107. ОСНОВНЫЕ
НЕИСПРАВНОСТИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ ТЕПЛОВОЗОВ ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э
Неисправности в цепях защитной сигнализации
тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э
Основной неисправностью в этих цепях является
перегорание сигнальных ламп. Поэтому при проверке последовательности
включения электрических аппаратов (см. приложение 6) необходимо
проверять и исправность сигнальных ламп. Возможны также подгар
блокировочных контактов термореле РТВ и РТМ, реле РБ1, РБ2, РЗ и РЗС,
обрыв в катушке реле защитной сигнализации РЗС и неисправность зуммера
ЗС.
Замыкания на корпус в низковольтных цепях тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3Т,
ЧМЭ3Э
Повреждение изоляции в цепях управления и
освещения тепловоза приводит к утечке тока из-за искусственного
заземления в цепи, т. е. к ненужной и вредной разрядке аккумуляторной
батареи, а также к нарушению нормальной работы электроаппаратуры и
электрических машин. Поэтому в процессе эксплуатации локомотивная
бригада должна контролировать состояние изоляции низковольтных цепей с
помощью контрольной лампы, используя для такой проверки розетку P3I0,
установленную на каркасе аппаратной камеры (см. рис. 102, а). Два зажима
розетки (см. рис. 100) проводами 21 и 23 соединены с ’’плюсом” и
’’минусом” аккумуляторной батареи, а третий зажим проводом 40 — с
каркасом камеры, т. е. с корпусом тепловоза.
Проверку производят при заглушенном дизеле, включив рубильник
аккумуляторной батареи и автомат АВ220. Один провод от контрольной лампы
подсоединяют к зажиму ’’Земля” розетки Р310, а другой — сначала к зажиму
’’Плюс”, а затем к зажиму ’’Минус” (или наоборот). Если в обоих случаях
лампа не горит, то состояние изоляции низковольтной цепи можно считать
удовлетворительным (более точно оно определяется при ремонтах
с помощью мегаомметра). Загорание лампы указывает на заземление в
низковольтных цепях тепловоза, причем если лампа загорается при
подсоединении к ’’плюсу” батареи, то утечка в минусовой части цепи (от
’’плюса” батареи ток идет через лампу, корпус, заземленное место и далее
на ’’минус” батареи); если же лампа горит при подсоединении к ’’минусу”
батареи, то заземление находится в плюсовой части цепи. Возможны случаи,
когда лампа горит как при подсоединении к ’’плюсу”, так и при
подсоединении к ’’минусу”, батареи. Это может быть при утечке тока в
самой батарее или при одновременном повреждении изоляции как в плюсовой,
так и в минусовой цепях.
Как показала эксплуатационная практика, замыкания на корпус чаще всего
случаются: а) в лампах подку-зовного освещения (из-за проникновения
влаги внутрь плафонов, укрепленных на консолях главной рамы тепловоза);
б) в лампах освещения аппаратной камеры (из-за перетирания изоляции
проводов о край защитного козырька); в) в блок-магните (повреждение
подводящих проводов острой кромкой съемного колпака); г) в катушках
вентилей ВПЖ1, ВПЖ2 и ВПЖ4 (из-за изгиба наконечников присоединяемых к
катушке проводов — наконечник соприкасается с корпусом); д) в катушках
вентилей песочниц и привода автосцепок (из-за небрежного хранения в
местах установки вентилей инструмента и инвентаря); е) в лампе освещения
кабины машиниста (подводящие провода трутся об угольник каркаса кабины);
ж) в блокировочном устройстве песочницы (так как рядом с ним проходит
водяная труба).
Из-за попадания влаги и масла замыкание на корпус происходит в
распределительной коробке, укрепленной на главной раме тепловоза возле
фильтров грубой очистки масла (под ступенькой). Следует тщательно
осматривать провода, подключаемые к блокировочным контактам
электромагнитных реле в аппаратной камере,
так как возможны случаи повреждения изоляции
проводов из-за трения их о край изогнутого держателя реле.
При обнаружении заземления в низковольтной цепи машинист должен сделать
соответствующую запись в журнале формы ТУ-152.
При возникновении неисправностей в электронном оборудовании тепловозов
ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ бригада должна отключить вышедший из строя блок
электронного регулятора. Устранение неисправностей производится
слесарями-электронщиками.