УЗЛЫ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ТЕПЛОВОЗА ТГМ1
Центробежный регулятор тепловоза ТГМ1
Регулятор (рис. 49) автоматически в
зависимости от скорости движения тепловоза управляет включением
гидроаппаратов. Подводя рабочую жидкость от вихревого колеса
центробежного насоса к золотникам золотниковых коробок и к клапану
слива, он обеспечивает в каждый момент рабочий режим для гидроаппарата,
соответствующего данной скорости движения тепловоза.
Корпус 20 регулятора крепят к хомуту корпуса подшипника второй
гидромуфты четырьмя шпильками, а его цилиндрическая шестерня 18 входит в
зацепление с шестерней привода регулятора, закрепленной на ступице
второй гидромуфты. Шестерню 18 насаживают на посадочный поясок обоймы
грузиков и крепят к ней вместе с крышкой 17 грузиков шестью болтами М8 х
25. Болты контрят стопорными шайбами.
В обойме 19 установлены три грузика 13 с опорами 15, которые
заостренными концами упираются в сегментные упоры, закрепленные в
обойме. Опоры
грузиков имеют по два штифта, которые захватываются
лапками держателей 2, прикрепленных к обойме, и удерживают грузики от
выпадания.
Шестерня 18 в сборе с обоймой и крышкой грузиков вращается в двух
шарикоподшипниках 12 и 14. Шарикоподшипник 14 запрессован до упора на
хвостовик корпуса регулятора и в гнездо обоймы грузиков. Передний
шарикоподшипник 12 напрессован на хвостовик крышки 17; его наружное
кольцо входит в расточку крышки 16 регулятора. От осевого перемещения
подшипник фиксируется буртиком крышки. Крышку и корпус регулятора
скрепляют между собой восемью болтами М8 X 25 со стопорными шайбами. В
отверстие хвостовика крышки 17 по скользящей посадке входят
регулировочная втулка 6 и упорная втулка 8 с пружиной 5, насаженные на
шпильку 9 и закрепленные специальной гайкой 3 и гайками 10. Втулку 6 в
зависимости от необходимой затяжки пружины 4 фиксируют в определенном
положении штифтом 7, который вставляют в одно из отверстий во втулке,
расположенных по винтовой линии, и входит в прорезь втулки 8. Втулка 8
удерживается пружинным кольцом 11, которое входит в кольцевую канавку
хвостовика.
Пружина 4, опираясь в регулировочную втулку, давит на золотник 21 и
держит его в крайнем правом положении до частоты вращения шестерни 18
750—790 об/мин, при которой происходит переключение режима работы с
гидротрансформатора на первую гидромуфту. При этом положении (в
дальнейшем I положение) золотник должен выходить из золотниковой втулки
на 2 ± 0,1 мм.
При увеличении частоты вращения шестерни с ростом центробежной силы сила
давления грузиков на тарелку золотника преодолевает усилие затяжки
пружины 4 и перемещает его до упора в конец шпильки 9. Пружина 5 через
упорную втулку 8 и пружинное кольцо 11 давит на гайку 3 и удерживает
шпильку и золотник в таком положении вплоть до достижения частоты
вращения шестерни I 260—1 300 об/мин (до переключения режима с первой
гидромуфты па вторую). В этом положении (в дальнейшем II положение)
золотник должен утопать в золотниковой втулке на 3±0,1 мм. Этот размер
регулируют изменением расстояния от упорного, конца шпильки до торца
втулки посредством
гаек 10. Для удобства отвертывания и завертывания
гаек на торце шпильки сделана прорезь под отвертку. Затяжку пружины 5
регулируют гайкой 3.
При дальнейшем росте частоты вращения грузики преодолевают усилие пружин
5 и 4 и перемещают золотник влево до упора в крышку 17. В этом положении
(III положение) золотник должен утопать в золотниковой втулке на
6 Hr 0,2 мм.
Корпус регулятора изготовлен из чугуна Сч 18—36 (ГОСТ 1412—70). В
горизонтальное отверстие корпуса запрессована золотниковая втулка /;
втулка с внутреннего торца стопорится двумя винтами М3 X 6 (ГОСТ
1477—64). В корпусе имеются сверления, которые соединяются с
соответствующими камерами золотника для прохода рабочей жидкости. Через
косые отверстия гид при смене режима работы рабочая жидкость из
соответствующих полостей золотниковых коробок сливается в корпус
гидропередачи. Отверстие в сообщается с золотниковой коробкой
гидромуфты, отверстие а сообщается с нижней полостью золотниковой
коробки гидротрансформатора и с клапаном слива гидротрансформатора,
отверстие б сообщается с верхней полостью золотниковой коробки
гидротрансформатора. По каналам е и ж масло от насоса поступает в
полость золотника.
Золотник 21 имеет четыре кольцевые проточки и два осевых канала с
радиальными отверстиями для прохода жидкости; осевое отверстие со
стороны тарелки заглушено резьбовой пробкой. В вертикальное отверстие
корпуса регулятора запрессована втулка 22, в которую входит плунжер 23
пуска гидропередачи. Втулка имеет две кольцевые проточки с радиальными
отверстиями, сообщающиеся с каналами ей ж. Плунжер 23, имея кольцевую
проточку, сообщает или разобщает каналы ей ж между собой. Когда плунжер
находится в нижнем положении, каналы ей ж соединены между собой —
гидропередача включена. Когда золотник поднимется вверх, как показано на
рис. 49, и своим пояском разобщит каналы ей ж, — гидропередача
выключена. Включение и выключение осуществляются при помощи
пневматического цилиндра в крышке регулятора, шток поршня которого
соединяется с плунжером. Плунжер своей головкой входит в паз штока и
закрепляется от выпадания пружинным кольцом.
Втулка и золотник изготовлены из стали 45Х (ГОСТ4543—71). Хвостовик
золотника закаливают токами высокой частоты до твердости 40—45 HRC.
После запрессовки втулки золотника в корпус втулку и золотник притирают.
Золотник, смазанный тонким слоем масла, должен без заеданий
передвигаться в осевом направлении и свободно вращаться во втулке.
Плунжер 23 изготовляют из стали Ст5 (ГОСТ 380—71), закаливают токами
высокой частоты до твердости 40—45 HRC и притерт с втулкой 22 после ее
запрессовки в корпус. Втулка изготовлена из стали 45 (ГОСТ 1050—60).