СТАРТЕР СТ-712 ТЕПЛОВОЗА ТГМ1

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТГМ1 (издание второе) Бибиков Ю.С. - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

 

 

Электрические машины и аппараты тепловоза ТГМ1
 

 


СТАРТЕР СТ-712 ТЕПЛОВОЗА ТГМ1

 

 

 

 

Техническая характеристика стартера

Тип........................................СТ-712

Максимальная мощность при n=1100 об/мин и напряжении 24 В, л. с...................15

Номинальное напряжение постоянного тока, В . . .. 24

Максимальный тормозной момент, кгс-м..........19

Ток холостого хода при напряжении 24 В, А не более 115

Частота вращения холостого хода при напряжении 24 В, об/мин:

не менее................................5500

не более................................7500

Направление вращения.............правое со стороны

привода

Число зубьев шестерни стартера................11

Модуль зацепления, мм........................4,5

Вылет шестерни стартера, мм....................24±1,5

 

Фрикционная муфта свободного хода отрегулирована

на момент, кгсм............................24—28

Муфта не должна буксовать при двух включениях

отартера продолжительностью по 1с при токе, А . 1800—2000

Включение контактов реле привода РСТ-21 при токе

обмоток реле, А не более....................85

Выключение контактов реле привода при напряжении, В:

не менее................................2

не более................................9

Сопротивление изоляции в холодном состоянии стартера, мОм, не менее........................1,0

Щетки марки МГ-4С (чертеж СТ-66-96) с размерами

32x12X27 мм — количество, шт..................8

Мааса стартера вместе с реле привода, кг..........48

 

 

 

Стартер СТ-712 (рис. 96) — электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения двухпроводного исполнения. Стартер снабжен приводным механизмом с фрикционной муфтой свободного хода и реле привода РСТ-21.

Стартеры типа СТ-722, заменившие стартеры типа СТ-712, не имеют реле привода и снабжены механизмом инерционного типа (аналогично автомобильным). Технические параметры этих стартеров одинаковы.

Реле привода и приводной механизм служит для автоматического введения в зацепление шестерни стартера с маховиком дизеля на время запуска, а также для предохранения стартера от механических повреждений при резком увеличении вращающего момента и при позднем выключении пусковой кнопки после того, как дизель начал работать. Включать же стартер при работе дизеля недопустимо.
 

 

 

 

 

 

Рис. 96. Стартер СТ-712 (продольный разрез):
1 — корпус; 2 —якорь; 3 — полюс; 4 — катушка возбуждения; 5 — крышка стороны коллектора; 6 — резиновый колпачок; 7 — выводной болт; « — щетка; 9 — коллектор; 10 — обмотка якоря; 11 — пакет железа; 12 — фрикцион пая муфта; 13 — хвостовик с шестерней; 14 — реле привода; 15 — сердечник; 16 — якорь реле; 17 — ярмо; 18 — последовательная катушка; 19 — параллельная катушка; 20 — подвижной контакт; 21 — неподвижный контакт; 12 — тяга; 23 — возвратная пружина; 24 — рычаг; 25 — шестерня; 26 — крышка привода

 

 

 

При запуске дизеля стартер в первый период оказывается включенным на аккумуляторную батарею через последовательную обмотку реле привода, при этом сила тока в цепи стартера 65—85 А. Якорь стартера начинает медленно проворачиваться (вследствие чего облегчается введение шестерни в зубчатый венец маховика), а реле привода вводит шестерню стартера в зацепление с маховиком дизеля. В момент зацепления шестерни с зубчатым венцом маховика шестерня стартера останавливается, а якорь стартера, продолжая медленно вращаться, заставляет ведомую втулку фрикционной муфты с трехходовой резьбой перемещаться в сторону ведущей полумуфты, что приводит к затяжке дисков трения фрикционной муфты. Когда шестерня войдет в зацепление полностью, контакты реле привода замыкаются, и стартер оказывается подключенным непосредственно к аккумуляторной батарее, обеспечивая пуск дизеля. После того как дизель начал работать, шестерня стартера из ведущей ставится ведомой и обгоняет по частоте вращения якорь стартера. При этом ведомая втулка фрикционной муфты с трехходовой резьбой перемещается в сторону шестерни, благодаря чему уменьшается затяжка дисков фрикционной муфты, и муфта может кратковременно пробуксовывать (не более 5 с), что предохраняет стартер от механических повреждений (разноса). Фрикционная муфта в качестве муфты свободного хода может работать лишь 20—30 с, так как в течение этого времени фрикционные диски от пробуксовки сильно нагреваются, графитовая смазка выгорает, и муфта заклинивается. Поэтому сразу же после начала работы дизеля при пуске стартер должен быть отключен. При этом реле привода обесточивается, и пружина возвращает фрикционную муфту и шестерню стартера в начальное положение.

