отартера продолжительностью по 1с при токе, А . 1800—2000
Включение контактов реле привода РСТ-21 при токе
обмоток реле, А не более....................85
Выключение контактов реле привода при напряжении, В:
не менее................................2
не более................................9
Сопротивление изоляции в холодном состоянии стартера, мОм, не
менее........................1,0
Щетки марки МГ-4С (чертеж СТ-66-96) с размерами
32x12X27 мм — количество, шт..................8
Мааса стартера вместе с реле привода, кг..........48
Стартер СТ-712 (рис. 96) — электродвигатель
постоянного тока последовательного возбуждения двухпроводного
исполнения. Стартер снабжен приводным механизмом с фрикционной муфтой
свободного хода и реле привода РСТ-21.
Стартеры типа СТ-722, заменившие стартеры типа СТ-712, не имеют реле
привода и снабжены механизмом инерционного типа (аналогично
автомобильным). Технические параметры этих стартеров одинаковы.
Реле привода и приводной механизм служит для автоматического введения в
зацепление шестерни стартера с маховиком дизеля на время запуска, а
также для предохранения стартера от механических повреждений при резком
увеличении вращающего момента и при позднем выключении пусковой кнопки
после того, как дизель начал работать. Включать же стартер при работе
дизеля недопустимо.
При запуске дизеля стартер в первый период
оказывается включенным на аккумуляторную батарею через последовательную
обмотку реле привода, при этом сила тока в цепи стартера 65—85 А. Якорь
стартера начинает медленно проворачиваться (вследствие чего облегчается
введение шестерни в зубчатый венец маховика), а реле привода вводит
шестерню стартера в зацепление с маховиком дизеля. В момент зацепления
шестерни с зубчатым венцом маховика шестерня стартера останавливается, а
якорь стартера, продолжая медленно вращаться, заставляет ведомую втулку
фрикционной муфты с трехходовой резьбой перемещаться в сторону ведущей
полумуфты, что приводит к затяжке дисков трения фрикционной муфты. Когда
шестерня войдет в зацепление полностью, контакты реле привода
замыкаются, и стартер оказывается подключенным непосредственно к
аккумуляторной батарее, обеспечивая пуск дизеля. После того как дизель
начал работать, шестерня стартера из ведущей ставится ведомой и обгоняет
по частоте вращения якорь стартера. При этом ведомая втулка фрикционной
муфты с трехходовой резьбой перемещается в сторону шестерни, благодаря
чему уменьшается затяжка дисков фрикционной муфты, и муфта может
кратковременно пробуксовывать (не более 5 с), что предохраняет стартер
от механических повреждений (разноса). Фрикционная муфта в качестве
муфты свободного хода может работать лишь 20—30 с, так как в течение
этого времени фрикционные диски от пробуксовки сильно нагреваются,
графитовая смазка выгорает, и муфта заклинивается. Поэтому сразу же
после начала работы дизеля при пуске стартер должен быть отключен. При
этом реле привода обесточивается, и пружина возвращает фрикционную муфту
и шестерню стартера в начальное положение.
Уход за стартером заключается в систематическом наблюдении за состоянием
крепления стартера, креплением проводов, состоянием контактных
поверхностей реле привода, коллектора, смене износившихся щеток, смазке
подшипников стартера и в замене графитовой смазки во фрикционной муфте.
Осмотр коллектора и щеток необходимо производить не реже одного раза в
три месяца. Для удаления щеточной пыли можно коллектор и щеткодержатели
продувать воздухом (мехами). В случае загрязнения коллектор следует
протереть смоченной в бензине чистой тряпкой, а в случае небольшого
подгорания — зачистить стеклянной шлифовальной шкуркой. При большом
подгорании, коллектор необходимо проточить на токарном станке, снимая
минимальную стружку. Изоляция между коллекторными пластинами после
проточки должна быть выбрана на глубину 0,8—1 мм, заусенцы с краев
коллекторных пластин' должны быть удалены. Биение коллектора после
проточки должно быть не более 0,03 мм по отношению к шейкам вала.
Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и не должны иметь
отколов. Замену щеток производят в том случае; если их высота станет
меньше 17 мм. Новые щетки должны быть тщательно притерты к коллектору не
менее чем на 2/3 рабочей поверхности.
В корпусе стартера имеется отверстие, закрываемое резьбовой пробкой,
через которое пополняется смазка в подшипниках я бронзовой втулке,
являющейся подшипником скольжения хвостовика шестерни привода.
Не реже одного раза в два года независимо от
проработанного времени на дизеле и числа произведенных включений
необходимо менять смазку в шарикоподшипниках и внутри хвостовика
стартера. Для этого стартер следует разобрать. Перед закладкой смазки
детали промывают в бензине и просушивают.
После смены графитовой смазки во фрикционной муфте она должна быть
отрегулирована на момент пробуксовки 24—28 кгсм. Рычаг с грузом при этом
надевается на шестерню стартера. Регулирование момента затяжки муфты
производят регулировочными шайбами. Для увеличения момента следует
добавить одну или несколько шайб, для уменьшения — убрать.
В шарикоподшипники закладывают консистентную смазку — консталин (ГОСТ
1957—52) или заменяющую его смазку УТВМ-2 (ТУ 334—50), смазку ЦИАТИМ-221
(ГОСТ 9433—60), ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773—63) или ВНИИ НП-220 (по ВТУ
НП-17-58). Смазкой заполняют шарикоподшипник не полностью, а только на
2/3 окружности сепаратора так, чтобы она доходила до фаски внутренней
обоймы шарикоподшипника с каждой стороны. Заложенная в шарикоподшипники
смазка обеспечивает полный объем работы стартера — 4000 включений.
После замены смазки и сборки стартер должен быть проверен при режиме
холостого хода от аккумуляторной батареи напряжением 24 В, при этом ток,
потребляемый стартером, должен быть не более 115 А при частоте вращения
не менее 5500 об/мин. Больший ток говорит о недостаточной тщательности
сборки.
Стартер устанавливают в ложе (подушку) так, чтобы имеющийся в ложе штифт
вошел в канавку (шлиц) корпуса стартера для предохранения стартера от
проворачивания в подушке во время пуска дизеля. Стартер на месте
закрепляют стяжными лентами. Установку стартера проверяют после затяжки
стяжных лент. Величина осевого зазора между шестерней стартера и зубьями
венца маховика должна быть 4+0-5 мм. Зазор замеряют через лючок на
кожухе маховика. Боковой зазор между зубьями измеряют после втягивания
за пуговку шестерни стартера в зубчатый венец маховика при помощи щупа и
должен быть в пределах 0,6—1,2 мм. При несоблюдении этих зазоров
возможна поломка стартера. Торцовый зазор регулируют за счет осевого
перемещения стартера, боковой зазор — прокладками под стартер.
В случае износа или порчи шарикоподшипников они должны быть заменены
новыми. Шарикоподшипник со стороны коллектора № 205 (ГОСТ 8338—57),
шарикоподшипник со стороны привода № 1209 (ГОСТ 5720—51), а в стартере
СТ-722 соответственно № 60205 (ГОСТ 7242—54) и № 1210 (ГОСТ 5720—51)