Топливный насос высокого давления дизеля
1Д12-400 тепловоза ТГМ1
Топливный насос высокого давления (рис. 10) служит
для подачи к форсункам под высоким давлением точно дозированных (в
соответствии с нагрузкой дизеля) порций топлива в необходимые моменты
времени согласно порядку работы цилиндров. Топливный насос (плунжерного
типа с постоянным ходом плунжеров) состоит из двенадцати одинаковых
насосных секций 4, размещенных в литом алюминиевом корпусе (блоке) 2.
Перемещение плунжеров вверх осуществляется кулачковым валом с
двенадцатью кулачками 22 через толкатели с роликами.
Кулачковый вал приводится во вращение от механизма передач через муфту
11 с текстолитовой шайбой. Вал опирается на два шариковых 14 (по концам)
и пять скользящих 23 подшипников.
Обратное перемещение плунжеров и толкателей вниз происходит под
действием пружин, прижимающих через тарели плунжеры к болтам толкателей,
а толкатели — к кулачкам вала насоса. Насосный элемент в каждой секции
состоит из плунжера и гильзы (рис. 11). Подача топлива начинается при
перекрытии отверстий а и б в гильзе кромкой верхнего торца плунжера во
время движения его вверх. Подача оканчивается в момент, когда отверстие
б гильзы начинает открываться отсечной кромкой спирального выреза г на
плунжере. Величина подачи топлива зависит от длины образующей между
верхней и отсечной кромками плунжера, т. е. от относительного
расположения плунжера и гильзы. Таким образом, поворотом плунжера
достигается изменение количества подачи топлива и, следовательно,
мощности дизеля. При расположении вертикального паза в плунжера против
отверстия б гильзы подача равна нулю. Поворот плунжеров всех секций
производится одновременно общей зубчатой рейкой 5, находящейся в
зацеплении с зубчатыми венцами 11 каждой секции (рис. 12). Венец зажат
на поворотной гильзе 10, внутри которой расположена гильза насоса.
Поворотная гильза, охватывающая гильзу насосного элемента, имеет пазы, в
которые входят прямоугольные выступы хвостовика плунжера.
Топливо, подаваемое плунжером, проходит через нагнетательный клапан 2,
расположенный над плунжерной парой, в трубку высокого давления,
подводящую топливо к форсунке. Максимальная величина подачи топлива
ограничивается положением регулируемого упора рейки.
Топливный насос очень чувствителен к загрязнению топлива, так как его
иЛИ изготавливают с особой точностью, а прецизионные пары—плунжер с
гильзой и нагнетательный клапан с седлом — доводят совместно. Смазка
насоса осуществляется залитым в его корпус маслом. Топливо,
просочившееся через зазоры в плунжерных парах, стекает в корпус
топливного насоса, откуда отводится по специальной трубке в бак.
Рис 11 Различные положения плунжера топливного
насоса
I—III — полная подача (I — н м т II — начало подачи, III — конец
подачи), IV, V—частичная подача (IV — н м т, V — конец подачи), VI —
нулевая подача (и м т )