107. ОСНОВНЫЕ
НЕИСПРАВНОСТИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ ТЕПЛОВОЗОВ ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э
Неисправности в системе автоматического
управления холодильником тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э
Как указывалось ранее (см. с.315),
температура воды в системе охлаждения регулируется автоматически.
Установленные на трубопроводах термореле РТЖ1, РТЖ2 и РТЖ4 (см. рис.
191) управляют работой электро-пневматических вентилей ВПЖ1, ВПЖ2 и ВПЖ4
(рис. 237), укрепленных на задней стенке шахты холодильника. Вентиль
ВПЖ1 через кран 593 перепускает сжатый воздух из резервуара управления в
цилиндры привода боковых жалюзи шахты основного контура (ОК). Вентиль
ВПЖ2 через кран 590 соединен с цилиндром привода верхних жалюзи шахты
основного контура и с золотниковой коробкой гидромеханического
редуктора. Вентиль ВПЖ4 при открытом кране 591 управляет впуском сжатого
воздуха в цилиндры привода боковых и верхних жалюзи шахты
вспомогательного контура (ВК). Краны 592 и 594 должны быть закрыты, если
система автоматического управления холодильником работает исправно. В
эту систему входят также электродвигатель МВХ, контактор КМВХ и
термореле РТВ.
Все неисправности в цепях управления холодильником можно разделить на
электрические и механические. К электрическим неисправностям относятся
подгар силовых контактов контактора КМВХ, перегорание плавкого
предохранителя П253 на 80 А, обрыв или отпайка проводов, присоединяемых
к термореле и вентилям, подгар контактов термореле. К
механическим неисправностям относятся перекос якоря
контактора КМВХ, зависание щеток в обоймах щеткодержателей
электродвигателя МВХ (такая неисправность случается, когда при
повышенном износе щеток пружины, прижимающие их к коллектору, упираются
в щеткодержатель), механические повреждения деталей термореле,
нарушающие его нормальную работу, засорение перепускных отверстий в
электропневматических вентилях, неисправности рычажного привода жалюзи
(заедание поршня в цилиндре, пропуск воздуха через манжету, обрыв шланга
и т. д.).
При выходе из строя термореле или вентиля, управляющих охлаждением воды
в основном контуре, вследствие включения реле РТВ из-за перегрева воды
загорается сигнальная лампа ЛСД 1, установленная на пульте управления, и
срабатывает звуковой сигнал (зуммер). В этом случае можно сохранить
автоматическое управление холодильником с помощью одного термореле и
одного электропневмати-ческого вентиля. Например, если не открываются
боковые жалюзи (неисправен вентиль ВПЖ1 или термореле РТЖ1, а главный
вентилятор включается, то перекрывают кран 593 и открывают кран 594 на
соединительной
трубе. Тогда термореле РТЖ2 и вентиль ВПЖ2 будут управлять главным
вентилятором и приводами всех жалюзи шахты основного контура. Если же
из-за неисправности термореле РТЖ2 (вентиля ВПЖ2) не включается главный
вентилятор, а привод боковых жалюзи исправен, то перекрывают кран 590 и
открывают кран 594. При выходе из строя термореле РТЖ4 или вентиля ВПЖ4
можно перекрыть кран 591 и открыть кран 592. В этом случае все жалюзи
шахты вспомогательного контура будут постоянно открыты, что должен
учитывать машинист.
В случае выхода из строя системы автоматического регулирования
температуры воды, а также при необходимости значительно снизить
температуру воды (например, перед остановкой дизеля) может быть применен
режимный переключатель ’’Регулятор мощности и охлаждения”, контакты
ВВОЗ—BBG5 которого в положении "Автоматика управления холодильником
выключена” шунтируют контакты соответствующих термореле (см. рис. 191),
что приводит к одновременному открытию всех жалюзи и включению обоих
вентиляторов. Однако этим переключателем следует пользоваться лишь в
самых необходимых случаях, так как такое управле-ние холодильником не
является гибким, а контакты ВВ02 переключателя (см. рис. 100) вводят в
цепь независимой обмотки возбуждения возбудителя дополнительное
сопротивление, что резко снижает мощность тягового генератора (до
200—300 кВт).
Рис. 237. Схема воздухопроводов управления
приводами жалюзи и главного вентилятора:
НПЖ1, ВПЖ2, НПЖ4 — электропневматические вентили; 590 — 594 краны; ОК
основной контур охлаждения; ВК - вспомогательный контур охлаждения