивают носком ботинка. Двигаться нужно с обязательной опорой на две точки: нога и ледоруб (лыжные палки),— если другой ногой выбивается ступень, и две ноги — при перестановке ледоруба. При спуске лицом от склона ступени выбивают каблуками, опираясь на штырек ледоруба (лыжные палки).

Ступени в насте и во льду вырубаются примерно через 30 см одна от другой. На склонах до 45° ледоруб держат обеими руками. Из каждой позиции делается две ступени, начиная с верхней. На более крутых склонах

ступени рубятся полуторной длины, а переступание производится приставным шагом. Ледоруб удерживается одной рукой, другая используется для подстраховки. На спуске ступени рубятся двойной длины.

Замерзшие водопады, если невозможно их обойти, преодолеваются по правилам движения по крутым ледовым склонам со страховкой. Необходимо помнить, что при рубке ступеней нередко выступает, а иногда и фонтанирует вода: намокшая и обледенелая обувь и одежда затрудняют выполнение страховочных приемов. При движении по заснеженным участкам следует прощупывать ледорубом (лыжными палками) прикрытые снегом места незамерзшей воды, очень опасные при провале в них.

Заснеженные гребни с карнизами следует проходить с наветренной стороны ниже предполагаемой линии возможного отрыва карниза в связке и со страховкой, которая организуется на 1—2 м ниже пути движения. Выход на гребень при сильном ветре и плохой видимости, подход к краю карниза и спуск с него недопустимы. При необходимости преодоления карниза надув в самой безопасной части обрушивают.

Замерзшие озера и реки. Наиболее опасны участки с тонким льдом или заснеженные промоины, которые образуются в местах впадения в озеро (реку) реки или вытекания реки из озера, а также у крутых вогнутых берегов на резких изгибах русла. Такие места, обычно заблаговременно наблюдаемые, у группы всегда имеется возможность обойти. Серьезную опасность представляют ключи с более теплой водой вдали от берега — провалы в таких местах происходят неожиданно при отсутствии мер страховки. Единственным признаком ключевой промоины льда может служить выступившая на лыжне вода, которая, правда, может появиться и по другим причинам. Встретив такое место, группа должна обойти его, уклоняясь все дальше в сторону, пока на лыжне не перестанет проступать вода.

При вынужденном движении по опасному участку рюкзак следует нести на одном плече, снять с рук темляки палок, ослабить крепления лыж, выдерживать интервал не менее 10 м. Первый, кроме того, должен двигаться на страховке. Страхующему надлежит находиться выше по течению реки, чтобы не допустить затягивания провалившегося под лед. При провале надо быстро освободиться от лыж и рюкзака, опереться палками или локтями на закраину льдины и, помогая движением ног, под-няться на лед. Оказывая помощь, участники не должны собираться все вместе и подходить близко к закраине провала. Провалившемуся, если он не был застрахован веревкой, следует ее кинуть или подтолкнуть лыжей, которую он также может использовать как опору при выле-зании на лед.

При движении по заснеженному руслу горной реки особо опасны провалы снежных мостов над закрытыми промоинами, обычно образующимися меж валунами на стрежне и ближе к вогнутому берегу изгиба реки. Открытые промоины следует обходить, прижимаясь к излучине, где более мелко, меньше скорость течения и прочнее лед.

Наледи, кроме неприятности падений на сырой лед, могут стать причиной ушибов и травм только при неосмотрительно быстрых спусках на лыжах на резко понижающихся участках реки, особенно на порогах и водопадах. В последнем случае падение может повлечь более серьезные последствия. Спускаться на таких участках необходимо на кошках. Движение по сырым наледям приводит к намоканию обуви и одежды, следствием чего могут быть простудные заболевания и обморожения.

Трещины в ледниках. Даже в среднегорье (Алтай, Саяны, горы Бырранга, Якутия, Северная Земля), где пролегает большинство лыжных маршрутов, встречаются ледники, опасные закрытыми трещинами. У внешних изгибов ледника образуются радиальные трещины, веерообразно расходящиеся и расширяющиеся к внешней стороне изгиба. В местах перегиба ледника образуются поперечные трещины с наружным или внутренним расширением, а при выходе ледника в широкую долину — продольные трещины.

Двигаться но леднику необходимо след в след в связке (обычно из 3 человек) с тщательным зондированием снега в подозрительных местах. Наиболее правильный путь движения на участке изгиба — ближе к его внутренней стороне. На расширяющейся части нельзя двигаться друг за другом параллельно продольной оси ледника: можно всей связкой провалиться в одну трещину. Выпуклые участки ледника характеризуются обилием хаотически расположенных трещин. Движения по таким местам следует избегать или проходить их после тщательной разведки и в связке.
 

Из многих способов подъема провалившегося в трещину, описанных в альпинистской литературе , мы рассмотрим самый простой— подъем на страхующей веревке. Пострадавшего вначале необходимо опустить до полки или дна трещины, чтобы под ослабленную веревку подложить две связанные лыжи (скользящими поверхностями к снегу), снять и вытащить другой веревкой рюкзак и лыжи. Затем группа, взявшись за основную веревку, общими усилиями поднимает провалившегося до уровня поверхности ледника, закрепляет веревку, а двое, предварительно застрахованных, подтягивают товарища и помогают ему вылезти из трещины (рис. 58).

 

 

 

 

 

 

Рис. 58. Подъем провалившегося в трещину

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48