Краткие сведения по ремонту гидропередачи
тепловоза ТГМ1
Сдвиг вала насосных колес. При неправильной эксплуатации: резких
изменениях частоты вращения вала двигателя, загрязнении масла
гидропередачи, износе подшипника или неправильном монтаже узла —
подшипник 34 (см. рис. 44), воспринимающий значительные переменные по
направлению осевые нагрузки, может заклиниться; при этом часто
проворачивается внутреннее кольцо подшипника, а иногда и втулка 32,
сминая шпонку и разрушая шпоночный паз. В этом случае быстро
изнашивается кольцо 37 и вал с насосными колесами получает возможность
перемещаться в осевом направлении. Одновременно возникает возможность
трения насосных колес о турбинные и корпуса гидромуфт. Это приводит к
быстрому износу рабочих колес, а иногда к заклиниванию их и разрушению.
В связи с этими при технических осмотрах проверка сдвига вала и
крепление подшипника обязательны. Для проверки необходимо:
а) снять переднюю крышку и проверить затяжку стопорных болтов М12 X
25, специального винта 35 и гайки 36. Детали не должны иметь качки;
б) закрепить корпус подшипника и наружное кольцо подшипника от осевых
смещений и проверить осевой разбег. Для этого необходимо при помощи
простейшего приспособления или ломика сдвинуть вал в одну и другую
сторону. Его перемещение должно быть не более 0,4 мм. Наличие большого
осевого разбега говорит о сдвиге главного вала.
Порядок устранения сдвига. Для того чтобы устранить сдвиг вала насосных
колес, необходимо:
вывернуть стопорные болты и специальный винт 35;
отогнуть усы стопорной шайбы и снять гайку 36 вала;
снять втулку 32 с подшипником 34 и корпусом 33;
снять регулировочное кольцо 37 со ступицы шестерни;
сдвинуть вал до упора назад и замерить размер L1x;
сдвинуть вал до упора вперед и замерить размер L2;
найти среднее значение Lcp =(L1+L2)/2
установить главный вал так, чтобы размер L1 был равен Lcp; замерить
размер h и определить толщину кольца; толщина кольца будет равна s =I ср
— h;
изготовить регулировочное кольцо; кольцо изготовляют из стали 45 и
закаливают до твердости HRC = 40 — 50;
напрессовать регулировочное кольцо на ступицу шестерни по напряженной
посадке и собрать подшипниковый узел. При необходимости подшипник
следует заменить.
Порядок сборки узла обратный разборке. В случае срыва шпонки или
проскальзывания внутреннего кольца роликоподшипника втулку 32 необходимо
заменить. Внутренний диаметр втулки принимают «по месту» с обеспечением
натяга при запрессовке 0,015 — 0,025 мм и наружного диаметра по
напряженной подшипниковой посадке. Если после затяжки гайки 36 и винта
35 отверстия под болты не совпадут, необходимо просверлить и нарезать
новые отверстия.
Проверку и порядок устранения сдвига вала насосных колес при установке
шариковых радиально-упорных подшипников № 66412, показанных на рис. 45,
производят так же, как описано выше.
Характерным признаком трения насосных колес о турбинные колеса и корпуса
гидромуфт является наличие силуминовой и чугунной стружки в масле
гидропередачи и быстрое повышение температуры масла гидропередачи.