В отличие от компрессора Э500 компрессор ПК-1,75М работает без остановки
при достижении максимального давления, так как при помощи клапана
холостого хода излишний нагнетаемый воздух выпускается в атмосферу.
Установка компрессора (рис. 89) состоит из сварной опоры 2, самого
компрессора 5, клиноременного привода 1, промежуточной опоры 4 и
приборов автоматического управления.
Вращение от ведущего шкива, насаженного на входной
вал гидропередачи, при помощи клиновых ремней передается на ведомый
шкив, который посажен на задний конец вала, вращающегося в промежуточной
опоре на двух шариковых подшипниках. На опоре же установлен натяжной
шкив 9 ременной передачи, перемещающейся в пазу кронштейна, привернутого
к корпусу опоры. На передний конец, вала напрессована ведущая полу-муфта
упругой муфты компрессора.
На трубе, присоединенной к выходному патрубку компрессора, установлены
приборы автоматического управления работой компрессора: клапан холостого
хода 8, предохранительный клапан 7 и обратный клапан 6.
Обратный клапан, не допускающий выхода воздуха из сети в атмосферу при
открытом клапане холостого хода, состоит из всасывающего клапана
компрессора КТ-6 и двух фланцев, между которыми зажат клапан. Фланцы при
помощи шарово-конусных соединений прикреплены один к трубе, идущей от
компрессора, а другой к питательной трубе, идущей к главным резервуарам.
Предохранительный клапан Э-216, отрегулированный на давление
8,5 кгс/см2, установлен на трубе между клапаном холостого хода и
обратным клапаном. Клапан холостого хода (рис. 90) состоит из собственно
клапана 1 и регулирующего клапана 2.
Сжатый воздух, подводимый к регулирующему клапану из главных
резервуаров, при достижении давления 8 кгс/см2 перемещает плунжер
клапана и через открывшееся отверстие поступает в полость над толкателем
клапана холостого хода, перемещает последний и тем самым открывает
клапан, соединяя выходной патрубок компрессора с атмосферой, после чего
поступление воздуха в главные резервуары прекращается. При снижении
давления в главных резервуарах до 6,5 кгс/см2 плунжер регулирующего
клапана отсекает воздух из главных резервуаров и соединяет полость над
толкателем клапана холостого хода с атмосферой. Под действием пружины
клапан холостого хода закрывается и воздух из компрессора через обратный
клапан поступает в главные резервуары.
Основанием компрессора (рис. 91) является корпус 1
(чугунная литая коробка с четырьмя лапами для крепления). В передней
стенке корпуса имеется круглое отверстие, закрываемое крышкой, которая
служит для установки шарикового подшипника коленчатого вала и
уплотняющей манжеты носка этого вала. В задней стенке отверстие
меньшего, чем в передней стенке, диаметра, служащее гнездом для
постановки другого шарикового подшипника. В боковых стенках
прямоугольные отверстия закрыты крышками. В левой крышке установлены щуп
2 для определения уровня масла в корпусе и электроподогреватель 3 (на
тепловозе ТГМ1 не используется). Верхняя крышка корпуса состоит из двух
наклонных плоскостей с углом между ними 90°. В каждой плоскости имеется
по отверстию для постановки цилиндров. Цилиндры, отлитые из чугуна,
снаружи имеют оребрение для увеличения поверхности охлаждения. Нижние
концы цилиндров выполнены в виде центрирующего хвостовика с фланцем для
крепления к корпусу.
Верхние концы цилиндров закрыты крышками, под которыми установлены
клапанные плиты 6 и 11. В клапанных плитах размещены всасывающие и
нагнетательные пластинчатые клапаны.
С правой стороны установлен цилиндр низкого давления 13. Клапанная плита
этого цилиндра имеет девять всасывающих и девять нагнетательных
клапанов. Крышка цилиндра низкого давления 10 чугунная с оребрением на
наружной поверхности. Внутри крышка разделена перегородкой на
всасывающую и нагнетательную полости. К входному отверстию всасывающей
полости при помощи фланца присоединен воздухоочиститель 14. Выходное
отверстие нагнетательной полости при помощи специального патрубка
соединено с промежуточным холодильником 8, состоящим из ряда изогнутых
трубок, параллельно присоединенных к патрубку. На нагнетательной полости
также установлен предохранительный клапан низкого давления 9.
С левой стороны установлен цилиндр высокого давления 7. Клапанная плита
его имеет четыре всасывающих и четыре нагнетательных клапана. Крышка 5
этого цилиндра также разделена на две полости; к всасывающей полости
присоединен промежуточный холодильник, а к нагнетательной—труба с
приборами автоматического управления.
Поршень низкого давления 12 алюминиевый, а поршень
высокого давления 4 — чугунный. На каждом поршне имеются два верхних
компрессионных и два нижних маслосъемных кольца.
При помощи плавающих поршневых пальцев поршни соединены с верхними
головками шатунов 15. Стальные штампованные шатуны одинаковы для обоих
цилиндров. В нижних разъемных головках шатунов установлены вкладыши,
залитые баббитом. К головкам шатунов припаяны трубки, подающие смазку из
нижней головки в верхнюю для смазки пальцев.
Коленчатый вал 21 стальной штампованный, имеет одну общую шейку для
обоих шатунов и по концам этой шейки два противовеса. Передний конец
коленчатого вала, выходящий наружу, конический со шпоночной канавкой и
нарезанным хвостовиком. В заднем конце запрессована втулка с квадратным
отверстием для присоединения масляного насоса.
На крышке, закрывающей отверстие в задней стенке корпуса, установлен
лопастной масляный насос 17, квадратный хвостовик валика которого входит
во втулку коленчатого вала.
На носок коленчатого вала посажена на шпонке и закреплена гайкой со
стопорной шайбой ведомая полумуфта упругой втулочно-пальцевой муфты 20.
Эта полумуфта служит одновременно ведущим шкивом привода вентилятора 19,
который установлен на кронштейне с вертикальным пазом. Путем перемещения
оси вентилятора в этом пазу производят натяжение приводного клинового
ремня.
На задней стенке корпуса закреплен сапун 18.
Воздух, засасываемый через воздухоочиститель, в цилиндре низкого
давления сжимается примерно до 3 кгс/см2 и нагнетается в промежуточный
холодильник, где охлаждается и оттуда засасывается в цилиндр высокого
давления, а из последнего нагнетается в питательную магистраль
тепловоза.
Масло для смазки компрессора через фильтр 16 засасывается насосом, а
затем через отверстие в валике' насоса и отверстия коленчатого вала
подается на смазку головок шатунов. Смазка поверхностей цилиндров
производится разбрызгиванием, а подшипников вентилятора — консистентной
смазкой.