Планирование дневного туристического перехода на лыжах

  Главная       Учебники - Туризм      Зимние спортивные походы (Лукоянов П.И.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

ТАКТИКА ЛЫЖНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА

 

 

Планирование дневного туристического перехода на лыжах



Если план путешествия разрабатывается до его начала, то планирование дневных переходов происходит непосредственно на маршруте и заключается в ежедневной разработке графика движения и распорядка дня с учетом наиболее благоприятного времени преодоления препятствия и в выборе места бивака.

График движения вырабатывается исходя из запланированной протяженности предстоящего дневного перехода, характера рельефа местности и состояния погоды, а также средней скорости движения группы. Он заключается в определении: количества и протяженности переходов; потребного времени на движение, отдых и обеденный перерыв. При этом учитывается следующее: первый переход должен быть самым коротким, а последующие — постепенно увеличиваться до оттренированной кормы (например, 3 км за 50 минут хода). Перед обедом и остановкой на бивак величина переходов уменьшается. Обеденный перерыв обычно назначается после половины дневного пути, а его продолжительность зависит от принятой в группе манеры довольствоваться холодным «перекусом» или горячим обедом (в безлесье и с установкой палатки).

Ниже приводится вариант возможного графика (табл. 1).
Таблица 1

Переходы

Время движения, мин.

Расстояние, км

Отдых, мин.

1 -й

30

2,0

10

2-й

40

2,5

10

3-й

50

3,0

10

4-й

40

2,5

Обед

 

80

5’й

40

2,5

10

6-й

50

3,0

10

7-й

50

3,0

10

8-й

40

2,5

 

 

 

 

В итоге получилось: ходовое время 5 часов 40 минут, малые привалы — 60 минут, обеденный перерыв — 1 час 20 минут. Общее время с момента выхода до окончания дневного перехода — 8 часов.

Распорядок дня регламентирует всю деятельность группы от подъема до отбоя. Он вырабатывается с учетом:

1) времени, потребного группе от подъема до отбоя: в нашем примере—12 часов (от подъема до выхода на маршрут — 2 часа, от начала до окончания дневного перехода — 8 часов, от начала разбивки бивака до отбоя с учетом личного времени, времени на подведение итогов и выработки плана на следующий день — 2 часа);

2) бюджета светлого времени суток;

3) благоприятного времени преодоления сложного препятствия.

Зная все эти данные, следует четко установить и довести до сведения участников время подъема дежурных
 

и группы, завтрака, выхода, остановки на ночлег, ужина, отбоя, а при необходимости — и других мероприятий.

Потребность в корректировке графика движения возникает обычно при резком изменении погоды и состоянии снега, непредусмотренном и усложненном характере естественных препятствий, усталости группы. Стремясь выполнить намеченный график, руководитель должен чувствовать состояние и настроение участников и реагировать на это разумными изменениями, не доводя ради престижных соображений до недовольства и конфликтных ситуаций.

Выбор места бивака — одно из важных каждодневных тактических решений, особенно при путешествиях в горных районах, где место ночлега должно выбираться, прежде всего, с учетом лавинной опасности и уж только потом — с учетом удобства расположения, наличия укрытий и «строительного» снега.

Место бивака следует начать выбирать на последнем переходе. Не беда, если оно найдется несколько раньше: всегда выгоднее встать в удобном месте и затратить меньше времени на устройство бивака, чем пунктуально выполнять дневную норму и потратить больше сил и времени на организацию ночлега в менее подходящем месте.

В конце дня необходимо подвести итоги и выработать план действий на следующий день. Нужно делать так, чтобы в его составлении принимали участие все члены группы, чтобы он не был проявлением воли только одного руководителя. Совершенно точно установлено, что «свой» план выполняется более желанно, без воздействия и понуждения со стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..