ТАКТИКА ЛЫЖНОГО
ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА
Планирование дневного туристического
перехода на лыжах
Если план путешествия разрабатывается до его начала, то
планирование дневных переходов происходит непосредственно на
маршруте и заключается в ежедневной разработке графика движения
и распорядка дня с учетом наиболее благоприятного времени
преодоления препятствия и в выборе места бивака.
График движения вырабатывается исходя из запланированной
протяженности предстоящего дневного перехода, характера рельефа
местности и состояния погоды, а также средней скорости движения
группы. Он заключается в определении: количества и протяженности
переходов; потребного времени на движение, отдых и обеденный
перерыв. При этом учитывается следующее: первый переход должен
быть самым коротким, а последующие — постепенно увеличиваться до
оттренированной кормы (например, 3 км за 50 минут хода). Перед
обедом и остановкой на бивак величина переходов уменьшается.
Обеденный перерыв обычно назначается после половины дневного
пути, а его продолжительность зависит от принятой в группе
манеры довольствоваться холодным «перекусом» или горячим обедом
(в безлесье и с установкой палатки).
Ниже приводится вариант возможного графика (табл. 1).
Таблица 1
Переходы |
Время
движения, мин. |
Расстояние,
км |
Отдых, мин. |
1 -й |
30 |
2,0 |
10 |
2-й |
40 |
2,5 |
10 |
3-й |
50 |
3,0 |
10 |
4-й |
40 |
2,5 |
— |
Обед |
— |
|
80 |
5’й |
40 |
2,5 |
10 |
6-й |
50 |
3,0 |
10 |
7-й |
50 |
3,0 |
10 |
8-й |
40 |
2,5 |
|
В итоге получилось: ходовое время 5 часов
40 минут, малые привалы — 60 минут, обеденный перерыв — 1 час 20
минут. Общее время с момента выхода до окончания дневного
перехода — 8 часов.
Распорядок дня регламентирует всю деятельность группы от подъема
до отбоя. Он вырабатывается с учетом:
1) времени, потребного группе от подъема до отбоя: в нашем
примере—12 часов (от подъема до выхода на маршрут — 2 часа, от
начала до окончания дневного перехода — 8 часов, от начала
разбивки бивака до отбоя с учетом личного времени, времени на
подведение итогов и выработки плана на следующий день — 2 часа);
2) бюджета светлого времени суток;
3) благоприятного времени преодоления сложного препятствия.
Зная все эти данные, следует четко установить и довести до
сведения участников время подъема дежурных
и группы, завтрака, выхода, остановки на
ночлег, ужина, отбоя, а при необходимости — и других
мероприятий.
Потребность в корректировке графика движения возникает обычно
при резком изменении погоды и состоянии снега, непредусмотренном
и усложненном характере естественных препятствий, усталости
группы. Стремясь выполнить намеченный график, руководитель
должен чувствовать состояние и настроение участников и
реагировать на это разумными изменениями, не доводя ради
престижных соображений до недовольства и конфликтных ситуаций.
Выбор места бивака — одно из важных каждодневных тактических
решений, особенно при путешествиях в горных районах, где место
ночлега должно выбираться, прежде всего, с учетом лавинной
опасности и уж только потом — с учетом удобства расположения,
наличия укрытий и «строительного» снега.
Место бивака следует начать выбирать на последнем переходе. Не
беда, если оно найдется несколько раньше: всегда выгоднее встать
в удобном месте и затратить меньше времени на устройство бивака,
чем пунктуально выполнять дневную норму и потратить больше сил и
времени на организацию ночлега в менее подходящем месте.
В конце дня необходимо подвести итоги и выработать план действий
на следующий день. Нужно делать так, чтобы в его составлении
принимали участие все члены группы, чтобы он не был проявлением
воли только одного руководителя. Совершенно точно установлено,
что «свой» план выполняется более желанно, без воздействия и
понуждения со стороны.
|