ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
В солнечный день часа три-четыре лететь по
лыжне, чтобы дух захватывало, в Берендеевом царстве заиндевелого
леса почувствовать себя сказочным богатырем, на морозе напиться
чаю ...из термоса Это понятно!
А вот сгибаться под рюкзаком весом в два-три пуда и чувствовать,
как натруженно ноют плечи и болит спина, еле-еле переставлять в
убродном снегу лыжи, мерзнуть в холодной палатке и беспокоиться,
выдержит ли она напор шквального ветра и пурги, с опасностью
взбираться по крутым обледенелым склонам, постоянно испытывать
чувство голода и мечтать о куске мяса величиной с ладонь...
Зачем и кому это нужно?
Такой вопрос задают все: родные и близкие, с тревогой ожидающие
от своих ненаглядных весточек с далеких станций и поселков,
деканы институтов, руководители предприятий, даже сами участники
дальних путешествий.
Вряд ли убедительными и исчерпывающими покажутся непосвященным
такие ответы: «Хочу испытать себя», «Еду за неповторимой
красотой зимы», «Хочу прикоснуться к событиям истории» или
что-то в этом роде. Однако, не удовлетворившись подобными
ответами, не торопитесь просто обвинить туристов в авантюризме,
в стремлении испытать острые ощущения.
Как-то один «палаточный мудрец» изрек: «Мы ищем то, чего не
теряли!» В этом изречении можно усмотреть парадокс. С ним можно
не согласиться как с серьезным доводом. Но в нем нельзя не
увидеть романтики дальних дорог, порыва человеческой страсти,
щемящего душу чувства неведомого, неприемлемости житейского
благополучия и еще многого, что понимается каждым по-своему, но
одинаково значимо. Такие поиски и находки обогащают и
облагораживают человека. Все сказанное, конечно, относится к
туризму в целом, но к лыжному, как мне кажется, — в наибольшей
степени.
Непреложным фактом является то, что лыжный туризм по массовости
подбирается к чемпиону — пешеходному. Особая увлеченность лыжным
туризмом проистекает из того, что на значительной части
территории нашей страны снежный покров держится несколько
месяцев, а зима в ряде мест — единственное время года, когда
можно совершать туристские походы.
Зима, однако, не только легкий морозец в
солнечный день, тишина и дым столбом, изукрашенные инеем деревья
— эдакая умиляющая идиллия! Зима — это также сильный мороз,
леденящий тело ветер, беспощадная пурга, резкие изменения
погоды, неприглядный для непосвященного походный быт — факторы,
определяющие специфику лыжного туризма, особенности подготовки и
проведения походов зимой. Они накладывают на руководителя и
группу множество дополнительных обязанностей, выполнение которых
способствует успеху путешествия. Прежде всего это относится к
подбору участников, осуществлению обширной программы физических
тренировок и технического совершенствования, тщательной
подготовке личного и общественного снаряжения, продуманному
подбору высококалорийных продуктов питания. Планируя
путешествие, приходится учитывать влияние короткого дня,
расположения населенных пунктов, наличия лесов, сложных участков
рельефа на выбор и протяженность маршрута, величину дневных
переходов, темп движения и другие тактико-технические элементы
путешествия.
Завтрашний день лыжного туризма обычно связывают с дальнейшим
расширением географии походов. В последние годы лыжные маршруты
проложены в горных и тундровых районах Якутии и Чукотки,
Приморья и Камчатки, по побережью и архипелагам Северного
Ледовитого океана, в заоблачном Тянь-Шане. Особо привлекают
внимание тайга и среднегорье по трассе Байкало-Амурской
магистрали, которые уже в ближайшее время могут стать
популярными для лыжного спортивного туризма.
История советского лыжного спорта богата марафонскими и
сверхмарафонскими маршрутами: 1927 г. — от Москвы до Осло (2150
км), 1935 г. — от Байкала до Мурманска (9000 км). Это мужчины. В
1937 г. пять комсомолок-буряток за 90 дней одолели путь от
Улан-Удэ до Москвы, а в 1969 г. пять москвичек за 43 дня прошли
2600 км и финишировали в финском городе Торнио. Свеж в памяти
пробег лыжников из города Усть-Каменогорска по трассе ГТО длиной
4500 км. Это, конечно, не туристские походы с тяжелыми
рюкзаками, а пробеги на лыжах в легкой спортивной форме. Нет
слов — очень трудные, требующие большого физического напряжения
и завидного мужества.
Однако и лыжные туристские маршруты сегодня далеко выходят за
пределы классификационных нормативов. Сейчас уже никого не
удивишь походами в 400— 450 км. Ленинградские туристы первыми
прошли маршруты 600—700 км, а затем туристские группы
моск-вичей-спартаковцев совершили лыжные походы протяженностью
850 и 1100 км! В связи с дальнейшим освоением тундровых районов
и выходом на льды Северного Ледовитого океана протяженность
маршрутов будет еще больше возрастать.
Популярными становятся походы в осеннее и весеннее межсезонье.
Первые лыжные многосоткилометровые маршруты проложены по тундре
в условиях полярной ночи. Это еще более расширяет возможности
лыжного туризма и способствует удовлетворению самых экзотических
запросов туристов-лыжников.
Наметилась тенденция проложить туристские лыжни по высоким горам
в зимнее время. Успех таких походов немыслим без овладения всем
арсеналом альпинистской техники и тактики горных путешествий.
В лыжном туризме прочно укоренилось совмещение спортивных целей
похода с решением научных задач, с испытанием новых образцов
снаряжения, рационов питания и др. Примечательно, что
туристы-лыжники способны проводить такую работу в особо
удаленных, труднодоступных и редко посещаемых районах, в самых
неблагоприятных условиях. Можно только пожалеть, что научные
учреждения еще мало используют для этих целей туристов.
Развитие лыжного туризма в настоящее время тормозится, прежде
всего, отсутствием специального снаряжения и имущества
(многоместных палаток и ветрозащитных костюмов из современных
материалов, утепленных лыжных ботинок, групповых спальных
мешков), портативных средств связи, средств обеспечения
безопасности и облегченного лавинного снаряжения. Совершенно
очевидно, что эта проблема может быть решена только
централизовано, в плановом порядке. Сюда же можно отнести и
такие важные задачи, как создание постоянно действующих учебных
центров по подготовке туристов-лыжников, постройку в наиболее
популярных районах лыжного туризма приютов (где можно было бы
пополнить запас продуктов и отправить сообщение с маршрута),
обеспечение в необходимом количестве туристской литературой,
учебными и наглядными пособиями.
Ко второй группе проблем относятся: дальнейшая
разработка теории и практики лыжных походов, особенно мер по
обеспечению безопасности, совершенствование системы и методов
обучения и воспитания туристов, выработка объективных критериев
оценки категорирования сложности лыжных маршрутов,
классифицирование перевалов в среднегорье применительно к зимним
условиям. Эти проблемы могут и должны решаться силами самих
туристов в лице комиссий лыжного туризма и
маршрутно-квалификационных комиссий.
|