Главный вал гидропередачи тепловоза ТГМ1 - часть
2
Клапаны слива гидромуфты тепловоза ТГМ1
Для опоражнивания аппарата при переключении на другую скоростную ступень
на корпусе гидромуфты имеются три клапана слива (рис. 46).
Корпус 1 клапана запрессовывают в гнездо корпуса гидромуфты по тугой
посадке Г2а до упора в буртик и стопорят тремя винтами М4 X 10 (ГОСТ
1477— 64). При этом канал а, профрезерованный в стенке корпуса,
сообщается с отверстием в корпусе гидромуфты, через которое происходит
опоражнивание гидромуфты, а канал б обеспечивает проход жидкости в
крышку клапана. В корпус клапана ввертывают крышку 2 с мембраной 5 и
седлом 4 клапана, хвостовик которого плотно входит в отверстие в
корпусе. Седло своим заплечи-ком упирается в буртик внутренней части
крышки и закрепляют в таком положении пружинным кольцом 3. Крышка имеет
кольцевую проточку с восемью отверстиями диаметром 2,5 мм и в центре
отверстие диаметром 2 мм для постоянного частичного слива жидкости из
полости крышки и полного слива из полости и подводящих каналов в момент
прекращения подачи жидкости в гидромуфту.
Для завертывания и вывертывания крышки при сборке, а также при осмотре
клапанов в период эксплуатации на крышке профрезерованы два
крестообразных паза под специальный ключ, который входит в комплект
инструмента, отправляемого с тепловозом. Корпус клапана, крышку и седло
клапана изготовляют из стали 45 (ГОСТ 1050—60), пружинное кольцо и
мембрану — из стали 65Г (ГОСТ 4543—61). Мембрану термически
обрабатывают, шлифуют и притирают с седлом клапана.
Турбинное колесо 18 первой гидромуфты (см. рис. 44) напрессовано на
хвостовик шестерни 13 с натягом 0,015—0,025 мм на двух призматических
шпонках до упора во внутреннее кольцо подшипника 49 и закреплено круглой
гайкой. От ослабления гайку фиксируют стопорной шайбой.
В стенке турбинного колеса просверлены три
радиальных отверстия, заглушенных снаружи резьбовыми пробками.
Радиальные отверстия через торцовые отверстия во фланце колеса и корпуса
гидромуфты сообщаются с клапанами слива.
В ступице турбинного колеса просверлено шесть отверстий для прохода
рабочей жидкости на наполнение гидромуфты. В отверстиях нарезана резьба,
которая предназначается для снятия турбинного колеса с хвостовика
шестерни при разборке.
Для формирования потока жидкости в круге циркуляции на торце ступицы
турбинного колеса имеется «порог». В первоначальный момент заполнения
гидромуфты «порог» тормозит движение рабочей жидкости и способствует
образованию устойчивого потока по кругу циркуляции, обеспечивая в
некоторой степени плавное повышение момента, передаваемого от насосного
к турбинному колесу.
Турбинное колесо отлито из чугуна Сч21-40 (ГОСТ 1412—70). Лопатки колеса
связаны тором, имеющим приливы для выборки металла при балансировке.
Шестерня 13 первой гидромуфты вращается в двух подшипниках 49 и 50.
Внутреннее кольцо подшипника 50 напрессовывают на цилиндрический конец
ступицы шестерни до упора в бурт и закрепляют пружинным кольцом.
Подшипник 49 напрессовывают на хвостовик шестерни в сборе с корпусом 15
подшипника до упора в бурт и удерживают от осевого перемещения ступицей
турбинного колеса.
Корпус 15 подшипника является опорной неподвижной частью и жестко
соединяется со средней частью корпуса гидропередачи. Наружное кольцо
подшипника от осевого смещения в корпусе удерживается крышкой 14,
которую крепят к корпусу восемью болтами М12 х 25. Болты контрят
стопорными шайбами. В одно из болтовых отверстий ввертывают штуцер, к
которому присоединяют маслопровод для смазки подшипника. Масло через
штуцер поступает в выемку н, закрытую хомутом, откуда через отверстие и
канавку в корпусе попадает в подшипник.
К буртику корпуса восемью винтами Мб X 12 (ГОСТ 17475—72) крепят
лабиринтовую втулку 48, втулка центрируется посадочным пояском по
внутреннему диаметру буртика; винты стопорят раскерновкой.
Корпус подшипника в нижней части имеет канал л, по которому рабочая
жидкость через полость, образованную диском 16 с лабиринтовыми выступами
и лабиринтовым кольцом 17, и отверстия в ступице турбинного колеса идет
на наполнение гидромуфты и по радиальным отверстиям — к клапанам слива.
Диск 16 центрирующим пояском входит в кольцевую проточку корпуса 15 и
крепят к нему восемью болтами М10 X 22; болты стопорят проволокой.
К диску 16 восемью болтами М8 X 12 крепят маслоотбойный кожух 47. Кожух
предназначен для того, чтобы жидкость, сливающуюся из гидромуфты через
клапаны слива и протекающую через лабиринтовые уплотнения, отделить от
вращающихся частей для уменьшения ценообразования. Рабочая жидкость,
вытекая через лабиринтовое уплотнение, образованное выступами диска 16 и
лабиринтовым кольцом, проходит между кожухом и диском 16 и через окна в
диске сливается в нижнюю часть корпуса гидропередачи. При опорожнении
гидромуфты при обильном сливе вытекающая жидкость ударяется о
противопенные ребра и стенки корпуса и, частично отражаясь, попадает на
козырек кожуха и затем сливается в нижний корпус. Для уменьшения утечки
жидкости из внутренней полости гидромуфты через зазор между валом
насосных колес и шестерней 13 в торец хвостовика шестерни запрессована
лабиринтовая втулка 46.