Блокирующее устройство гидропередачи тепловоза ТГМ1

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТГМ1 (издание второе) Бибиков Ю.С. - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

 

УЗЛЫ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕПЛОВОЗА ТГМ1



Блокирующее устройство гидропередачи тепловоза ТГМ1

 

 

 

 

 При работе гидропередачи на второй гидромуфте вращение с ведомого вала передачи через шестерни 47 и 17 (см. рис. 48) передается также и на турбинное колесо первой гидромуфты. (Это явление в передаче условно называют «обратной связью».)

Превышение максимальной скорости тепловоза (30 км/ч на маневровом и 60 км/ч на поездном режиме) в связи с наличием обратной связи создает опасность разноса турбинного колеса. Это обстоятельство, а также имевшиеся в эксплуатации случаи разноса турбинных колес вызвали необходимость установки на тепловозах специального блокирующего устройства. Такое устройство (рис. 54) введено заводом на всех тепловозах с № 937. Оно представляет собой своего рода центробежный регулятор с клапанной коробкой, соединенной с тормозной магистралью. Вращение от ведомого вала гидропередачи передается валику 23 центробежного регулятора А через хвостовик а. На валик насажена неподвижно крестовина 22 с пятью пазами для грузиков (пять шариков 21 диаметром 25,4 мм). Стальная подвижная тарелка 20 с запрессованной в ней бронзовой втулкой прижимается к грузикам пружиной 16. Силу затяжки пружины регулируют гайкой 15. На подшипнике 2 подвижной тарелки закреплен корпус 17 толкателя. Штифт 18 допускает перемещение корпуса толкателя только в осевом направлении.

Клапанная коробка Б блокирующего устройства состоит из системы двух клапанов. Малый клапан 10 может перемещаться в осевом направлении в большом клапане 5 и прижимается к последнему пружиной 11. Нажатие пружины регулируют винтом с контргайкой. Перемещение малого клапана (1,5 ± 0,2 мм) ограничивается упорной шайбой 4, установленной на тугой резьбе на хвостовике этого клапана. Большой клапан 5 входит в седло 12 клапана и прижат к нему пружиной 6. Натяжение пружины регулируют гайкой 7, закрепляемой от проворачивания контргайкой 8.

Полость I клапанной коробки широким каналом сообщается с тормозной магистралью тепловоза.

Центробежный регулятор и клапанную коробку монтируют в корпусе 14. Корпус для удобства сборки выполнен разъемным. Отверстие б в верхней половине корпуса служит для подвода смазки к подшипникам.

Блокирующее устройство крепят болтами к переднему торцу гидропередачи. Валик 23 центрируют с ведомым валом гидропередачи благодаря наличию пояска на привалочном фланце корпуса блокирующего устройства. Поясок входит в соответствующую выточку в корпусе гидропередачи.

Поскольку центробежный регулятор соединен с ведомым валом гидропередачи, а последний через реверс-режимный редуктор жестко связан с колесами тепловоза, частота вращения валика регулятора прямо пропорциональна частоте вращения турбинных колес и скорости движения тепловоза, но не зависит от заданного режима работы.

При скорости движения тепловоза 30—31 км/ч на маневровом и 60—62 км/ч на поездном режимах центробежные силы грузиков, воздействуя на подвижную

тарелку 20, преодолевают натяжение пружины 16. Тарелка сдвигается вправо. Вместе с тарелкой перемещается и корпус 17 толкателя. Болтом 1 корпус толкателя нажимает на хвостовик малого клапана 10 и перемещает его до упора шайбой 4 в большой клапан. На этом перемещение толкателя и клапана прекращается, так как центробежные силы грузиков при данной скорости движения тепловоза не смогут преодолеть затяжку пружины 6.

При открытии малого клапана 10 воздух из полости I по пазам это го клапана через отверстия в упорной шайбе 4 попадает в полость II, а из нее через отверстие в в седле большого клапана по трубопроводам поступает на св исток 3, установленный в кабине машиниста. Звук свистка предупреждает машиниста о превышении скорости. Проходные сечения малого клапана и диаметр отверстия в подобраны таким образом, чтобы давление в полости II сравнялось с давлением в полости I. Вследствие этого воздух в полости II разгружает клапан 5.

При дальнейшем увеличении скорости до 32—34 км/ч на маневровом и до 64—68 км/ч на поездном режимах центробежные силы грузиков преодолевают натяжение пружины 6 и открывают большой клапан. Воздух из тормозной магистрали через отверстия г в седле клапана и отверстие в корпусе выходит в атмосферу. Происходит разрядка тормозной магистрали и, следовательно, торможение. Сечения каналов для выпуска воздуха рассчитаны таким образом,

 

 

чтобы темп разрядки магистрали был приблизительно средним между темпом служебного и экстренного торможения.

Тормозная магистраль разряжается до тех пор, пока скорость движения тепловоза не снизится примерно до 27 км/ч на маневровом или до 54 км/ч на поездном режимах. При этой скорости пружины возвращают подвижную тарелку в исходное положение, клапаны закрываются. Разрядка магистрали прекращается. В это время машинист может произвести отпуск тормозов.

При срабатывании блокирующего устройства гидропередача автоматически не отключается. В связи с этим рекомендуется отключать ее для ускорения процесса торможения и, следовательно, ускорения последующего отпуска тормозов.

Настройку блокирующего устройства производят на специальном стенде при давлении воздуха в полости 5,5—6 кгс/см2. Регулировку производят изменением натяжения пружин 6,11 и 16. Величина давления воздуха на значения частоты вращения, при которой срабатывает блокирующее устройство, почти не влияет. Величина зазора между хвостовиком малого клапана и регулировочным болтом 1, который должен быть в пределах 1—1,75 мм, заметно влияет на четкость работы и на частоту вращения срабатывания блокирующего устройства.

Ход большого клапана должен быть не менее 4 мм.

После регулировки крышку блокирующего устройства пломбируют.

 

 

 

 

Рис. 54. Блокирующее устройство:
А — центробежный регулятор; Б — клапанная коробка; I, II — воздушные полости; а — хвостовик привода валика; б — отверстие для смазки; в, г — отверстия; 1— болт; 2, 13— подшипники; о — свисток; 4— шайба; 5—большой клапан; 6, 11, 16 — пружины; 7, 15 — гайки; 8 — контргайка; 9 — винт; 10 — малый клапан; 12 — седло клапана; 14 — корпус; 17 — корпус толкателя; 18 — штифт;
19 — масляная ванна; 20 — подвижная тарелка; 21 — шарики; 22 — крестовина; 23 валик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..