Уход за стартером заключается в систематическом наблюдении за состоянием крепления стартера, креплением проводов, состоянием контактных поверхностей реле привода, коллектора, смене износившихся щеток, смазке подшипников стартера и в замене графитовой смазки во фрикционной муфте.

Осмотр коллектора и щеток необходимо производить не реже одного раза в три месяца. Для удаления щеточной пыли можно коллектор и щеткодержатели продувать воздухом (мехами). В случае загрязнения коллектор следует протереть смоченной в бензине чистой тряпкой, а в случае небольшого подгорания — зачистить стеклянной шлифовальной шкуркой. При большом подгорании, коллектор необходимо проточить на токарном станке, снимая минимальную стружку. Изоляция между коллекторными пластинами после проточки должна быть выбрана на глубину 0,8—1 мм, заусенцы с краев коллекторных пластин' должны быть удалены. Биение коллектора после проточки должно быть не более 0,03 мм по отношению к шейкам вала.

Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и не должны иметь отколов. Замену щеток производят в том случае; если их высота станет меньше 17 мм. Новые щетки должны быть тщательно притерты к коллектору не менее чем на 2/3 рабочей поверхности.

В корпусе стартера имеется отверстие, закрываемое резьбовой пробкой, через которое пополняется смазка в подшипниках я бронзовой втулке, являющейся подшипником скольжения хвостовика шестерни привода.

 

Не реже одного раза в два года независимо от проработанного времени на дизеле и числа произведенных включений необходимо менять смазку в шарикоподшипниках и внутри хвостовика стартера. Для этого стартер следует разобрать. Перед закладкой смазки детали промывают в бензине и просушивают.

После смены графитовой смазки во фрикционной муфте она должна быть отрегулирована на момент пробуксовки 24—28 кгсм. Рычаг с грузом при этом надевается на шестерню стартера. Регулирование момента затяжки муфты производят регулировочными шайбами. Для увеличения момента следует добавить одну или несколько шайб, для уменьшения — убрать.

В шарикоподшипники закладывают консистентную смазку — консталин (ГОСТ 1957—52) или заменяющую его смазку УТВМ-2 (ТУ 334—50), смазку ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433—60), ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773—63) или ВНИИ НП-220 (по ВТУ НП-17-58). Смазкой заполняют шарикоподшипник не полностью, а только на 2/3 окружности сепаратора так, чтобы она доходила до фаски внутренней обоймы шарикоподшипника с каждой стороны. Заложенная в шарикоподшипники смазка обеспечивает полный объем работы стартера — 4000 включений.

После замены смазки и сборки стартер должен быть проверен при режиме холостого хода от аккумуляторной батареи напряжением 24 В, при этом ток, потребляемый стартером, должен быть не более 115 А при частоте вращения не менее 5500 об/мин. Больший ток говорит о недостаточной тщательности сборки.

Стартер устанавливают в ложе (подушку) так, чтобы имеющийся в ложе штифт вошел в канавку (шлиц) корпуса стартера для предохранения стартера от проворачивания в подушке во время пуска дизеля. Стартер на месте закрепляют стяжными лентами. Установку стартера проверяют после затяжки стяжных лент. Величина осевого зазора между шестерней стартера и зубьями венца маховика должна быть 4+0-5 мм. Зазор замеряют через лючок на кожухе маховика. Боковой зазор между зубьями измеряют после втягивания за пуговку шестерни стартера в зубчатый венец маховика при помощи щупа и должен быть в пределах 0,6—1,2 мм. При несоблюдении этих зазоров возможна поломка стартера. Торцовый зазор регулируют за счет осевого перемещения стартера, боковой зазор — прокладками под стартер.

В случае износа или порчи шарикоподшипников они должны быть заменены новыми. Шарикоподшипник со стороны коллектора № 205 (ГОСТ 8338—57), шарикоподшипник со стороны привода № 1209 (ГОСТ 5720—51), а в стартере СТ-722 соответственно № 60205 (ГОСТ 7242—54) и № 1210 (ГОСТ 5720—51)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..